Дисциплина «Скетчинг» — Синергия

Содержание

Ознакомившись с данным курсом, вы сможете успешно пройти тестирование. Так же в данном материале присутствуют ответы на вопросы.

Аннотация

Дисциплина «Скетчинг» знакомит студентов с основами рисования быстрого рисунка. Изучение основ скетчинга развивает у студентов способности к пространственному мышлению. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины и решения типовых задач, а также у них формируется мотивация к самообразованию за счет активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Место дисциплины в учебном процессе Университета

Дисциплина «Скетчинг» входит в базовую часть учебного плана подготовки бакалавров по специальности «Дизайн».

Для успешного усвоения курса «Скетчинг» студент должен знать такие дисциплины, как «Композиция», «Рисунок», «Живопись», иметь устойчивые навыки работы с различными художественными материалами либо с работой на ПК.

Знания и умения, полученные в результате изучения курса «Скетчинг», могут использоваться при выполнении курсовых и дипломных проектов студентов.

Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Скетчинг» являются: формирование у студентов базовой системы знаний и умений в области рисования быстрого рисунка; формирование дизайнерского мышления; воспитание эстетического вкуса; умение создавать высокохудожественные и гармоничные произведения; накопление профессиональных знаний средством реалистичного изображения.

Задачи изучения дисциплины:

  • раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий скетчинга;
  • ознакомление с основными способами изображения объектов при выполнении скетчей;
  • знакомство с современными способами создания скетчей;
  • практика использования и формирование навыков самостоятельной работы с различными материалами.

Компетенции, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. Процесс изучения дисциплинывносит вклад в формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр») – таких, как:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
  • способность к изображению предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • основные термины и понятия, применяемые в рисунке;
  • виды рисунка и наброска;
  • теоретическую и практическую часть рисования скетчей;
  • основные принципы конструктивного объемного рисования;
  • основные понятия перспективного рисования;
  • принципы графики растительных форм;
  • методы изображения головы;
  • методы изображения одетой фигуры человека средствами и техниками рисунка;
  • пластическое проявление анатомии человека в статике и динамике;

уметь:

  • применять полученные знания с целью грамотного изображения предметов;
  • использовать различные художественные материалы при работе над скетчами;
  • создавать форму предмета на рисунке и изображать объекты.

Тема 1. Появление, развитие и применение скетчинга. Разновидности скетчинга

Вопросы темы:

  1. Определение скетчинга. Понятие и принципы скетчинга.
  2. Возникновение и развитие скетчинга.
  3. Области применения скетчинга.
  4. Разновидности скетчинга. Food, travel, fashion-скетчинг, ботаническая иллюстрация.
  5. Какие материалы и инструменты лучше подходят к определённым видам скетчинга. Карандаш простой, линер, ручка, тушь. Цветные карандаши.
  6. Работа на графическом планшете.

Материалы и инструменты для работы.

Вопрос 1. Определение скетчинга. Понятие и принципы скетчинга

Что такое скетчинг? «Sketch» в переводе с английского – этюд, зарисовка, набросок. Cкетчами называют быстрые (непродолжительные по времени) рисунки.

Понятие и принципы скетчинга

Схожие со скетчем понятия – набросок, эскиз, зарисовка, этюд.

Набросок – это быстрый рисунок с натуры, который выполняется в основном средствами графики (линия, пятно, штрих и пр.).

Зарисовка – это быстрый рисунок, который представляет собой более длительный и проработанный вариант, чем набросок, часто с использованием светотени.

Этюд – это промежуточный этап в работе над произведением, который делается художником с натуры и исполненный с целью изучения натуры. Чаще всего выполняется живописными техниками.

Раньше эскизы, наброски и зарисовки использовали в основном для того, чтобы подготовиться к созданию итогового произведения. Сейчас ситуация изменилась. Скетч (как и зарисовка или этюд) в наше время может восприниматься как самостоятельное произведение. Такие рисунки можно встретить в различных вариантах для оформления книг, открыток для посткроссинга, модных журналов и пр.Рисунок – основа всех визуальных искусств. Цель рисунка – «поймать момент», придав изображению характерные черты, запечатлеть настроение, впечатление от события.

В рисунке выделяют три категории: случайный (набросок), подготовительный (как подготовительные эскизы к будущему произведению) и законченный рисунок.

Наброски, скетчи, зарисовки – часть графики.

Графика – вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, называемых графическими, используются свойства изобразительной поверхности и тональные отношения линий, штрихов и пятен.

