Наша жизнь состоит из трех сменяющих друг друга, циклично повторяющихся, движущихся по спирали этапов: подготовка к действию, само действие и отдых. Для старшеклассника десятый и одиннадцатый классы – это подготовка к одному из ключевых в его жизни действий – сдаче экзаменов. Затем отдых. До первой сессии.
Как меняется человек, переходя из одного социально-образовательного института в другой, из школы в университет? Собственно «каркас», задатки личности к 18-годам уже готовы. Высшее учебное заведение дает возможность студенту реализовать свой потенциал на определенном уровне развития. В то же время университет таит в себе достаточно негативных факторов. Здесь работает правило «кто ищет, тот всегда найдет». Ниже мы попытаемся разобраться в том, как извлечь из «золотого века» молодости максимум пользы и перейти на следующий этап.
Начнем с первого, адаптационного семестра. По статистике, каждый второй студент поступает не в тот университет, в который планировал изначально. Даже факультет далеко не всегда совпадает с нашими школьными предположениями. Тем не менее, если факультет тот, где бы не находился вуз, всё в руках студента. Любое образование (без учёта его качества) можно классифицировать по степени академической нагрузки следующим образом:
- Сильная загруженность - такой ритм, когда каждый день проводится минимум по три пары, плюс внеучебные задания загружают настолько, что от книжек мы отрываемся только во время сна. Такая нагрузка (при качественном образовании) дает прочные базовые знания и обеспечивает перспективное будущее выпускнику.
- Слабая загруженность, при которой акцент делается на внеурочное самообразование, пар в среднем две-три, иногда нет совсем. С одной стороны – это рай для лентяя: можно учиться «хорошо» особо не напрягаясь, имея много свободного времени, но с другой, возникают проблемы, когда выпускник начинает работать по специальности, поэтому здесь очень важно правильно спланировать своё время и постоянно заниматься самообразованием.
Наш, исторический факультет – тихий, небольшой по численности, состоит из четырех курсов, по одной группе на каждый курс, поэтому крайне важно строить внутри коллектива именно семейные отношения, учитывать достоинства и недостатки каждого. Этим, конечно, занимаются в деканате, но многое зависит и от нас – простых студентов. Волей судьбы занесенные именно в это образовательное место, мы можем сделать лучше себя и то, что вокруг нас: подготовиться к конкурсу и выиграть его, организовать факультетскую группу в ВК, создать «Кодекс факультета», вписать себя в его историю. Исходя из принципа «семейности», старшие курсы поддерживают, наставляют «новобранцев». Когда те абсолютно искренне спрашивают, что самое важное в образовательном процессе университета, мы, недолго думая, отвечаем:
«Нужно помнить: чем больше удовольствия приносит «подготовка», тем проще дается «действие». И если мы хотим чего-то добиться в жизни, то каждое обдуманное действие нужно доводить до конца, а желанным «концом» в данном случае является получение диплома. Условное «действие» - это защита дипломной работы, и, чем раньше мы начинаем о ней задумываться, тем лучше».
Адаптация у всех происходит по-разному. Кто-то поначалу присматривается к окружающим, изучает новые условия и первую сессию «валит», даже не понимая, что происходит, зато потом, сделав соответствующие выводы, берется за ум и щелкает экзамены, как орешки. Существует и обратный вариант, когда первая сессия проходит налегке, это расслабляет и ко второму-третьему семестру чувствуются серьезные пробелы в знаниях. Повторюсь, каждый сам обеспечивает себе качественное образование, сам распределяет время и силы, расставляет приоритеты, выбирает кафедру, тему дипломной и т.д. Мы сами определяем, как нам побеждать.
«Я не успел подготовиться к семинару, меня исключат теперь», «Куча заданий, а времени нет», «Я всё завалю, потому что это сложно, и я ничего не понимаю»…Ещё один интересный момент, который заметен и в обычной жизни, и может повлиять на общий психологический подход к обучению: никогда не нужно жаловаться и говорить, что что-то слишком сложно для понимания и усвоения, это блокирует образовательные процессы. Мозг начинает запоминать всё как будто «из-под палки», «сдал – забыл». Или вообще не сдал. Нет ничего в образовательных программах университета, что среднестатистический студент не смог бы понять. Определившись на первом курсе с направлением обучения, нужно забыть про жалобы и молча и планомерно идти к поставленным целям.
Многие говорят, что студенчество – самое легкое, приятное и запоминающееся время в жизни. Для каждого из нас это возможность обеспечить себя знаниями, которые позволят в будущем занять именно то место в ячейке общества, которое каждый из нас хочет. Старание определяет результат, задатки – лишь катализатор.
Другие статьи: