Итоговая аттестационная работа- Педкампус

Задание 1

Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педаго-гики, применимые в практике развития творческой деятельности. Приведите примеры их реализации на практике.

1. Принцип систематичности и последовательности. Включает в себя связы-ваемые получаемые на данный момент знания с предыдущими. И продвижение в процессе обучения отталкиваясь от усвоения ребенком учебного материала. Вводить новые понятия на основе ранее изученных знаний. Устанавливать меж-предметные связи и выделять в материале узловые пункты и сосредотачивать на них внимание детей. Обеспечивать развития системного мышления.

(Бесполезно объяснять ребенку оттенки цветов, когда он не знает основных цветов. КРАСНЫЙ- алый, розовый, малиновый.)

2. Принцип наглядности обучения. Можно донести до детей, через сочетания различных видов наглядности: слуховые, зрительные, осязательные и т. д.

Использовать для этого различные наглядные средства образного мышления: моделей, схем и других ассоциативных заменителей реальных объектов. Привле-кать детей к самостоятельной разработке моделей.

(Выйдя на природу, можно можно познакомить детей с окружающей приро-дой через цветы. Используя зрительные, осязательные и обонятельные анализа-торы.

Пример

В 1 классе ученики наизусть прочитали стихотворение «Зима» З. Алек-сандровой, которое они выучили наизусть. В стихотворении есть строки:

В саду, где пели зяблики,

Сегодня — смотри, —

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Предложив детям нарисовать рисунок к стихотворению, учитель спраши-вает:

— Кого сравнивает автор с розовыми яблоками?

— яблоки. (ребенок не понял вопроса)

— А кто зимой иногда сидит на ветвях яблони и напоминает нам о розовых яб-локах?

Снегири.

— Покажи картинку со снегирем. (ребенок показывает)

— Какой снегирь похож на розовое яблоко?

— Он такой же красноватый.

— Какова цель использования наглядных пособий в этом фрагменте урока?

3. Принцип сознательности и активности, разделяют на три уровня:

· воспроизводящая активность-характеризуется неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний.

· творческий уровень — характеризуется стремлением проникнуть в сущ-ность явлений и найти новые способы решения, применить знания в новой ситуации.

· интерпретирующая активность — стремление к выявлению смысла изучае-мого содержания, к проникновению в сущность явления. (При чтении сказки ребенок проявляет к ней интерес и при обсуждении он тоже прояв-ляет активность. Но при разборе конкретных персонажей, ребенок потерял интерес.

Пример литературного чтения 4 класса.

Перед прочтением рассказа «Акула» Л. Н. Толстого, оказалось, что все дети видели акулу на снимке, по телевизору и даже приблизительно пра-вильно определили ее длину (10–12 м.). Учитель выложил картинку. Дети осмотрели зубы акулы, обратили внимание на защитный характер ее цвета, и когда учитель предложил им измерить 8 метров (длина акулы) и рассказал, как акула переворачивается брюхом вверх, схватила добычу, были слышны возгласы в классе: «какая огромная!» «Вот как опасно!» Дети начали зада-вать вопросы: «Может ли акула загрызть человека?» «Она нападает на лодку?» «Опасна ли она для корабля?»

4. Принцип самостоятельности. Это когда ребенок осуществляет свою дея-тельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями.

По характеру управления учебной деятельности, выделяют 3 вида:

· исполнительская — по инструкции и заданиям учителя;

· частично самостоятельная — направляемая воспитателем;

· полностью самостоятельная — ребенок сам определяет цели и осуществляет деятельность

Степень самостоятельности, определяется, насколько ребенок владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и ее оценку ее результатов.

Низкий уровень самостоятельности ребенка, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности. (Без контроля воспитателя ребенок не может самостоятельно работать с пласти-лином или раскраской — не может подобрать цвета или вообще отвлекается от за-дачи.

5. Принцип доступности. Заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержания, методы и формы обучения, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями. (Если ребенок активный и общительный, то его можно задействовать в выступлениях на праздниках и утренниках. Если же ребенок замкнутый, то публичное выступление ему не подходит по индивиду-альным особенностям.

6. Принцип научности. Необходимость усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, формирования науч-ного мировоззрения. (Можно привести пример и объяснить ребенку явления: «круговорот воды в природе». Дождь идет с неба из облака, попав на землю- стал лужей, которая «ушла» под землю и затем попала в водоем. Из водоема в виде испарения вода превращается в туман и становиться опять облаком).

7. Принцип связи теории с практикой. Обуславливается формированием уме-нием и навыков их применения в практической деятельности. Опора на жизнен-ный, практический опыт.) Объяснить на теории получения нового цвета красок. при смешивании основных цветов. например: желтый + синий = зеленый; крас-ный + белый = розовый и т. д)

8. Принцип прочности. Подразумевает осмысление и использования полу-ченных знаний. (К этому можно отнести правила дорожного движения. Перехо-дить только по зебре. И смотреть сначала налево, а затем направо.)

Задание 2

Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие про-цесс развития творческой деятельности.

Когнитивные психические процессы (познавательные процессы) — ощуще-ние, восприятие, мышление, воображение, память — образуют информационную базу, примерную основу психики.

Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных признаков нерв-ной системы человека и нормального хода их созревания в онтогенезе.

Эта позиция послужила основой для дальнейших экспериментальных ис-следований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мыш-ления у детей напрямую зависит от развивающего характера образования, от раз-вития у детей показательных действий, от максимального использования веду-щих возрастных видов деятельности.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека целых предметов или явлений с их непосредственным воздействием на чувства.

Выделяют зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего играют ведущую роль в процессе восприятия.

Восприятие, свойства восприятия.

Предметность, целостность, постоянство и категоричность (осмыслен-ность и значимость) являются основными свойствами образа, которые формиру-ются в процессе и результате восприятия.

Эти свойства не присущи человеку с рождения, они постепенно развива-ются в жизненном опыте, отчасти как естественное следствие работы анализато-ров, синтетической активности мозга.

Типы восприятия

Восприятие пространства, времени и движения, которые вместе с мето-дами восприятия контуров и содержания значимых фигур плоскостного типа ежедневно формируют черно-белую перцептивную динамическую картину окружающей среды, окружающей человека.

Внимание — это умственный процесс, состоящий в сосредоточении и кон-центрации сознания на определенном объекте, одновременно отвлекая его от других.

Внимание характеризуют свойства: селективность, объем, распределение, концентрация, стабильность, переключаемость.

Одним из типов расстройства внимания является рассеянность — снижение способности концентрироваться и переключать внимание.

В результате упражнений на постоянное внимание дети должны развивать наблюдение как черту личности, позволяющую человеку за короткое время за-мечать большее количество различных предметов, их деталей и характеристик.

Память — это сложный умственный процесс, определяемый как захват, хра-нение, распознавание и воспроизведение индивидуального опыта.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и незави-симее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Мышление — высший когнитивный процесс обобщенного и опосредован-ного отражения реальности.

Мышление — самый важный процесс познания. С помощью мышления мы получаем знание, которое чувства не могут нам дать.

Результат мышления — мысль, выраженная словами.

В процессе психической деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит объектив-ный характер.

Под влиянием игровой и предметной активности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета. Сравнивая, измеряя и при-меняя предметы, ребенок 4-5 лет получает представление: об основных геомет-рических фигурах, об основных цветах спектра, о параметрах величины, о про-странстве, о времени.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания об объектах и их свой-ствах расширяются и организуются в систему, которая позволяет их использо-вать в различных видах деятельности.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Первые признаки внимания у ребенка появляются уже на второй или тре-тьей неделе жизни в виде слуховой и визуальной концентрации, но в течение длительного времени этот процесс не приобретает самостоятельности.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и действиям, выполняемым с ними. Если младшие до-школьники могут играть в ту же игру в течение 25-30 минут, то к 5-6 годам про-должительность игры увеличивается до 1-1,5 часа.

Задание 3

Охарактеризуйте современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых. Приведите примеры.

Виды образовательных технологий, используемые в практике дополни-тельного образования

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) со-четает в себе обучение (нормативно-релевантная деятельность общества) и обу-чение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно — ориентированного обучения — максимизиро-вать развитие (а не формирование заранее определенных) индивидуальных по-знавательных способностей ребенка на основе использования его жизненного опыта.

Задача учителя — не просто «преподать» материал, а вызвать интерес, рас-крыть возможности каждого ребенка индивидуально, организовать совместную творческую, познавательную, деятельность индивидуально каждого ребенка.

В соответствии с этой технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от общей обра-зовательной программы, носит индивидуальный характер, основана на характе-ристиках этого ребенка и гибко адаптируется к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей обра-зовательной системы является индивидуальность личности ребенка, поэтому ме-тодологическая основа этой технологии состоит в дифференциации и индивиду-ализации обучения.

Технология индивидуализации обучения

Технология индивидуализации образования (адаптивная) представляет со-бой такую технологию обучения, при которой индивидуальный подход и инди-видуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадри-ков). Индивидуальный подход как принцип обучения реализован в определен-ной степени во многих технологиях, поэтому он считается проникающей техно-логией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется учителем, а в учре-ждении дополнительного образования для детей — самим учеником, потому что он идет учиться по интересующему его направлению.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополни-тельного образования детей можно использовать несколько вариантов, учитыва-ющих индивидуальные особенности и возможности учащихся:

1. Формирование однородных учебных групп с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностика динамических характеристик личности.

2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разных уровнях, когда невозможно сформировать целую группу по направлению.

3. Профильное обучение, начальное профессиональное и предпрофессио-нальное обучение в старших группах на основе психолого-педагогической диа-гностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родите-лей, интересов учащихся и их успешности в том или ином виде деятельности.

4. Создание персонализированных программ обучения по направлениям.

Почему многие преподаватели предпочитают в своей работе индивидуаль-ное обучение? Именно эта форма обучения позволяет адаптировать все виды обучения к каждому ребенку. Подходя индивидуально можно отследить успех обучения, по необходимости корректировать процесс обучения. Благодаря этому учащиеся не растрачивают свой потенциал, а направляют его в нужное русло. В общеобразовательной школе индивидуальное обучение используется, но ограни-ченно.

Групповые технологии.

Под групповыми технологиями понимаются совместная работа. Деятель-ность учащихся, взаимодействие, взаимосвязь и взаимопомощь в процессе сов-местной деятельности и обучения, а также коррекцию действий.

Различают следующие виды групповых технологий:

· групповой опрос,

· публичный обзор знаний;

· учебная встреча;

· обсуждение;

· пор;

· нетрадиционные занятия (конференции, путешествия, ком-плексные занятия и т. д.).

групповая технология отличается тем, что группа учащихся делится на подгруппы, для более удобного и эффективного решения поставленных конкретных задач.

В ходе выполнения задания виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться. Это зависит от поставленных целей и задач.

Инновациями уровня дополнительного образования считается то, что групповые технологии очень широко используются в обучении, применяются на практике и считаются эффективным методом обучения.

В группе есть уровни коллективной деятельности:

• одновременная работа со всей группой;

• работа в парах;

• групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: кон-тролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда все обучают всех. Работа в парах сменного персонала позволяет детям развивать самостоятельность и общение.

Группа технологий состоит из следующих элементов:

• постановка целей обучения и информирование о прогрессе;

• планирование работы в группах;

• индивидуальное задание;

• обсуждение результатов;

• отчет о результатах;

• подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Технология коллективного творчества

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня явля-ется приоритетной задачей. Наиболее плодотворной в системе дополнительного образования является технология коллективного творчества (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко используется в дополнительном образовании.

Технология основана на организационных принципах:

• общественно полезная направленность деятельности детей и взрослых;

• сотрудничество детей и взрослых;

• романтика и креативность.

Задачи технологии:

• определять, принимать во внимание, развивать творческие способности детей и привязывать их к различным творческим действиям с доступом к кон-кретному продукту, который можно исправить (продукт, модель, макет, компо-зиция, работа, исследования и т.д.)

• воспитывает социально активную творческую личность и способствует организации социального творчества, направленного на обслуживание людей в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, в которой все члены команды участвуют в планировании, подготовке, реализации и анализе любого бизнеса.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и са-мосовершенствованию.

Широко используются игры, соревнования, соревнования.

Коллективные творческие деяния — это социальное творчество, направлен-ное на служение людям.

Их содержание — это забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Творческая деятельность разных возрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.

Основным методом обучения является общение, речевое общение равных партнеров.

Учебные комнаты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. д.), в которых дети, независимо от возраста, получают начальное профессио-нальное образование.

Оценка результатов — похвала за инициативу, публикация работы, вы-ставка, награждение, присвоение звания и т. д. Для оценки результатов разрабатываются специальные творческие журналы, в которых отмечаются достижения и успехи

Задание 1

Компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Использование ИКТ для повышения качества работы учителя, с целью повышения качества знаний обучающихся». Я изучила теоретическую литературу, познакомилась с методическими разработками коллег, по данному направлению, освоила программу Power Point, Pinnacle Studio, Windows Movi Maker и стала использовать ИКТ на своих уроках.

Ко мне приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. В их глазах горит огонек любопытства и любознательности, они готовы впитывать в себя все еще им неизвестное, радуются всем своим новым знаниям и навыкам.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными.

Моя задача на уроке состоит в том, чтобы заинтересовать мальчишек и девчонок, привлечь их внимание так, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами.

Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное — продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Современные дети оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет. Но бесконтрольное использование компьютерных игр и Интернета наносит вред детской душе. Именно поэтому я решила обратить внимание своих учеников на образовательные, а не на игровые возможности компьютера, осознать, что компьютер — это не игрушка, а средство, помогающее в учебе.

Важными причинами для использования мною информационных компьютерных технологий в обучении стали:

Ø результаты диагностики по проверке зрительной и слуховой произвольной памяти, проведённой психологом, показали, что у 71 % моих обучающихся лучше развита зрительная произвольная память, чем слуховая. Следовательно, было рекомендовано, при обучении опираться на зрительную память обучающихся, использовать большое количество иллюстраций, художественных и «наложенных на изображение» музыкальных фрагментов и т.д.;

Ø жалобы родителей обучающихся на то, что дети проводят много времени за компьютерными играми, отказываются читать основную и дополнительную литературу, становятся агрессивными и замкнутыми;

Ø основной вид ведущей деятельности обучающихся в начальной школе — игровая, которая постепенно должна перейти на учебную, и такая перемена, как известно, нелегко переносится многими обучающимися. Я считаю, что применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным.

Ø желание апробировать информационные технологии в практике работы.

Вследствие этого были поставлены следующие задачи:

• создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;

• развивать имение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);

• использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;

• развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;

• вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую).

Ожидаемые результаты:

• готовность и способность обучающихся актуализировать полученную в различных формах информацию для самообразования и презентация результатов своей работы;

• стабильная демонстрация школьниками опыта обмена, обработки и представления информации с помощью средств ИКТ;

• представление на конкурсах школьного и городского уровня индивидуальных и совместных с родителями проектов, отражающих разнообразные способности и увлечения обучающихся класса;

• достижение и демонстрация новых результатов качества обучения.

На сегодняшний день я уверенно применяю компьютерную поддержку на всех этапах урока: при опросе домашнего задания, открытии новых знаний, применении знаний на практике, организации обратной связи и др.

Как показывает опыт моей работы, использование ИКТ в обучении направлено на:

1. Усиление мотивации учения благодаря новизне работы с компьютером.

2. Организацию индивидуально — дифференцированного подхода в обучении.

3. Расширение возможностей получаемой учебной информации.

4. Повышение интенсивности обучения.

5. Энциклопедичность содержания.

6. Создание ситуации успеха.

С целью получения информации об эффективности, проводимой мною работы, был проведен анкетный опрос среди обучающихся. Ученикам было предложено задание «Продолжи предложение»: «Компьютер на уроке – это…» Варианты были следующие: компьютер – это друг, твердый учебник, книга, учитель, помощник. Позднее проведен анкетный опрос:

1. Интересно ли тебе на уроке с компьютером?

2. Используешь ли ты домашний компьютер в учебных целях?

Результаты данного опроса демонстрируют следующее: на первый вопрос положительно ответили 100% обучающихся, на второй– 87% положительных ответов.

В своей педагогической деятельности предпочтение я отдаю использованию на уроках презентаций.

Почему именно презентация? Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Более того, презентация даёт мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем уравнения, задачи на движение, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.

На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использование интерактивных плакатов. Совместно с учащимися был создан словарь в картинках. Аудио средства и иллюстрации, я использую при подготовке к сочинению по картине. После ее рассмотрение идет ее детальное обсуждение.

Обучение чтению – сложный творческий процесс. Нужно, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении. В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. Поэтому, возникла идея составит электронное пособие про писателей, в некоторые презентации которого вошли документальные фильмы и аудиозаписи с голосом писателя.

Видео как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его я использую на уроках окружающего мира. Смена ярких кадров вызывает желание поделиться увиденным, высказать свое мнение. Регулярно на уроках использую выход в интернет.

Интенсивно использую ИКТ во внеклассной и внеурочной деятельности.

Таким образом, применение ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность, позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение.

И все же, при очевидности положительного результата, нельзя не сказать о проблемах, которые возникают при использовании ИКТ в обучении:

1. Подготовка к уроку требует много времени, т.к. учителю необходимо тщательно просмотреть и выбрать нужный материал из различных источников, создать презентацию, а порою — и индивидуальные задания.

2. Отсутствие персональных компьютеров и интерактивной доски в каждом учебном кабинете, несмотря на быстрое компьютерное оснащение школ.

3. Существующее программное обеспечение не подходит для полноценного использования в начальной школе, в лучшем случае возможно лишь использование отдельных модулей.

4. Дополнительная нагрузка на зрение и опорно-двигательный аппарат обучающихся. Эта проблема порождает необходимость дозированного использования компьютера в начальной школе, доказывает важность научения детей основам эргономики, культуре общения с компьютером, осознанию того, что компьютер — это инструмент для получения знаний.

Заключение

Результаты уроков с ИКТ оправдали мои ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

К результативности данного опыта можно отнести:

• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

• Повышение уровня использования наглядности на уроке;

• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;

• Рост качества знаний.

Результаты мониторинга выглядят следующим образом.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Пусть нет пока резкого стабильного повышения качества знаний по всем предметам в моем классе, но есть повышение мотивации учения.

Накопленный мною теоретический и методический материал по теме самообразования «Использование информационно-коммуникационные технологии» позволил мне обобщить накопленный опыт, создав в социальной сети работников образования свой персональный сайт, на котором я делюсь своими методическими наработками.

Приобретя, некий опыт в работе с информационно-коммуникационными технологиями, добившись поставленной цели и успешных результатов я не остановилась на достигнутом.

Задание 5

Развивать творческие способности детей можно по-разному, в т.ч. средствами изобразительного искусства. В этом помогут серии игр, упражнений, заданий творческого характера.

Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях. Самый простой уровень построен на базе использования основных приемов творческого воображения. Их, как известно, пять:

• Агглютинация

• Аналогия

• Преувеличение (преуменьшение)

• Акцентирование

• Типизация

На этих приемах основана методика игр, заданий и упражнений, которые могут способствовать развитию творческих способностей.

ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Агглютинация (склеивание). Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения. Проиллюстрировать механизм творчества на основе этого приема очень просто. Крупные части разнородных предметов соединяются, склеиваются вместе, и получается новый объект, с новыми, ранее не бывалыми, необычными свойствами. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера, пегас, единорог, минотавр и другие.

На основе этого приема можно разработать много интересных, творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами.

Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все три этапа требуют творческого подхода.

Главное здесь — это предложить рисовать не то, что получится, а задумать конкретное изображение и воплотить его, согласовав в рисунке все несоответствия, возникшие на этапе планирования замысла. Для этого можно ввести ряд дополнительных требований: большой и добродушный, как бегемот, плавает, как рыба, летает, как птица, или создать необычное животное, которое одновременно было бы добрым, сильным, смелым, но не хищным, умело бы бегать, плавать и летать. Эту задачу можно сформулировать и в более обобщенном виде: создать животное для освоения космоса и т.д.

Путем агглютинации созданы и такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и другие. Предложить сконструировать аналогичным способом технический объект с новыми свойствами: транспортное средство, предмет мебели, посуду.

Аналогии. Аналогия — один из приемов творческого воображения. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом.

Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Например на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками- на что они похожи.

Следует фиксировать идеи каждого ребенка. Это необходимо для использования на дельнейших занятиях: ведь облако, которое уже растворилось в небе, можно изобразить по представлению. Детские идеи можно оценивать по трем параметрам:

А) количество (продуктивность)

Б) оригинальность

В) гибкость мышления (насколько идеи разнородны по тематике).

Затем можно нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими – либо объектами.

В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, формы кустов, деревьев, корней, узоров на ковре, языки пламени, паутина, пчелиные соты и др.

Нетрадиционная техника рисования — кляксография является успешным способом развития творческого воображения и способностей детей. На лист бумаги жидкой краской наносится клякса. Сверху накрывается другим листом и прижимается ладонью. От тепла ладони часть краски полимеризуется и дает эффект. После разъединения листков на каждом из них остается симметричное пятно. Самое главное — попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Разновидность этого способа нетрадиционного рисования является кляксография с трубочкой. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Следующим способом нетрадиционного рисования, способствующего развитию воображения является кляксография с ниточкой: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Этими способами можно создать бесчисленное множество загадочных животных, птиц, зданий, «космических пейзажей», разнообразных картин сказочного леса и др. интересных изображений. И эта задача, хоть и схожа сочинению сказок и рассказов, придумыванию сюжетов рисунков, но все же

значительнее сложнее. Здесь требуются работа фантазии в разных направлениях и вместе с тем систематизация разных вариантов, их выбор и оценка. Без этого правильный выбор, а, следовательно, и «фантастический шедевр» не сделать.

Углубить умения использования приема аналогии могут другие специальные задания. Детям предлагаются карточки, на которых содержатся сложные по форме и цвету фигуры. Задача- найти как можно больше аналогий с реальными изображениями («на что похоже»). Карточки можно поворачивать как угодно. Полученные идеи фиксировать. Оценивать можно по указанным трем параметрам.

Данную работу можно видоизменить. Дать детям задание найти одновременно несколько изображений на этих карточках. А затем – сочинить рассказ о том, что произошло или происходит с этими героями.

Прием аналогия широко применятся в биоархитектуре и бионике. Биоархитектура- отрасль архитектуры, в которой при проектировании и сооружении зданий используются элементы конструкций, существующих в природе. Основная задача биоархитектуры.— научиться строить у природы. Задания по тематике биоархитектуры могут быть такими:

рассмотреть шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытаться определить, в каких известных архитектурных сооружениях использовался этот прием (подсказка: Покровский собор в Москве; Театр оперы и балета в Новосибирске и др.); подобрать фотографии зданий, на форму которых оказал влияние пейзаж; нарисовать дом, который бы дети построили в пустыне, в горах, на равнине, в джунглях и в других местах.

