Главная проблема современного образования – быстро меняющийся мир. Сложившаяся за века образовательная система, с ее респектабельной неторопливостью, реагировать на изменения не успевает. Из этой проблемы вытекают две другие, важнейшие:
- мы не знаем, что на самом деле представляют из себя наши дети – школьники и студенты;
- мы не может сколько-то достоверно предполагать, чем им придется заниматься во взрослой жизни.
В результате система образования не имеет ясной цели. "Научи того, не знаю кого, тому, не знаю чему" — тот еще квест. По-хорошему, целью могло бы стать формирование у обучающихся цельного мировоззрения, но с мировоззрением – беда уже в самом социуме.
"Воспитаем хороших людей!" – решил Минобр. Замечательная задача, но совершенно не реализуемая при отсутствии более-менее общего понимания кто такие "хорошие люди". Разработанные министерством под эту задачу компетенции прекрасны. Вот только представить целый класс выпускников, усвоивших "гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества", доброжелательно относящихся ко всем подряд, как-то не получается.
К тому же, "хороший человек" — это не профессия. К профессиональной-то деятельности детей и молодежь кто будет готовить? Все, что оказалось вне рамок государственных стандартов, остается на откуп дополнительному образованию (и это не худший вариант) либо – на самообразование. А самообразовываться вчерашние школьники не очень-то умеют.
Проблемы рангом помельче разнообразны:
- расслоение вузов и школ на категории "для высших" и "для низших"; да, истоки этого явления теряются в тумане прошлых веков, но это не утешает;
- уровень заработной платы учителей и преподавателей, который где-то, может быть, и хорош, но явно не повсеместно;
- незакрытость вопроса о том, что делать с учащимися, клинически не способными освоить учебную программу;
- оценки, которые кому-то мешают, кому-то крайне важны, кто-то требует завышать, кто-то занижает;
- буллинг как распространенное явление;
- набор дисциплин, скучных и "бесполезных" с точки зрения учащихся...
И многое другое. И все это меркнет перед проблемой отсутствия цели.
S. У современного образования есть и великолепные возможности, и блестящие перспективы. Но о них – не в этот раз...
Другие статьи: