Экономика — важный учебный предмет в высших учебных заведениях. Но основы экономической теории начинают изучать еще со школьной скамьи в курсе обществознания, ведь без экономических знаний в наше время трудно прожить. Каждый уважающий себя человек должен владеть основами финансовой грамотности, чтобы однажды не стать жертвами мошенников. Незнание экономических законов привело к краху российской промышленности в конце прошлого века. Гражданам РФ вручили ваучеры, а в итоге они оказались перекуплены хитрыми аферистами, ставшими бизнесменами с миллиардными доходами, владельцами крупнейших предприятий.
Знания по экономике в повседневной жизни помогут с выбором банка для получения потребительского кредита, помогут правильно распределить расходы в семье в соответствии с полученными доходами за месяц, помогут не совершить ошибки при покупке товаров и услуг. К тому же экономика только с виду кажется скучной наукой. На самом деле в экономической теории много интересных фактов для расширения кругозора людей.

1. Гиперинфляция

Гиперинфляция — это повышение цен, характеризующееся стремительным обесцениванием денег и вследствие этого массовым обнищанием населения и ужасным падением национальной экономики. Катастрофически высокие темпы инфляции для национальной экономики это: двукратный в течение 2-3 лет, почти десятикратное увеличение за год, рост цен в 1,5 раза за месяц, и множество других примеров. Гиперинфляция была в российской истории в годы Гражданской войны и в девяностые годы прошлого века, создала немало проблем для национальных экономик Зимбабве, Югославии, Германии и Венгрии, в других странах.


Основной причиной стремительного роста цен является нахождение в системе государственной власти слабых политиков, которые выпускают деньги для покрытия госдолга, в то время как национальное производство в очень плохом состоянии. Долговые облигации приводят к спаду экономики и обесцениванию накоплений граждан.


К примеру, в Германии 1923 года цены удваивались каждые два дня, за год они выросли более чем на три миллиона процентов. А в Зимбабве в нулевые годы нашего столетия цены удваивались каждые два часа, в итоге рост цен составил более 200 миллионов процентов за год. В Югославии конца 1993 — начала 1994 годов цены выросли аж в пять квадриллионов раз.

Рекордная инфляция была и в послевоенной Венгрии и в оккупированной фашистами Греции. По сравнению с этими ценами увеличение стоимости буханки хлеба с 20 копеек в советские годы до 10 тысяч рублей в годы президентства Бориса Ельцина кажется не таким уж диким экономическим явлением. Хотя в те годы гиперинфляция и увеличение зарплаты в России шли очень разными темпами, к большому сожалению для населения, и это привело к быстрому обнищанию населения.


Гиперинфляция была и в далеком прошлом. Например, в Римской империи четвертого века нашей эры цены выросли в 200 миллионов раз. Это был закат некогда великой империи, сопровождающийся массовыми набегами варварских племен, которые надолго погубили римскую экономику самой мощной на то время мировой державы.

2. Маркетинг, менеджмент, производство, цены: интересные примеры

- Девятнадцатилетний студент Т. Уилльямс из сажи и вазелина в 1913 году сделал первую на свете тушь для ресниц, которую испытал на родной сестре.
- Ежегодно каждый американский банкомат обсчитывает сам себя на 250 долларов.
- Администрация сайта «Amazon» сообщает, что люди стали покупать электронные книги чаще, чем бумажные.
- Больше всего чая выращивают в Китае, Индии, Вьетнаме, Цейлоне, Японии. Самый лучший сорт чая производится на вьетнамских плантациях, но его выращивают очень мало и поэтому стоимость такого чая очень высока.
- Американская компания «Кока-Кола» в первый год выпуска своей знаменитой газировки смогла продать лишь 25 банок напитка, который в то время был зеленого цвета из-за отсутствия красителей.
- 80% производимых в мире детских игрушек сделаны китайскими производителями.
- Автомобиль марки «Форд» в двадцатые годы прошлого века стоил настолько дешево, что его покупку без кредита мог позволить каждый простой трудяга. Ведь накопить 265 долларов (именно столько стоила эта машина в 1924 году) было несложно.
- Мобильники середины 1980-х годов работали совсем по-другому, чем современные сотовые телефоны, и стоили в среднем 4200 долларов за одно устройство.
- Исследования доказали, что работники лучше всего трудятся в понедельник до обеда, а вот в пятницу производительность труда самая низкая, т. к. сотрудники фирм в своих мечтах уже на отдыхе в выходные дни.
- Китайские мудрецы сказали, что тем людям, кто не умеет улыбаться, нельзя работать в торговой сфере.
- Компания по производству фильмов и мультфильмов «Уолт Дисней» имеет в своем штате две сотни котов и кошек, но полностью истребить досаждающих киностудию грызунов всё-равно не удается.
- Олигархи и мультимиллиардеры во всем мире активно занимаются благотворительностью, но этого недостаточно для всеобщего процветания человечества. Исследователи подсчитали их совокупный доход. Так вот, если бы эти богачи пожертвовали всего лишь четверть своих денег для человечества, то наступило бы всеобщее благоденствие людей. А у самих олигархов всё-равно бы осталось 75% финансов.
- «МММ» - это не только название печально прославившейся в России финансовой пирамиды, но и наименование американского бренда по производству клейкой бумаги.