К графике, кроме привычных карандаша и ручки, относятся акварель, гуашь, пастель и др. техники, использующие бумагу, краски на водной основе или цветные материалы для рисования.

Живопись и графика различаются разной мерой пространственности. Также определяющим отличительным признаком является либо графичность, либо живописность. Цвет в графике может применяться, но он играет вспомогательную роль.

Вопрос 2. Возникновение и развитие скетчинга

До конца XIX в. графика, живопись и рисунок существовали раздельно. Под рисунком понимался рисунок от руки (но лишь в качестве эскиза, не самостоятельного произведения). Графикой считали только печатные техники: монотипию, литографию и др. В России понятие «графика» появилось лишь в начале XX в.

Станковый рисунок – разновидность изобразительного искусства, произведения которого имеют самостоятельное значение, самостоятельную художественную ценность. Происхождение названия говорит о том, что работа сделана на станке (мольберте), однако станковый рисунок может быть выполнен не только на нем.

Наброски, создаваемые художником, образуют своего рода фонд, из которого он черпает новые идеи для своих произведений. Наброски, зарисовки всегда были и будут важной частью работы любого крупного художника. В прошлые столетия такие рисунки рассматривали исключительно как подготовительные и не демонстрировались в качестве законченных произведений. Одни из самых известных старинных зарисовок и набросков принадлежат знаменитому Леонардо да Винчи. Но и многие другие известные художники прошлого использовали быстрый рисунок, – например, Илья Репин или Анри Матисс, который также активно использовал наброски для создания своих работ.

В настоящее время наброски и зарисовки являются неотъемлемой частью работы любого художника и иллюстратора.

Вопрос 3. Области применения скетчинга

Так как скетчинг позволяет создавать изображения на любую тематику, его область применения достаточно широка. Например, он используется при создании иллюстраций для журналов (fashion-иллюстрация). Скетчинг также активно используют дизайнеры одежды, обуви, аксессуаров и пр.

Промышленный и индустриальный скетчинг применяется в создании промышленных изделий.

Иллюстрации на различные темы очень популярны в оформлении книг и открыток. В частности, сейчас очень популярен посткроссинг (postcrossing), и многие мастера скетчинга пробуют себя в роли иллюстраторов для открыток.

Cкетчинг – быстрый способ донести свою идею для фотографов, художников, дизайнеров самых разных направлений (веб-дизайнеров, дизайнеров интерьера, дизайнеров украшений и др.).

Чтобы рисовать скетчи, не обязательно быть художником. Скетчинг может стать отличным хобби. Благодаря удобству материалов для работы, заниматься скетчингом можно где и когда угодно: в кафе, поездках, транспорте и т.д.

Скетчинг сейчас – один из самых популярных видов рисования. Рисовать можно чем угодно и на чём угодно. Приветствуется индивидуальный стиль. Скетч подразумевает работу в быстром темпе, что позволяет дизайнеру быстро донести свои идеи до заказчика. Скетчинг помогает рисующему оттачивать свои способности, отрабатывать навыки рисования, заниматься поиском успешных композиционных и цветовых решений.

Вопрос 4. Разновидности скетчинга. Food, travel, fashion-скетчинг, ботаническая иллюстрация

Из множества разновидностей скетчинга можно выделить следующие:

  1. Food-скетчинг. Изображение еды во всех её проявлениях.
  2. Travel-скетчинг. Изображение туристических мест, достопримечательностей, всего, что привлекает внимание художника-путешественника.
  3. Fashion-скетчинг. Модные образы для fashion-журналов и не только, эскизы моделей одежды.
  4. Ботаническая иллюстрация. Изображение растений.

Разновидности скетчинга.

Архитектурный и интерьерный скетчинг. Леттеринг.

  1. Архитектурный скетчинг. Изображение архитектурных сооружений.
  2. Интерьерный скетчинг. Изображение интерьера.
  3. Леттеринг. Шрифтовые композиции – как самостоятельные, так и в качестве составных частей скетча.

Вопрос 5. Какие материалы и инструменты лучше подходят к определённым видам скетчинга. Карандаш простой, линер, ручка, тушь. цветные карандаши

1.  Карандаш простой (НВ, В, 2В). Чем больше цифра перед H, тем тверже грифель, чем больше цифра перед В – тем мягче.

2.  Чёрная гелевая ручка, линер. Например, Pigma Micron, оптимальная толщина 05 (0,5 мм).

3.  Тушь, перо. В работе рекомендуется использовать одноразовые перчатки – тушь очень пачкается. Обратите внимание, что от формы пера зависит, какое изображение вы получите в итоге.

