Воспитательные шаблоны: опасность стереотипного родительства

Доказано, что в природе нет двух одинаковых снежинок, и нет двух одинаковых личностей в обществе. Малыш, с момента рождения как личность уникален. В младенчестве он ещё не осознаёт ни себя, ни своего места в мире; но с каждым днём, взросление приносит осознание индивидуальности.

Подходы к воспитанию детей, часто наполнены стереотипами, шаблонными правилами, которые помогают родителям разрешать их личностные проблемы, не имеющие никакого отношения к маленькому человеку. Избежать состояния заложника такого воспитания, малышу поможет только педагогическая культура родителей, их широкие, прогрессивные взгляды.

Воспитательный шаблон – это общее лекало, которое родители стремятся использовать при формировании личности ребёнка. Современное общество формирует свои шаблоны и стереотипы; в первую очередь это касается воспитания, в том числе семейного.

Результатом слепого следования популярным воспитательным шаблонам, становятся нарушения психики детей, от лёгких до крайне тяжёлых случаев.

Популярность развивающих методик от Марии Монтессори до Глена Домана, направила некоторые молодые семьи с детьми в воспитательный тупик. Развивающие шаблоны, рекламирующие прогрессивность своих подходов к воспитанию личности, не только не способствовали воспитанию таланта, уникальности, а наоборот породили круговорот задержки развития у детей. Популяризация псевдопедагогики в родительских массах не имеет никакого отношения к истинно научному педагогическому подходу в воспитании.

Прекрасный педагог, прогрессивный исследователь своего времени Мария Монтессори создала уникальные образовательные методики. Объектом её исследований были умственно неполноценные дети, природа развития которых отличается от развития детей без патологии. С течением времени труды педагога были модернизированы, адаптированы для широких масс, но был потерян профессионализм во владении методикой.

Псевдопедагоги создали шаблон, рекомендованный для развития абсолютно любого малыша. Дилетантство в педагогике современности – это данность, которая вредит семье.

Молодая мать при выборе методов воспитания, развития, образования отталкивается исключительно от благих намерений дать ребёнку самое лучшее, но так ли это? Нужно ли ребёнку самое лучшее? Может быть, одному малышу подойдёт просто эстетически прекрасное, а другому технологически сложное, третьему наивно простое, совсем непопулярное, но для него самое привлекательное, которое раскроет творческий и личностный потенциал.

Различия в умственных, психологических, физиологических особенностях детей, о которых говорят исследователи со времён зарождения педагогики как науки, требуют различия в воспитательных подходах со стороны взрослых. Ситуация, когда две молодые мамы, обсуждая педагогические подходы престижного, по мнению родителей, образовательного центра, пытаются привести к одному знаменателю двух непохожих друг на друга детей – актуальна и повседневна.

Маленькая девочка, имеющая склонность к языкам и застенчивый мальчик, который заглядывается исключительно на насекомых – эти дети явно не интересуются тонкостями математических законов. Уверенность их матерей, в том, что дети счастливы от курса ежедневных занятий ментальной арифметикой, прямо противоположна стремлениям детей; взрослые видят обоих ведущими специалистами – математиками, а не языковедом и биологом.

Почему же нет здесь общего знаменателя для детей, но есть для родителей? Ответ простой: ближайшая к дому школа статусна, престижна; направлена на математическое, а не гуманитарное развитие. Учебное заведение создает свой образовательный шаблон в умах родителей. В этом случае на первом месте стоит стереотипный престиж, государственный заказ, а интересам личности внимание не уделяется.

В педагогике не места аксиомам; вдумчивый анализ педагогических течений поможет избежать ошибок родительства. Ответственное родительство, предполагает владение педагогической культурой, которая рассматривает ребёнка как маленькую личность и рекомендует индивидуальный подход к его воспитанию. Места с шаблонными, стереотипными системами воспитания всегда называются утопией.

Даже благие намерения этих воспитательных подходов всегда потерпят крах, так как невозможно всех одеть в одинаково серую одежду и воспитать фермерами или IT – инженерами. Всегда будут находиться такие дети, которые не будут вписываться в систему; родителям необходимо быть внимательными к их потребностям, видеть маленькую, но уже сильную, самостоятельную личность.

Взрослым нужно ориентироваться на личностные интересы маленького человека, оставив в стороне воспитательные шаблоны. Оставаясь верными воспитательным стереотипам, родители рискуют просто потерять своих детей, в серой обыденности окружающей псевдопедагогики.

Другие статьи:

Ещё