3. Российская экономика

- По расчетам специалистов, население России сокращается на 700 человек ежедневно, за год это примерно 25 тысяч человек.
- После Второй мировой войны в мире долгое время было всего две сверхдержавы, остро соперничавшие в мировой экономике, геополитике и в других сферах. Речь идет об СССР и США.
- После распада Советского Союза в течение десяти лет из-за неудачной финансово-экономической политики объем российского производства упал на 45 процентов.
- Алексей Кудрин был признан лучшим министром финансов за всю историю человечества.
- В настоящее время каждый седьмой россиянин живет за чертой бедности, это примерно 19,4 миллиона человек. Президент России поставил проблему борьбы с бедностью одной из важнейших в экономике.
- Зимние Олимпийские игры в Сочи обошлись российскому бюджету в 50 миллиардов долларов, а на проведение домашнего чемпионата мира по футболу было потрачено около 11 миллиардов долларов. Но все эти огромные затраты окупились, т.к. нашу страну посетили миллионы болельщиков и туристов, которые потратили в наших магазинах, отелях и в сфере услуг немало денег. А оставшаяся после проведения соревнований спортивная инфраструктура служит для развития детско-юношеского спорта, для проведения тренировок спортсменов, для отдыха россиян в отпускной период.
- В России 98 человек имеют состояние, которое у каждого из них больше 1 миллиарда рублей. Они в основном обогатились в лихие девяностые, и сейчас тратят свои сверхдоходы путем покупки яхт, дворцов, футбольных и баскетбольных клубов, хотя многие из них занимаются меценатством и благотворительностью. Роман Абрамович и покупка им лондонского футбольного клуба «Челси» в свое время шокировали всех россиян. Возникает вопрос: почему бы им не вкладываться в российский спорт?
- За последние два года в России самый низкий уровень инфляции с момента распада СССР, и это радует.
- В 2013 доллар стоил 33 рубля, сейчас — более чем в два раза выше.
- В России довольно высокие темпы роста ВВП, но в то же время весьма низкие зарплаты. Россияне в среднем получают 648 долларов в месяц.
- Русские — самая пьющая нация: это миф и неправильно сложившийся стереотип о русском народе в глазах европейцев. Об этом говорит статистика: потребление крепкого алкоголя в России за последние два десятилетия упало в 1,5 раза. Но в то же время россияне стали больше пить пива, вина и шампанского, их продажи увеличились.
- Россия наращивает свое влияние на африканском континенте через продажу оружия и продовольствия. Российские госкорпорации активно осваивают месторождения полезных ископаемых в Африке. Более 250 миллионов долларов было вложено в добычу алмазов в Зимбабве.

4. Демпинг в экономике: сущность, причины и последствия

Экономическая наука уже давно использует термин «демпинг». Но большинство простых обывателей или не знает содержания этого понятия, или неверно истолковывает смысл демпинга.
Так что же это такое? Это честная борьба в условиях рынка или хитрый трюк в экономической борьбе с соперниками по бизнесу?

Сущность термина «демпинг»

Накануне Второй мировой войны в мировую экономику пришло понятие «демпинг». Сначала это проявление конкурентного соперничества истолковывалось как продажа товаров низкого качества потребителю по умеренным ценам. В лексике древних скандинавов было слово «dumpa», оно означало «тяжело падать». Экономисты полагают, что от этого древненорвежского слова и произошел термин «демпинг». Вторая часть специалистов считает, что оно британского происхождения и означает «сброс, разгрузка». Теперь демпинг применяют не к устаревшей продукции, а в контексте ценовой политики на товары.

Что означает понятие "демпинг"?

Искусственное занижение цен в мировой торговле услугами и товарами с целью покорения международных рынков называют демпингом. Второй целью является получение экономических выгод внутри государства.
Большинство стран отрицательно относятся к демпингу и используют для борьбы с ним разные средства. Государства уменьшают объем продаж на отдельно взятый рынок, ограничивают импорт добровольным способом. Антидемпинговые пошлины не позволяют сильно уменьшать цены продавцу на свой товар.

Типы демпинга

Большинство экономически развитых стран в своих законах выделяют ценовой и стоимостной демпинг. Под первым имеется ввиду торговля заведомо низкими и поэтому убыточными товарами внутри страны. Под стоимостным демпингом подразумевают реализацию продуктов и услуг по заниженной относительно себестоимости цене.
В зависимости от сроков и функции выделяются несколько видов коммерческих форм демпинга. Нерегулярная продажа по пониженным ценам читается спорадическим демпингом. Взаимный демпинг — межгосударственная обоюдная торговля по заниженным ценам, преднамеренный — продажа товаров и услуг для утверждения монопольной цены.

Причины, примеры и результаты демпинга

Множество разных поводов вынуждают заниматься демпингом. Цены намеренно снижаются новым участником рынка для выброса конкурирующих фирм. Иногда предприятия демпингуют для продажи неликвидного товара, залежавшегося в закромах. Целесообразность демпинга проявляется при спаде уровня продаж и перепроизводстве.
Примером демпинга служат экономические события в СССР середины 1980-х годов, когда в страну хлынули дешевые турецкие и китайские товары. Торговцы из Поднебесной и Турции специально завалили Союз очень дешевыми товарами. В итоге советские товары стали неконкурентоспособными, производители из СССР снизили производственные мощности.
Демпинг имеет много минусов. Но для простых людей - одни положительные результаты. Ведь они могут покупать товар по очень низким ценам и всегда будут от этого в выигрыше.

Отличия демпинга от простого понижения цены

Демпинговыми являются не все маленькие цены. Снижение издержек производства, удачная маркетинговая компания или снижение затрат на развитие торговли тоже часто приводят к низким ценам.
При демпинге компании без принуждения отказываются от рентабельности, не думая о качественных характеристиках продукции. Маркетинговая программа снижает цены, но они продолжают быть выше себестоимости. А при демпинговании цены опускаются так, что затрат на производство было потрачено намного больше.

Другие статьи:

Восстановление экономики России: 5 прогнозов

Введения в менеджмент: основы

Полное руководство по автоматизации маркетинга

Что такое автоматизация маркетинга и как она может повысить ваши результаты?

Преимущества роботизированной автоматизации процессов в сфере услуг