Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Одна из подсистем социальной структуры – это социальный состав общества. Социальный состав общества – это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное сообщество. Каждая общность, группа занимает определенное положение в структуре общества и имеет различный социальный статус.

Неравенство присутствует в человеческих обществах любых типов. Поэтому такая социальная категория как «социальная стратификация» безусловно существует в любом организованном объединении, будь то: искусство и наука, менеджмент и политика, демократическое общество или банда преступников. Разной может быть только степень проявления иерархического разделения.

История подтверждает наличие социальной стратификации многочисленными примерами. Начиная с древних времён: всегда был вождь, или шаман, который руководил своим племенем, а те, в свою очередь – подчинялись ему, выполняя распределённые между ними функции. Затем такое иерархическое распределение узаконилось официально (яркие примеры – рабовладение, феодализм).

Социальная стратификация – это обобщающее понятие для научного исследования и понимания отношений между людьми в распределении собственности, власти, престижа, присвоении всех видов имеющихся ресурсов. В социологии понятия «класс», «слой» и «стратификация» употребляют для стабильно существующих реальных социальных групп, принадлежность к которым определяется передачей из поколения в поколение социальных позиций или (и) всей совокупности установок и черт поведения.

Автором теории социальной стратификации является американский ученый русского происхождения Питирим Сорокин. Согласно данной теории, под влиянием всевозможных явлений и процессов, общество делится на «страты», или иерархически организованные группы социального неравенства. Основа и сущность теории заключаются в том, что, в сформировавшемся социуме, права, привилегии, обязанности, ответственность, наличие социальных ценностей, власть и влияние среди его членов, распределены неравномерно. В зависимости от сферы расслоения, существует: экономическая, профессиональная и политическая стратификация .

Социальная стратификация студентов ВУЗа

В большинстве теорий социальной стратификации сформулированы основные критерии типологической группировки слоев, связанные с:
экономическим положением людей;
разделением труда (образование, профессия, квалификация, сфера труда и т.п.);
объемом властных полномочий (власть, управление);
социальным престижем, авторитетом, влиянием.

В современных обществах действие этих критериев пересекается, а к анализу расслоения применяется многомерный подход .

Студенческая, как любая социальная группа, характеризуется такими признаками, как наличие групповой цели, временное соприсутствие людей, разделение ролей, выработка специфической культуры группы и наличие организующего начала.
Организующее начало может быть сосредоточено не в одном человеке. Если одну микрогруппу создает один лидер, то другую диаду, триаду или n-группу создает другой член группы, в таком случае возникает ситуация двойного лидерства. Внутри функциональной группы возможно появление и многоядерных групп. Нередко данная ситуация разрешается таким образом – один лидер деловой, второй чаще всего эмоциональный.
Каждая социальная группа подвержена явлению групповой динамики. Один из важнейших процессов групповой динамики – становление групповых норм, т.е. складывающихся стандартов поведения индивида. Становление норм способствует эффективной деятельности группы и повышает сплоченность группы .

Обычно выделяют три страты:
1) лидеры;
2) ситуативные лидеры по следующим характеристикам: уровень дохода студента, его отношение к богатству, образованию;
3) аутсайдеры.

Кроме того, существует мнение группового сообщества о микрогруппах внутри студенческой группы.
Рассмотрим каждую ролевую ситуативно-статусную группу отдельно.
Явные лидеры – люди, чей авторитет признается большинством группы, их уважают и к их мнению прислушиваются, их считают независимыми от других, яркими личностями, с которыми интересно общаться.

Ситуативные лидеры – это менее заметные люди, практически не выделяющиеся. Большинство группы относится к ним нейтрально, считают эти ситуативных лидеров незаметными, и совсем немногие не хотели бы общаться с ними. Однако в каких-то ситуациях эти люди могут взять «бразды правления» в свои руки.
Аутсайдеры – это индивиды, чьи цели не совпадают с целью группы, т.е. это люди, которые сами минимизировали общение с группой, а не наоборот, т.е. не группа ограничила с ними контакт, а они не входили в коммуникацию с группой. Аутсайдеры проявляют себя, когда вопрос затрагивает их личные интересы, тогда они не стесняются высказывать своё критическое мнение об остальных членах группы .

Социальная структура современного российского общества в течение последних десятилетий претерпевает процессы модернизации и трансформации, которые затрагивают все социальные слои и связи между ними. Перестройка ранее имевшейся структуры и создание новой это продолжительный процесс, являющийся потенциальным источником появления и развития проблем, как для самой социальной структуры, её определённых составляющих, так и в целом для всего общества.

Что же касается студенчества, то лидерство в студенческой группе определяется наличием личностных качеств, знаний и мнением окружающего сообщества. Вместе с тем существует социологическая закономерность, состоящая в том, что общественное мнение признает лидерами тех, кто наиболее выделяется из толпы, а тихих ситуативных лидеров сообщество не воспринимает. Однако, на мой взгляд, такая позиция может быть ошибочной, так как лидер не может оставаться лидером по всем позициям, пока формируется группа. А именно есть и такие ситуации, в которых лидер уходит в тень и на какое-то время становится аутсайдером, а аутсайдер ненадолго – лидером. Когда ситуация уравновешивается, лидер и аутсайдер возвращаются на свои ролевые позиции.

Очевидно, что в современной России своеобразная стратификация социума влияет и студенчество: отмечается огромное имущественное и социальное расслоение, которое обусловливает лицо всей страны и тем самым отрицательно воздействует на разные аспекты общественных отношений, в том числе и на демографическую ситуацию, рынок труда, миграцию и пр.

Другие статьи:

Домашнее обучение подростков и социализация

Как создать интересную презентацию

Учимся быстро печатать,

Предоставление услуги читального зала для студентов института

Что такое машинное и глубокое обучение?

Последние работы

0

Ваши заказы

Количество: 0 Товаров: 0
Корзина пуста
0
0
₽0.00