Кисть для туши – чаще всего это тонкая кисть № 1, 2 и 3 из соболя. Более тонкие кисточки вбирают меньшее количество чернил, а более толстые больше подходят для акварели.

4.  Цветные карандаши.

Какие материалы и инструменты лучше подходят к определённым видам скетчинга. Маркеры, акварель. Что такое смешанная техника

1. Акварель и акварельные карандаши. В работе с акварелью удобно использование кисти с резервуаром для воды. Акварель может быть, например, таких марок, как «Нева» («Белые ночи»), или Winsor & Newton. Не обязательно приобретать весь набор: акварель петербургской марки, например, продается и отдельными цветами.

2. Маркеры.

3. Пастель, уголь, соус (аналог пастели из натуральных оттенков), сангина, сепия. Плюс сангины, сепии и соуса – в том, что ими можно работать и в сухом, и в жидком виде. Для того чтобы работать кистью, небольшое количество сухого материала натирают с помощью ножа в стакан, разбавляя небольшим количеством воды.

Сангина
Сангина
Сепия
Сепия
Соус
Соус

4. Рапидограф, изограф, перьевая ручка и др. Рапидограф следует каждый раз промывать водой, содержать в чистоте. Для линий, точек, штрихов подойдет рапидограф № 00, для нанесения контура – № 01.

5. Кофе, чай. Необычные техники, которые подойдут как для тонирования белого листа (для получения эффекта состаривания), так и для рисования (кофе). Для тонирования бумаги чаем применяют очень крепкую заварку. Для тонирования и рисования с помощью кофе – разводят растворимый кофе в очень маленькой пропорции с водой.

6. Смешанная техника.

На чем рисовать?

  1. Скетчбуки.
  2. Бумага.

Для акварели лучше использовать акварельную бумагу. Для ручки подойдет и обычная офисная или ватман. Для маркеров – специальная бумага с проклеенной задней поверхностью (спиртовые маркеры отпечатываются на других листах в скетчбуке), но можно подобрать и просто плотную бумагу. Для пастели и таких материалов, как сепия, сангина и уголь, лучше использовать бумагу для пастели и закреплять изображение сверху специальным фиксатором для пастели или лаком для волос (бюджетная альтернатива).

Примеры работ, выполненных разными художественными материалами.

 

Рембрандт. Автопортрет в рабочей одежде
Тушь. Рембрандт. Автопортрет в рабочей одежде.
И.Е. Репин. Автопортрет
И.Е. Репин. Автопортрет
Я. Йорданс. Голова пожилой женщины
Уголь. Я. Йорданс. Голова пожилой женщины
Репин. Портрет Э. Дузе.
И.Е. Репин. Портрет Э. Дузе.
Питер Пауль Рубенс. Этюд оседланной лошади
Сангина. Питер Пауль Рубенс. Этюд оседланной лошади

Вопрос 6. Работа на графическом планшете

Плюсы:

  • компактность;
  • универсальность;
  • бесконечные возможности редактирования изображения;
  • возможность отменить неправильное действие;
  • возможность создания слоев.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • важны навыки работы с определенным приложением;
  • по сравнению с тем, когда рисуешь карандашом или ручкой, не всегда удобно варьировать силу нажатия, неудобно отсутствие опоры для руки.

Многие иллюстраторы работают с Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Кроме известных продуктов компании Adobe существуют другие графические редакторы, которые могут быть интересны. Подбирать софт нужно с учётом технических данных графического планшета и потребностей пользователя. Хочет ли он рисовать? В каком стиле? Или ему нужно только обрабатывать фотографии?

Графические программы

  • Adobe Ideas. Adobe Illustrator Draw. Программы используются для создания векторных графических изображений.
  • Adobe Photoshop Sketch.
  • Artweaver. Функционал этой программы схож с Adobe Photoshop.
  • Autodesk SketchBook.
  • Corel Painter. Инструменты этой программы помогают создать картинку, похожую на картину на холсте.
  • Clip Paint Studio Pro. Эту программу хорошо использовать для рисования комиксов.
  • Inkscape. Программа используется для создания векторных графических изображений.
  • Infinite Design и Infinite Painter.
  • MyPaint.
  • Paper by FiftyThree. Бесплатное приложение, но в нем нет слоев и не предусмотрен импорт фотографий.
  • Procreate. Программа подходит для iPad. Много опций. Инструменты помогают создать изображение, похожее на картину на холсте, но отлично подойдут и для классических скетчей.
  • SketchBook. Есть платная и бесплатная версии программы.
  • SmoothDraw.

