Со школьной парты мы учим биографии знаменитых писателей, авторов многих стихов. Как проходило их детство и юность, какие моменты стали ключевыми в их жизнях. Но никого не интересует личная жизнь математиков, химиков, физиков, которые внесли немалый труд в развитие технических наук. Так, довольно скудный круг людей знает об Андре Вейле - французском математике и учёном. Статья предоставляет читателю такую возможность.

Детство и юность

Андре родился в 1906 году в довольно обеспеченной семье. Папа работал врачом, мама же находила утешение в музыке, получив перед этим музыкальное образование, и, конечно, старалась привить и сыну любовь к ней. У Вейля была младшая сестра Симона.

Семья Вейля лично была знакома с И.И. Мечниковым - русским биологом. С раннего возраста мальчик показывал свои удивительные способности, но не к математике, а к языкам. Родители, зная немецкий в совершенстве, когда хотели сказать что-то, чего детям знать нельзя, начинали разговоры на нём. И дети, конечно, вскоре выучили этот язык. Кроме немецкого Андре интересовался древними языками: латынью, санскритом и т.д. В Бразилии он выучил португальский, дома, в целях чтения русских произведений, он непосредственно выучил сам русский язык, а потом, переехав в США, он стал активно пользоваться английским.

Андре пошёл в школу в 6 лет. Как известно, в 1914 году началась Первая мировая война. Его отца, как военного медика, постоянно направляли в госпитали. Причем находились они в разных городах, поэтому мальчик надолго не задерживался в одной школе. Но это не мешало ему получать знания, учебники и книги он мог читать и самостоятельно, занимаясь саморазвитием.

Постепенно начали проявляться способности мальчика к математике. Он от и до разобрал учебник по алгебре, а на досуге решал задачи из математического журнала, который выписывали его родители. В более старших классах Вейль, помимо школьного курса математики, изучал учебники, предназначенные для высших учебных заведений. Для расширения кругозора он читал древнегреческую литературу. После окончания средней школы мальчик поступил в одно из лучших высших учебных заведений Франции - Эколь Нормаль.

И там проявлялась его любовь к получению новых знаний. Он начал изучать работы немецкого математика Бернгарда Римана, что помогло ему при написании диссертации. Леви помогает ему в санскрите, вместе они разбирают древнеиндейскую философию. Андре, как и вообще большинство ученых, был противником религии.

Первые успехи

После того, как Андре в 2925 году сдал все экзамены, он официально окончил Эколь Нормаль. За его достижения, хорошо сданные экзамены ему вручают грант на научные поездки. Так, уже не мальчик, а юноша побывал в Италии и Германии. Кроме посещения научных центров, конференций, он просто ходил по этим странам, любуясь видами и пейзажами западной Европы. В Риме к нему пришло четкое осознание, что его диссертация будет посвящена диофантовой геометрии. Она включала (и включает на сегодняшний день) геометрию, т.е. совокупность информации о фигурах, отрезках, прямых и т.д., а также теорию чисел. В 1928 он доказал новую теорему, связанную с этим разделом науки, и теперь она входит во все учебники по диофантовой геометрии.

После вуза и многочисленных ему предстояло найти работу. Андре хотел работать педагогом в каком-нибудь техническом институте, но свободных вакансий не было, и его учитель санскрита Леви договорился со своим знакомым, чтобы юношу взяли работать в индийский университет. Несмотря на то, что Вейль никогда не был в Индии, он полюбил эту страну, поэтому с радостью отнесся к такому предложению.

Университет находился в Алигархе. Он не выделялся среди других какими-то особыми методами преподавания, нет, он был таким же университетом, как и десятки других. В какой-то степени Вейль стал надеждой на то, что он сможет улучшить преподавание математики в учебном заведении.

В Индии он пробыл два года. За это время он позанимался наукой со студентами, что принесло ему немалое жалование, исследовал Индию, ее историческое наследие, города и т.д. Но надежды на то, что он улучшит преподавание математики не оправдались, поэтому через полтора года его уволили, после чего через 6 месяцев он вернулся на родину - во Францию.

Бурбаки

Сверстники Андре Вейля - такие же, как и он, выпускники Эколь Нормаль, поставили перед собой задачу составить и написать новый учебник математического анализа. По мере того, как они углублялись в материал, юноши пришли к единому выводу, что только анализом в данном случае не обойтись.

Вначале они выбрали название для своей серии книг. Оно было кратким и лаконичным - “Первоосновы математики”, хотя в некоторых источниках она также называлась “Элементы”. Ученые раз в два месяца договаривались о встрече, собирались в едином месте и обсуждали все, что связано с их работой над учебниками: темы новых книг, и т.д., т.е. каждому выдавалась своя тема, и ученый до следующего собрания писал примерный вариант работы, представлял на обозрение свой черновик. А другие ученые критиковали их, говорили, что необходимо убрать, что добавить, как улучшить. Бывало, что даже после нескольких доработок учебники не совпадали с тем, что было задумано, поэтому их написание откладывали до следующего раза или давали эту тему другому ученому.

Так как над этими трудами работал целый список ученых, невозможно было поместить все фамилии на обложку каждой книги, поэтому было принято решение, что они будут называть себя Бурбаками. Откуда такое название? Дело в том, что у них в университете был розыгрыш, связанный с Николой Бурбаком - вымышленным ученым-математиком. Неудивительно, что они выбрали такое шуточное название. Все-таки, юноши только недавно выпустились из высшего заведения, они еще молодые, и кроме науки любят посмеяться, пошутить над чем-то.

За все года, пока работала эта группа ученых, они в общей сложности выпустили огромное количество книг. В 50 лет была назначена отставка, поэтому состав Бурбаков никогда не стоял на месте. Их книги перевели на многие языки, в число которых входит русский и английский. Интересно, что они существуют и на сегодняшний день. Так, в 2016 году были показаны на всеобщее обозрение главы их новой книги “Алгебраическая топология”.

Другие статьи:

Конфликт ребенка с учителем – можно ли его избежать

Психотипы личности: разновидности и проявления

Личность и семья

Формирование и реализация кредитной политики банка

Банковская система как связующее звено финансового рынка