Содержание
Древние греки воспитанию детей придавали огромное значение. Они считали, что от этого зависит судьба полиса и всей Эллады. Вопросы, связанные с обучением и воспитанием, рассматривались властями наряду с внешней политикой и экономикой. Большое внимание воспитанию уделялось в связи с небольшой площадью основных полисов Греции: Афин, Спарты и Македонии. В случае неправильных методов воспитания будущее города-государства могло оказаться под угрозой. Власти считали, что при недостаточном физическом воспитании последует военное поражение, а небольшое сосредоточение внимания на морали могло привести к конфликтам старшего и младшего поколений, а это в свою очередь могло дестабилизировать ситуацию в стране.
В античной Греции сформировались две основные системы воспитания: афинская и спартанская. Различия в них прослеживаются еще на уровне отношения к младенцам. Многие методы обучения и воспитания детей в Элладе для современного человека покажутся дикими и чудовищными.
Афинская система воспитания
В Афинах к детям относились мягко. С младенческих лет ребенка кормила и воспитывала мать, или его отдавали кормилице. Но афиняне считали, что детей нельзя делать изнеженными, иначе они превратятся в грубых и вспыльчивых граждан. Но и грубо обращаться с детьми тоже было запрещено. Мудрец Платон учил в своих книгах, что это может привести к развитию неблагодарной личности, которая будет ненавидеть общество.
Афиняне считали, что до семи лет дети должны играть в активные игры: прятки, жмурки, качели, игры с мячиком. Для малышей делали игрушки из дерева, кости и металла. Дети забавлялись тем, что пускали воздушных змеев.
До трех лет афинские малыши были под опекой нянечек. Они жили в женской половине доме — гинекее, где кормилица ухаживала за ребенком. А вот девочки оставались в гинекее до пятнадцатилетнего возраста. Они были под присмотром мамы и няни. Девочки обучались игре на музыкальных инструментах, ткали и рукодельничали, учились писать и читать. Гулять во дворе и на улице в сопровождении сверстников было запрещено. Девочки гуляли на улице только со взрослыми. Во время проведения языческих ритуалов в честь богини Афины девочки участвовали в празднике наряду со старшими.
Мальчик жил в гинекее до семилетнего возраста. Затем он был под опекой педагога. Педагогом в Афинах называли старого раба, который уже не годился для работы на поле. Этот раб-педагог сопровождал ребенка в школу, нес его школьные принадлежности, порол розгами за непослушание, учил ребенка нормам морали. Педагоги чаще всего были злыми людьми. Все молодые годы они работали с утра до вечера на господина на поле под солнцепеком. Из-за этого у них к старости был сильно испорченный характер. Они могли прибить розгами даже послушных детей. Педагоги пили вино, ругались бранными словами, многие даже не умели говорить на греческом языке, так как были иноземцами. Мудрецы протестовали против этого, писали жалобы на педагогов в адрес властей.
Школы в Афинах были только частными
Учиться там было не обязательным делом. Чтобы могли учиться дети из необеспеченных семей, для них собирали деньги на обучение. Словесности учил грамматист. Он обучал письму и грамоте. Буквы выводили на специальных натертых воском досках. Вместо ручки был так называемый стиль — приспособление для выведения букв и цифр на дощечке. Стиль изготавливался из кости или металла. Один конец стиля был заостренным и предназначался для письма, другой конец был тупым и служил для сглаживания написанного. На дощечке для письма стирали написанные буквы и затем выводили новые. После освоения письма с помощью стиля дети учились писать пером из тростника и чернилами. Буквы выводили на папирусе Это был предок бумаги и изготавливался из тростника, растущего на берегах реки.
Школьники учили и математику. Это была примитивная арифметика. Считали сумму яблок и костей на столе, учили цифры с помощью особой доски — абака. На абаке были отмечены цифры. Настоящие счеты появились значительно позже.
Кроме грамматической школы, где учили только письмо, чтение и счет, была и мусическая школа. Здесь читали труды греческих писателей, поэтов и философов. Учиться было очень трудно. Дети обязаны были учить наизусть огромные произведения слепого греческого поэта Гомера. Под руководством учителя толковались и обсуждались отрывки из гомеровских «Илиады» и «Одиссеи». Кроме Гомера, изучали нравоучения и книги с полезными советами, труды Гесиода и Пиндара.
В Греции много писали эротических произведений, но они до школьников программой не допускались. Кроме литературы, в мусической школе много внимания уделялось музыкальному образованию. По мнению греческих философов, музыкальное искусство способствует развитию самых положительных качеств личности. Дети учились петь, играть на музыкальных инструментах, в первую очередь на кифаре, флейте и лире. Учили наизусть и пели под лиру гимны в честь верховных греческих божеств. В четвертом веке до нашей эры игру на флейте исключили из школьной программы, так как посчитали, что этот инструмент сильно возбуждает детей.
В афинской гимнастической школе мальчики учились с четырнадцатилетнего возраста. Это была следующая ступень школьного образования после грамматической и мусической школ. На площадке, посыпанной песком, под звуки музыкальных инструментов подростки под руководством учителя-педотриба занимались физической культурой. После упражнений полагалось умываться и отдыхать на этой же площадке. На спортивных занятиях мальчики метали копье и диск, прыгали в длину, бегали и боролись. Борцы должны были обмазаться маслом и песком и постараться уложить соперника на землю. Боролись или стоя, или катаясь по площадке с песком. Кроме этого, парней учили ездить на лошади и драться на кулаках.
К восемнадцатилетнему возрасту обучение парней заканчивалось. Юноша к этому моменту должен был владеть следующими навыками и знаниями: чтение, письмо, пение, игра на музыкальных инструментах, счет, плавание, борьба, верховая езда, знание моральных норм. Юноши должны были стать сдержанными и скромными. В 18 лет они отправлялись в военную школу, которая называлась эфеб. Там они постигали премудрости военной службы. Военачальники-стратеги обучали юношей мастерству владения оружием, борьбы, верховой езды. В эфебе изучали также манеры красноречия, философию и поэзию. Эта учеба приравнивалась к службе в армии и обеспечивалась за счет государственного бюджета. Спортивная подготовка проходила в гимнасиях. От этого термина появилось русское слово "гимназия".
Гимнасий был бесплатной школой для юношей, где они занимались легкой и тяжелой атлетикой. Обучение в гимнасие было обязательной частью пребывания в эфебах. После первого года службы они давали клятву в верности Родине. Затем их отправляли по военным гарнизонам, а некоторых парней обучали навыкам разведчика. К закату цивилизации обучение в эфебах стало не обязательным и приняло элитарный характер. Здесь за собственные деньги стали обучаться военному искусству, интеллектуальному и эстетическому развитию только юноши из богатых семей.
Высшее образование получали лишь единицы греков, которые могли за свой счет учиться у философов-риторов. Эти мудрецы за деньги обучали красноречию, умению мыслить и писать литературные произведения. Лишь философ Сократ учил греков бесплатно. Он брал деньги только с иностранцев. К расцвету цивилизации Эллады сформировались профессиональные школы. Это были зачатки высшего образования. Учились спорить (эвристика) и красиво произносить речи (риторика). Высшая школа Исократа гремела на всю Элладу. Это был самый популярный учитель риторики в стране, у которого мечтали учиться многие греки. Другим замечательным философом, дававшим знания молодежи, был Платон, открывший в конце четвертого века до нашей эры прославившую всю Грецию Академию.
Несмотря на существование в Афинах демократических институтов, в системе образования была некоторая цензура. Учителя не имели права давать знания, которые могли сделать школьника непатриотично настроенным по отношению к родному полису.
