Сегодняшнее типичное представление о психологии состоит в том, что она состоит в основном из практикующих врачей, консультантов и терапевтов, обученных профессии помощника. В настоящее время эта точка зрения верна. Однако клинические и консультативные области психологии не получили широкого распространения до 1945 года, когда закончилась Вторая мировая война.


Так как же началась психология? Вильгельм Вундт основал первую эксклюзивную психологическую лабораторию в 1879 году; это была лаборатория, в которой проводились эксперименты, связанные с вопросами экспериментальной психологии. Однако изучение человеческого поведения и интерес к нему были с нами, вероятно, с тех пор, как люди ходили по Земле.

На самом деле Герман Эббингауз лучше всего выразился в 1885 году, всего через шесть лет после основания психологии, когда он сказал: «Психология имеет долгое прошлое, но короткую историю». В нашем кратком обзоре истории психологии прослеживаются некоторые предшествующие влияния, которые привели психологию к ее нынешнему статусу. Как специалист по психологии, лучшее понимание наших исторических корней поможет вам лучше оценить и поместить текущие и будущие идеи в соответствующий контекст. Зачем вообще обсуждать историю психологии в книге, предназначенной для введения и обзора основной психологии?

Уотсон и Эванс отмечают, что существует ряд основных принципов (или убеждений), которые управляют процессом понимания поведения, и конечной целью психолога-экспериментатора является понимание поведения. Здесь представлены их исторические изложения. Учитывая изучение человеческого поведения на протяжении веков, возник ограниченный общий набор тем, и мы надеемся, что понимание контекста и перспективы этих тем поможет нам понять поведение. Возможно, наиболее убедительное свидетельство для психолога в изучении истории психологии исходит от Джорджа Сантаяна, который однажды сказал: «Те, кто не знает истории, обречены повторить ее».

Независимо от того, применимо ли это предостережение к предыдущим исследованиям, проведенным в определенной области экспериментальной психологии, или применимо ли оно к более крупным мировым событиям, последствия очевидны: незнание прошлого нежелательно.


При обсуждении истории любой науки всегда возникает вопрос, с чего начать. Психологию можно было бы начать с лаборатории Вундта в 1879 году в Лейпциге, Германия, но при этом упустили бы из виду многие годы важных предшествующих влияний на понимание поведения. С чего же тогда начать? Мы решили начать наше краткое обсуждение с Декарта.


Декарт.

Несмотря на то, что было много потенциальных вкладчиков в зарождение того, что часто называют «современной наукой», идеи философа Рене Декарта важны для науки, но особенно для психологии. Декарт жил с 1596 по 1650 год и работал над ответом на вопрос: «Разум и тело - одно и то же или разные?» Его ответ получил название картезианского дуализма, который заключается в том, что разум и тело различны, но что разум может влиять на тело, а тело может влиять на разум. Что было особенно важно в этой идее, так это то, что она позволила новым ученым эпохи Возрождения и церкви сосуществовать.

Церковь все еще могла воздействовать на разум отдельных людей, а ученые того времени могли изучать тело, причем каждая группа в той или иной степени имела свою область.
Декарт предположил, что, в то время как разум является источником идей и мыслей (которые он правильно разместил в мозгу), тело представляет собой структуру, подобную машине, которую необходимо изучить и понять. Декарт верил и в нативизм, и в рационализм.

Нативист полагает, что все знания являются врожденными, врожденными, тогда как рационалист полагает, что для получения знания человек рационализирует или открывает истину через опыт и деятельность разума. Декарт изо всех сил пытался рационализировать свое существование, пытаясь доказать, что он реален (в философском смысле). Его ответом на проблему было предложение «Cognito, ergo sum», означающее «Я думаю, следовательно, я существую».


Френология.

Как только было установлено стремление к науке через источники, отличные от философии, многие дисциплины и области исследования начали процветать. Двумя из этих дисциплин, оказавших влияние на зарождение психологии, были френология и психофизика. Френология была одним из подходов к проблеме разума и тела, изученным Францем Йозефом Галлом (1758-1828) и впоследствии популяризированным его учеником, тогдашним коллегой Джозефом Спурцхеймом (1776-1832).

Основной принцип френологии предполагал, что можно раскрыть и понять личность человека, почувствовав и интерпретируя удары на голове. Хотя эта идея может показаться упрощенной по сегодняшним стандартам, в то время это была популярная идея, и ее легко могли понять простые люди. Френология, однако, предполагала, что череп был точным представлением лежащего в основе мозга, что разум можно осмысленно разделить и проанализировать на 37 или более различных функций, и что определенные характеристики или качества, которыми мы обладаем, находятся в определенных точных местах в мозг. Следовательно, пощупывая чей-то череп и отмечая расположение аномальной шишки (слишком много) или вдавления (слишком мало), можно сделать интерпретацию относительно того, обладает ли кто-то избытком или недостатком соответствующей черты.


В конце концов френология исчерпала себя, и скептики выгнали френологов из бизнеса, но френология внесла в психологию несколько важных идей. Во-первых, френология вновь подчеркнула, что мозг - это орган разума, и если мы хотим понять разум и поведение, мозг является центральной областью для понимания. Во-вторых, идея локализации функции (что разные части мозга имеют определенные особенности) - это идея, которая до сих пор существует у нас. Хотя мозг не так легко понять, как утверждают некоторые популярные писатели (например, книги для улучшения навыков рисования путем обучения использованию определенной части мозга), определенные структуры мозга действительно специализируются на выполнении определенных функций. Хотя методы френологии просуществовали недолго, некоторые предположения френологии имели большую эвристическую ценность.


Психофизика.

Область психофизики, вероятно, является областью наиболее близкого перехода от философов, изучающих поведение, к психологам, изучающим поведение. Три исследователя сыграли ключевую роль в создании психологии: Герман фон Гельмгольц, Эрнст Вебер и Густав Теодор Фехнер
Герман фон Гельмгольц (1821-1894) интересовался общей областью психофизики.

Психофизика - это изучение взаимодействия между поведенческими возможностями и ограничениями системы восприятия человека и окружающей среды.

Другими словами, как мы буквально интерпретируем мир, в котором живем? Например, Гельмгольц известен своим расширением и дополнениями к трихроматической теории цветового зрения (теория Юнга-Гельмгольца), объясняя, что три основных цвета света, красный, зеленый и синий, представлены в нашей зрительной системе.

Другие статьи:

Кем был Андре Вейль?

Геометрические фигуры вокруг нас

Управление бизнесом по Ицхаку Адизесу

Формирование контент-стратегии и конкурентное преимущество организации

Повышаем конкурентные позиции на рынке

Теория психологии