Методы исследования в курсовой и дипломной работе: понятие, сущность, классификация и примеры оформления

Работа над научным исследованием – трудоемкий процесс, требующий определенных знаний у студентов и навыков работы с текстом.

Наибольшие трудности возникают с оформлением практической части курсовой или дипломной работы. Цель данного раздела – представить результаты проведенного исследования, обосновать предлагаемый способ решения научной проблемы. Как сделать это грамотно, четко и научно?

Методы исследования в курсовой и дипломной работе:

На помощь приходят методы исследования. Благодаря им исследователь может описать ход работы, привести аргументы в доказательство полученных выводов.

В этой статье мы расскажем о том, что представляют собой методы исследования, и как грамотно их применять при написании научных работ. Приведенные в тексте примеры помогут вам подготовить качественное исследование и составить актуальную методологическую базу.

Понятие методов исследования

Метод исследования – это способ изучения научной проблемы, включающий в себя определенные приемы, действия и операции.

Основные принципы научной работы – объективность и доказательность. Поэтому при ее написании вам требуется не просто привести решение проблемы, но и описать пути достижения этих результатов. Научные методы помогают показать, каким образом вы шли к достижению цели исследования. Например, вы сравнивали состояние проблемы в настоящее время и в прошлом и установили ряд несоответствий. Или провели классификацию составляющих предмета исследования для выявления его сущности. Каждая научная проблема индивидуальна, а значит, требует вполне определенного решения.

Таким образом, определение методов исследования – важная составляющая научной работы. Без них невозможно описать исследовательский процесс.

Методы исследования входят в понятие методологического аппарата. В первую очередь следователю необходимо сформулировать цель и задачи научной работы, а затем выбрать необходимые способы для их решения. Так для решения проблемы в образовательном процессе может потребоваться составить его модель, а научная работа по психологии немыслима без соответствующего инструментария: анкет, опросов, диагностического эксперимента.

От корректности выбранных методов напрямую зависит успех всей работы. Поэтому исследователь должен иметь представление о том, какие методы существуют в науке, и какие из них подходят именно вам. Далее познакомимся с классификацией методов исследования.

ВАЖНО

Отметим, что все тексты научных работ (курсовых, ВКР и диссертаций) проходят проверку на заимствования. Каждый вуз вправе использовать удобную для его работников электронную систему. Наиболее популярной является Антиплагиат ВУЗ: её результаты точны и представлены в доступной форме.

Решить проблему повышения уникальности текста без его переработки поможет программа Антиплагиат Киллер. Система автоматически корректирует работу, скрывая заимствования. Таким образом, уникальность повышается до 80-90% без видимых изменений в содержании работы. Оставьте заявку с прикрепленным документом и удивитесь результату: мы вышлем его вам без внесения предоплаты.

Классификация методов исследования

Вопрос, волнующий большинство студентов и аспирантов – какие есть методы исследования и в чем их суть. Всё их многообразие можно условно разделить на две группы: общенаучные и специальные. Первые распространяются на любые исследования и применяются для выявления общих закономерностей явлений и процессов. Вторые применимы в отдельной отрасли наук.

Общенаучные методы принято рассматривать на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
Эмпирические методы познания связаны с опытным изучением окружающей действительности: наблюдением, установлением взаимосвязей между явлениями и т.п. К ним относятся:

  • наблюдение – целенаправленный познавательный процесс, связанный с чувственным восприятием действительности (зрительным, слуховым, осязательным, обонятельным, вкусовым). Наблюдение как научный метод может быть полевым и лабораторным, непосредственным и опосредованным.
  • Эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на предмет через создание специальных условий, в которых проводится его изучение.
  • Экспертные оценки применяются для установления сущности изучаемых процессов и явлений с использованием мнения одного или нескольких специалистов в данной области.
  • Сравнение – это выявление сходств и различий между объектами.
  • Опрос – метод выявления мнений респондентов относительно проблемы исследования. Проводится с помощью вопросов, составленных исследователем.

Теоретические методы исследования предназначены для переработки эмпирических материалов, установления взаимосвязей между отдельными аспектами проблемы, выявления условий достижения требуемых результатов. На теоретическом уровне преобладает мыслительная деятельность и рассуждения. Среди методов выделяются:

  • анализ – способ изучения объекта с помощью его разделения на составные элементы;
  • синтез – соединение выделенных в ходе анализа частей в единый объект исследования;
  • обобщение – установление существенных признаков объектов, которые позволят объединить их в единую систему;
  • абстрагирование – выявление свойства или части объекта для рассмотрения в качестве самостоятельной единицы;
  • дедукция – рассмотрение объекта по принципу «от общего к частному», т.е. выводы о предмете формируются через исследование свойств явлений одного класса;
  • индукция – рассмотрение объекта по принципу «от частного к общему», т.е. от отдельных фактов к общему выводу.

Общенаучные методы в обязательном порядке применяются во всех научных исследованиях. Поэтому их знание требуется каждому студенту независимо от того, на какой специальности он обучается: экономике, физике, медицине или филологии.

Что касается специальных методов, то они довольно разнообразны и должны изучаться в рамках конкретной науки. Большинство вузов вводят в программу обучения специальные курсы, посвященные методам научного исследования. Если вы его не проходили, мы поможем разобраться в этой теме.
Обучающимся на направлениях подготовки, связанных с юриспруденцией, актуальны следующие научные методы:

  • историко-правовой, связанный с ретроспективным изучением норм права и правоприменительной практики. Он позволяет рассматривать законы и их действие в разных исторических эпохах и временных промежутках.
  • Право-социологический направлен на установление характеристик правовой действительности в стране или регионе с использованием эмпирических методов исследования: опроса и анкетирования населения.
  • Сравнительно-правовой применяется для установления сходств и различий между правовыми системами и документами разных государств.

Если ваше тема вашего исследования связана с экономикой, то необходимо обратиться к следующим методам:

  • экономический анализ – это выявление категорий в хозяйственной деятельности, позволяющих установить характер распределения ресурсов;
  • статистико-экономический, связанный с анализом специализированной статистической документации;
  • расчетно-конструктивный – это установление закономерностей внутри экономического процесса.

Исследователям в области психологии пригодятся методы:

  • беседы – диалог по заранее составленному плану между исследователем и респондентом;
  • психологический эксперимент – помещение человека в заранее спроектированные условия с целью выявления особенностей его поведения;
  • тестирование – вид опроса, предполагающий использование списка вопросов с вариантами ответов.

Следовательно, каждой науке характерны свои методы научного исследования. Для того, чтобы выбрать подходящие вам, можно обратиться на обучающую кафедру или к научному руководителю. Ряд вузов предлагают методички, в которых изложены специальные методы исследования. Впрочем, найти необходимую информацию можно в интернете.

Как правильно сформулировать методы исследования?

Прежде, чем сформулировать методы исследования, следует обозначить его цель и задачи. Только решив, что вы планируете изучать, можно решать, каким образом это лучше сделать.
Для описания в тексте работы методов исследования можно использовать следующие фразы:

  • «В своей работе мы использовали следующие методы исследования…»
  • «Методы, используемые в нашем исследовании…»
  • «Перечислим использованные в работе методы исследования…»

Далее вы перечисляете те общенаучные и специальные методы исследования, которые использовались или подходят для вашей работы. Обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем: он поможет выбрать комплекс методов. Зачастую сделать это самостоятельно студентами не удается. Поэтому смело обращайтесь за помощью, чтобы идеально подобрать методы для своей работы!

Примеры описания методов исследования в курсовой работе

Далее предлагаем рассмотреть примеры описания методов исследования в научных работах. Напоминаем, что сначала нужно указать цель исследования и лишь затем – методы её достижения.

Например, тема курсовой работы по праву: «Конституционный строй Российской Федерации». Цель может звучать следующим образом: «Целью нашего исследования является выявление принципов и основ конституционного строя в РФ».

«В своем исследовании мы использовали следующие методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, синтез, сравнение, обобщение». В данном разделе достаточно простого перечисления используемых методов без уточнения особенностей его применения в работе.

Тема курсовой по социологии: «Проблема мужского одиночества». «Цель исследования – установление сущности, причин и особенностей явления мужского одиночества в современном обществе. Для достижения цели были использованы методы анкетирования, эксперимента, дедукции, анализа, синтеза».

Обратите внимание на то, что при описании данного раздела исследования важно использовать как общенаучные, так и специальные методы.

Пример описания методов исследования в дипломной работе

Выпускная квалификационная работа (ВКР или диплом) требует более подробного описания методов исследования. Как правило, в ней указывается их применение для решение каждой исследовательской задачи. Следовательно, в тексте введения сначала пишется цель, затем – задачи, а потом методы исследования.

Рассмотрим примеры описания методологии в ВКР. Тема дипломной работы по туризму: «Развитие экологического туризма в Калининградской области».
«Цель исследования – выявление перспектив развития экологического туризма в Калининградской области».
«Цель и задачи обусловили выбор методов исследования: анализ статистических и нормативно-правовых документов для выявления состояния туристской индустрии в регионе. Метод моделирования позволил составить прогноз развития сети туристских предприятий экологической направленности в регионе. В практической части исследования мы использовали методы опроса и анкетирования с целью выявления покупательского спроса населения и отношения к экологическим турам».

Рассмотрим пример описания методологической базы дипломной работы по педагогике.
Тема ВКР: «Формирование толерантности на уроках истории в средней школе средствами ИКТ».
«Цель исследования – обосновать и экспериментально доказать эффективности применения ИКТ в учебном процессе для формирования толерантности школьников на уроках истории».
«Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, математическое моделирование, опрос, беседа с учащимися, психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, качественная и количественная обработка данных».

Тема ВКР по маркетингу: «Спонсорство как способ формирования потенциала бренда».
«Цель данной работы – выявить потенциал спонсорства в формировании элементов бренда и положительного имиджа компании и разработать рекомендации по его использованию в практической деятельности предприятий».
«При выполнении исследования были использованы следующие методы: маркетинговый анализ рынка (SWOT, PEST), сравнительный анализ документации и литературы, опрос потребителей, контент-анализ».

Указанные примеры помогут вам грамотно указать методы исследования во введении к дипломной работе. Важно помнить, что их выбор всегда обусловлен целью и задачами ВКР.

Примеры методов исследования в научных работах (магистерских и кандидатских диссертациях)

Диссертационное исследование – серьезный научный труд, поэтому подход к выбору его методологии должен быть серьезным. Наши рекомендации помогут вам в написании введения на высшем уровне.
Основными отличиями методологической базы диссертационного исследования являются:

  • конкретизация методов и их описание;
  • указание конкретных методик – приемов, алгоритмов и способов изучения предмета исследования.

Рассмотрим примеры использования методов в диссертациях.

Тема диссертации: «Концепт «движение» в лингвокультурологическом аспекте».
«Основной целью исследования является выявление и описание содержания концепта «движение» в русской языковой картине мира, его роль в формировании мировоззренческого компонента культуры и определение способа его лексикографического представления».
«Материалами для исследования послужили данные толковых, этимологических, динамических и фразеологических словарей русского языка, словарей синонимов и антонимов. В качестве материала привлекались также цитаты из периодических изданий, а также результаты бесед и тексты произведений современной литературы. В качестве методов работы с материалом использовались анализ, синтез, контент-анализ, сравнение».

Впрочем, научный стиль допускает использование в тексте диссертации перечисления использованных методов.

Типичные ошибки при написании методов исследования

Итак, вы изучили основные методы исследований и готовы к написанию введения. Но прежде разберем основные ошибки, которые возникают у студентов при выборе научных методов для своих работ:

  • нарушение структуры введения, когда методы указываются раньше целей и задач научной работы;
  • указание только общенаучных или только специальных методов исследования;
  • выбранные методы исследования не соответствуют специфике и теме работы.

Избежать этих ошибок легко, если следовать простым рекомендациям:

  • всегда соблюдайте логику исследования при написании введения;
  • пишите как специальные, так и общенаучные методы, чтобы подчеркнуть глубину и корректность проведенного исследования;
  • обращайтесь за помощью и советом к научному руководителю, только он сможет подсказать и дополнить методологическую базу вашей работы.

Кроме того, для получения хорошей оценки за выполненную работу потребуется оформление текста и списка использованной литературы в соответствии с требованиями ГОСТ. Надеемся, что наше видео поможет вам сделать это быстро и без проблем.

Как узнать процент уникальности научной работы?

После написания научной работы необходимо проверить её на плагиат – наличие некорректных заимствований. Каждый вуз предъявляется собственные требования к уникальности научных текстов, узнать их стоит в деканате или на кафедре.

Проверить уникальность текста бесплатно можно с помощью системы Антиплагиат.ру. На официальном сайте представлена демо-версия программы, которая позволяет провести проверку работы на плагиат.
Более продвинутой версией данной программы является системы Антиплагиат ВУЗ, которая позволяет не только узнать процент оригинального текста, но и укажет на заимствованные фрагменты и их источники, база которых весьма обширна. Все эти достоинства делают программу идеальной для работы со студенческими научными текстами. Однако, доступ к ней есть лишь у преподавателей. Поэтому студенты могут узнать только предварительные результаты тесты на плагиат через бесплатные сервисы.

Способы повышения уникальности текста

При низком уровне оригинальности требуется переработка текста. Существует несколько способов для повышения этого показателя. Рассмотрим бесплатные варианты.

  1. Сократить текст, убрать лишние фрагменты. Если смысл текста не пострадает, смело удаляйте слова и фразы, отмеченные при проверке как плагиат.
  2. Перефразировать и убрать цитирование. Попробуйте выразить основную мысль заимствованного текста своими словами. Это повысит уникальность текста без ущерба для его качества.
  3. Добавить стоп-слова и вводные конструкции, например: следовательно, таким образом, как следует из вышесказанного, мы считаем, как известно, в итоге, по-нашему мнению, давно доказано и т.д.
    Указанные методы неоднократно доказали свою эффективность. Используйте их в работе над курсовой или дипломом, чтобы повысить уникальность.

Итак, сегодня вы познакомились с понятием и классификацией методов исследования, узнали о том, какие из них применяются в научных и учебных работах. Помните о принципах и структур составления введения, а также наиболее распространенных ошибках при работе с методами исследования. Желаем вам успехов в написании отличных научно-исследовательских работ!

Другие статьи:

Ещё