Создание фантастических проектов зданий с использованием фрагментов природы – интересная творческая задача. Эти здания дети могут не только рисовать, но и клеить из бумаги или собирать из деталей конструктора.

Бионика- отрасль техники, применяющая знания о природе для решения технических задач. Если биоархитектуру больше интересуют эстетические решения, то бионика интересуется техническими решениями, которые природа использовала при создании собственных конструкций. Она имеет давнюю историю. Еще Леонардо да Винчи, наблюдая за полетом птиц, создал «орнилет» — летательный аппарат с машущими крыльями.

В качестве заданий, представляющих это направление творчества, можно использовать следующие:

— найти технические объекты, делая которые люди использовали аналогии с живой природой;

— сконструировать (нарисовать) автомобиль, (вертолет, самолет, корабль и т.п.), похожий на божью коровку, глубоководную рыбу, ежа и др.

Хорошо тренируют способность находить аналогии задания, ориентированные на поиск аналогов какого-либо предмета.

В качестве примера возьмем такую задачу — найти как можно больше аналогов корабля. Нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблем по каким-то существенным признакам. При решении этого задания более успешен будет тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.

Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт; рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях.

Аналогии можно строить, используя и художественно-эстетические характеристики объекта (цвет, форма, объем и др.). Например: чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.

Преувеличение и преуменьшение. Также относят к приемам творческого воображения. Путем преувеличения, как и путем преуменьшения, можно создавать новое. Этот прием может быть наглядно продемонстрирован детям на примере рисования карикатур, изучения специфики изображения сказочных персонажей, героев мультфильмов.

Для развития способности подмечать особенно характерные черты и детали, умело их преувеличивать или преуменьшать вполне пригодна задача нарисовавть карикатуру или шарж. Более простая задача такого рода – сделать карикатуру на героя сказки или мультфильма.

Потренировать эту способность можно с помощью интересной игры — «Очень правдивые истории». Можно попросить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, а что-то преуменьшив. Еще одно задание — предлагается сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти.

В качестве примера такой истории — отрывок из стихотворения поэта В. Лунина:

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы удил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

Акцентирование. Умение подметить и выделить главное называется акцентированием. Это еще один из приемов творческого воображения. Он очень близок предыдущему, но здесь важно не преувеличить или преуменьшить, а подчеркнуть самое главное.

Задания для развития могут быть следующими:

1. рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы- Яги, Ивана Царевича и др.; объяснить, как художники, рисуя их портрет, изображают эти черты.

2. нарисовать героя своей любимой сказки, подчеркнув главные черты характера, определяющий его образ.

Типизация. Одним из самых сложных приемов творческого воображения считается «типизация». Этот прием практически не используется в техническом творчестве, но в художественном творчестве он является основным. Задача создания типичного образа — подлинно художественная задача, но работа в этом направлении с детьми рассматриваемого образа крайне затруднена. Для успешной деятельности такого рода кроме высокоразвитой способности аналитически мыслить, необходима способность к сопереживанию, эмпатии в ее высокоразвитой форме.

Но на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей, способность можно развивать. Детям можно предложить следующие задания:

— сложив в несколько раз листок цветной бумаги, вырезать из него снежинку; если вырезать несколько разных, то можно посмотреть, какая из них больше похожа на настоящую — более типична;

— предложить детям схемы, изображающие человеческие эмоции; Задание — объяснить, какие чувства выражает каждое из изображений, и сказать, какие выражения лиц (наиболее типичны) характерны для людей веселых, добрых, общительных, ворчливых, злых и т.п.;

— нарисовать врача, художника, моряка, военного т.п. и рассказать о своем рисунке, какие типичные черты выделены у представителей этих профессий.