Обучение в Спарте
Спартанская система обучения и воспитания заметно отличалась от афинской. Здесь существовали цензура, вмешательство в личную жизнь, преобладание физического воспитания над интеллектуальным развитием. Это происходило с младенческих лет. Как только рождался спартанец, старейшины определяли, насколько полноценно развитым он является. Если ребенок оказывался слабым и больным, то по приказу властей его сбрасывали в пропасть в горах Тайгета. Право на жизнь было только у здорового младенца.
До семи лет воспитание детей в Спарте не сильно отличалось от афинской системы воспитания. Дети тоже находились под присмотром няньки или кормилицы. Но уже в это время ребенка закаливали, чтобы он вырос в полностью здорового члена общества. Младенца окунали в студеную воду, заставляли ходить голышом по холодной земле. Воспитание было очень суровым. Няньками были только местные женщины. Но, достигнув семилетнего возраста, ребенка забирали из семьи. Отец и мать переставали его видеть, так как ребенок становился членом отряда, руководимого педономом.
Это был государственный надзиратель, под присмотром которого дети играли и обучались драться. За любой проступок полагалось наказание поркой. Избивали розгами в присутствии свидетелей, били очень сильно. Занимались спортом в присутствии зрителей, которые давали детям задания, критиковали или ругали их, давали полезные советы. Уже с семи лет дети много бегали и прыгали, метали диск и копье, учились держать оружие.
Письму и грамоте уделялось значительно меньше внимания. Считалось, что ребенок должен излагать мысли как можно короче, то есть лаконично. Спарта по-другому называлась Лаконика, поэтому краткая речь с тех пор стала называться лаконичной. Школьники учили патриотические песни и стихи, танцевали, учили религиозные традиции языческой Спарты. Мальчика воспитывали так, чтобы он вырос в выносливого и храброго парня. Запрещено было плакать и жаловаться. Подростки часто ходили без одежды, так одежда выдавалась лишь раз в год. Как только она порвется, надо было ждать наступления нового года, и все это время ходить без рубашки и обуви. Даже зимой их заставляли купаться в студеной воде реки. Они плохо и скудно питались, но поощрялось, если мальчик добудет пищу сам. Детей учили воровать еду.
Если он ловко украл много продуктов, его прилюдно хвалили. Если малыш оказался плохим вором, то не только оставался голодным, но и получал телесное наказание. Часто парней просто так били до крови, проверяя, не являются ли они плаксами. Было немало случаев, когда от такой жизни дети в отряде умирали.
Молодежь обязана была тренировать храбрость на нападениях на рабов. Рабы в Спарте не считались людьми. Их продавали и меняли, а также на них часто нападали подростки по приказу командира. Достигнув пятнадцатилетнего возраста, парень обязан был укрыться от всех спартанцев в каком-нибудь месте. Он должен был скрываться от общества целый год, самостоятельно добывая пищу. Если в течение года его жилище все же обнаруживали, то считалось, что он прошел экзамен.
Подросший юноша становился мужчиной. Наряду со взрослыми мужчинами ему разрешалось участвовать в сисситиях. Это были общественные трапезы, в которых принимали участие все свободные спартанцы. На еду они обязаны были скидываться. В полисе запрещался индивидуализм, и напротив, поощрялся коллективизм. С восемнадцати лет юноши в Спарте становились солдатами. Они учились военному искусству в школах, напоминавших афинские эфебии. Полностью взрослым спартанец становился лишь после достижения 30-летнего возраста.
Спартанские девушки тоже воспитывались очень строго. Они занимались спортом, учились петь и танцевать, часто состязались в борьбе против юношей. Юная спартанка должна была стать здоровой и физически крепкой женщиной, которая родит немало здоровых младенцев — будущих великих спартанских воинов. А война для взрослых спартанцев была главным занятием в жизни. Они не любили заниматься ремеслами и искусством, зато постоянно вели наступательные войны. Каково воспитание детей в детстве и юности, такими и становились люди во взрослом возрасте.
Другие статьи: