В высших и средне-специальных учебных заведениях существует практика курсовых работ. Помимо посещения лекций и подготовки к семинарам, студенты должны написать большой текст с чёткой структурой и хоть какой-то научной ценностью. Первокурсников пугают такие страшные слова, как «объект», «предмет», «актуальность». Не добавляет оптимизма и объем литературы для освоения. Эта статья поможет студенту подойти к делу осознанно и без паники.
Есть три вида курсовой работы:
Расчетно-графический проект. Его делают студенты технических вузов. Требования к таким проектам зависят от учебного направления, а иногда и от конкретного ВУЗа.
Отчётная работа. Как правило, пишется по результатам практики или пройденного материала. Особой сложности не представляет.
Научно-исследовательская работа. Фактически, это упрощенный вариант диссертации с оглядкой на вашу «юность» и «неопёренность» как исследователя. Фундаментальных открытий от вас никто не ждёт, но студенту необходимо показать владение методологией, умение систематизировать материал и писать в научном стиле. Структура такой работы практически универсальна в разных ВУЗах и на разных направлениях.

Структура вашей курсовой

Научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть делится на главы и параграфы. Количество глав строго не регламентируется, но традиционный вариант — три главы. Можно и больше, и меньше, здесь главное держать в голове цели и задачи работы.


Во избежание путаницы необходимо составить план. Никогда не начинайте работу над основным текстом курсовой без готового плана — иначе, если вы не обладаете паучьим чутьём, вам грозят путаница и напрасные телодвижения. Напишите краткое предварительное введение. Обозначьте для себя объект и предмет, цели и задачи. Следует запомнить, что каждая глава решает отдельную исследовательскую задачу. Скорее всего названия глав будут повторять формулировку этих задач во введении.
Не пугайтесь, если придется менять первоначальную структуру. Это нормальный рабочий момент, который говорит о вашей рефлексии и желании сделать текст лучше. Известный писатель и историк Умберто Эко говорил:
«Окончательное введение и окончательное содержание (те, которые войдут в переплетенный текст диплома) не могут и не должны быть тождественны вашим первым наброскам. Будь они тождественны, это бы означало, что за время работы у вас не родилось ни единой новой идеи. Вы завидно цельная личность, но работа над исследованием оказалась бесполезной»

Как написать введение

Первым делом следует определить объект и предмет.
Объект — это область исследования в рамках данной научной дисциплины. Например, «История гражданской войны в России» или «Нефтедобывающая промышленность». Объект формулируется широко.
Предмет — это часть объекта, более узкая и конкретная. Как правило, тема работы и предмет дублируют друг друга. Не стоит брать слишком широкую или неопределенную тему. Это не облегчит, а только усложнит вам жизнь. Курсовая с заглавием «История октябрьской революции» обречена на провал, потому что это огромный пласт материала. Вы физически не успеете прочитать всю литературу и все источники. Кроме того, на защите курсовой работы вас будет проще поставить в тупик вопросом, на который вы не знаете ответа.
Хороший предмет для исследования это, например, «Освещение восстания чехословацкого корпуса в периодической печати Западной Сибири (май-август 1918 г.)». Звучит громоздко, но в исследовательской работе о благозвучии следует думать в последнюю очередь. Во-первых, по этой теме написан посильный объем литературы. Вы успеете её освоить. Во-вторых, чётко определены хронологические рамки и источники для исследования. Вы сможете выступить с большей экспертностью, а членам комиссии будет сложнее поставить вас в тупик каверзными вопросами.
Определившись с темой, объектом и предметом, сформулируйте проблему. Научное исследование без проблемы не имеет смысла. Почему ваш предмет так нужно изучать? Обоснование в стиле «До меня про это никто не писал» здесь не сработает. Никто не писал «Всемирную историю дверных ручек», например, но это не делает тему актуальной. Придётся найти лучшее объяснение пользы ваших изысканий. Может быть вы вводите в научный оборот новые, неизвестные ранее, источники? Может быть ваша тема откликается на животрепещущие противоречия современного общества и помогает их прояснить? Может быть ваша работа систематизирует большой материал, который был разрозненным и неупорядоченным? Подумайте, ведь грамотно сформулированная проблема — это фундамент любой научной деятельности.
Далее следует поставить цель и задачи.
Цель научной работы — это желаемый результат исследования. «Выявить», «пролить свет», «охарактеризовать»: примерный список слов, с которых начинается формулировка цели.
Задачи формулируются по схеме «тема главы + научный метод». Это то, КАК вы собираетесь добиваться цели. «Систематизировать», «формализовать», «сравнить», «рассмотреть». Всё это относится к формулировке задач.
После этого не составит большого труда написать о методах, которые вы будете использовать. Подробностей из научных словарей можно избежать. Просто напишите по паре предложений на каждый метод. Объясните, почему вы ими пользуетесь при решении поставленных задач.
Введение почти готово. Осталось подвести под проблематику исследования подходящую базу источников. Какую информацию вы собираетесь обрабатывать? Для работ на историческую тематику это летописи, законодательные акты, мемуары, дневники, археологические находки и т.д. Филологи и литературоведы работают с художественными текстами. Лингвисты — с отчетами полевых лингвистических исследований. Философы — с философскими трактатами конкретных философов. Экономистам помогает статистика, социологические опросы и другая формализованная информация.
В научной работе важно не повторятся. Вы должны чётко понимать, что по данной теме написано до вас. Что в этих исследованиях полезного и прорывного, а что упущено и нуждается в дополнении? История изучения вашей темы требует знакомства с литературой. Здесь-то и нужно перечислить тех авторов и их монографии, на которые вы опираетесь.
Введение готово! Теперь можно сделать план и начать погружение в источники. Это необходимая основа, самая сложная и ответственная часть научной работы. С готовым введением и планом вы можете спокойно и упорядоченно идти к цели.

Научный руководитель

Важно помнить, что в написании курсовой вы не должны быть одиноки. У вас есть научный руководитель, которому можно и нужно задавать вопросы. Избегать его крайне плохая идея. Наоборот, хороший студент максимально навязчив и нетактичен по отношению к научруку. Неплохо бы выучить его электронный адрес, номер телефона, часы консультаций, подружиться с ним.
Он не напишет курсовую или дипломную работу вместо вас. Но он обязан откликнуться на любые затруднения, дать подсказку, развернуто комментировать всё, что вы делаете. Если научный руководитель пассивен и неохотно идёт на контакт, следует его сменить.
Если же вы не идёте на контакт с научруком, то не удивляйтесь, что на защите он не будет стоять за вас горой. В здоровых академических отношениях внимание и участие научрука прямо пропорционально вашим усилиям по написанию курсовой.

Заключение

Вооружившись этими знаниями вы сможете организовать работу над курсовой и не тратить на неё слишком много моральных ресурсов. Кроме того, вам будет банально интереснее её писать, ведь вы будете понимать, что и зачем делаете. Навыки, которые вы освоите, помогут вам и не в научной деятельности. Умение отбирать и обрабатывать информацию, делать логические умозаключения, выводы, грамотно формулировать — это базовые требования на любой хорошей должности с большим окладом.

Так же обращаем Ваше внимание, что заказать курсовую работу вы можете у нас. Стоимость и сроки можете уточнить у менеджеров

Другие статьи:

Бесплатная публикация статей РИНЦ с выдачей электронных сертификатов

Кандидатская диссертация на заказ 

Росдистант ТГУ

Дипломная работа

Как правильно купить курсовую работу