Стилусы для рисования

При выборе стилуса для рисования на графическом планшете нужно обратить внимание на резиновый кончик: как он скользит по экрану. Важна его форма, более узкий кончик позволяет добиться большей точности в рисовании. Есть стилусы, чувствительные к нажатию, их диапазон возможностей в рисовании существенно выше.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое скетч?
  2. Есть ли схожие со скетчем понятия? Если есть, то какие?
  3. В каком виде искусства чаще всего используют скетч?
  4. Какие разновидности скетчей вы знаете?
  5. Какими материалами можно выполнять скетчи?
  6. Какие изобразительные средства графики используют для скетчей?

Тема 2. Графические изобразительные средства. технические приёмы в освоении рисунка

Вопросы темы:

  1. Художественно-выразительные средства графики для решения творческих задач.
  2. Технические приёмы в освоении рисунка. Линия. Тон. Штрихование. Светотень. Композиция. Техника выполнения.

Вопрос 1. Художественно-выразительные средства графики для решения творческих задач

«Делая набросок фигуры, постарайтесь прежде всего определить и хорошо охарактеризовать её движение. Я буду постоянно вам повторять: движение – это жизнь».

Ж.О.Д. Энгр.

Основными изобразительными средствами графики (от гр. grapho – пишу, рисую) являются линия, штрих, пятно, тон.

С помощью средств графики рисующий не только передает объём, светотень, пространство, но и даёт психологическую характеристику объекта, достигает эмоциональной выразительности.

Вопрос 2. Технические приёмы в освоении рисунка. Линия. Тон. Штрихование. Светотень. Композиция. техника выполнения

«Едва намеченный контур или набросок, проникнутый подлинным чувством, может стоять по своей выразительности на одном уровне с наиболее завершёнными произведениями».

Э. Делакруа.

Под техникой рисунка понимается система графических средств и технических приёмов, которую использует художник. Способы и приёмы, с помощью которых выполняются наброски, определяются целями и задачами, которые ставит перед собой художник.

Какие это могут быть задачи и цели?

  • реалистичное изображение и изучение натуры;
  • композиционный поиск;
  • конструктивное построение и изображение светотени на предметах;
  • поиски эмоциональной выразительности и психологизма;
  • поиск характерных черт лица, фигуры, позы.

Линия

Линия – это главное выразительное средство графики. С помощью линий в рисунке основной упор делается на выявление конструктивных особенностей предметов, обрисовку и выявление пропорций. Художник, как правило, начинает рисунок с линий, очерчивающих всю массу изображаемого, размещая линии в пространстве. Затем он усовершенствует рисунок, усиливая нажим линий в определённых местах, обращает внимание на детали.

Наброски строятся на сочетании лёгких линий и линий с активным нажимом, усиленных и ярких. Нажим передает изменение формы или светотени, акцент на переднем плане и пр.

Линия передает движение, объём, фактуру, характер предметов.

Э. Делакруа говорил: «Во всяком предмете первое, что надо схватить, дабы передать в рисунке, это контраст основных линий. Надо хорошо запечатлеть это в воображении, прежде чем прикасаться карандашом к бумаге».

Тон

Широко применяется в набросках одновременная работа линии с тоном. Вместе с проведением контура рисующий моделирует массы, выделяющиеся светом и тенью. В одних рисунках главную роль играет линия, в других – тон.

Тон, как и линию, усиливают в зависимости от значимости предмета, его пространственного расположения, а также в тенях и пр.

Тон помогает не только с передачей освещения на рисунке, но и с передачей рельефа формы.

Тон может состоять из плотных штрихов и линий, но может быть и хорошо растушёванным. В роли тона может выступать тонированная бумага, в которой можно высветлять участки.

Утрированное подчеркивание формы используют для психологической обрисовки изображаемого.

Разновидность быстрых рисунков, выполненных пятном, называют этюдами (часто выполняются акварелью).

Штрихование

Характер штриха, нажим, протяжённость, манера нанесения – всё в итоге влияет на конечный результат. Длина штриха часто зависит от площади формы. Штрихи, как правило, идут по форме предмета, подчёркивая её и показывая объём.

Важна не механическая штриховка, а анализ формы с соблюдением особенностей расположения предмета.

Светотень

Штриховые линии, обрисовывающие форму, не только выявляют объём, но и показывают распределение света и тени на поверхности предмета. Для выявления объёма штрихами показывают тени, прорабатывают форму. Неверно положенная светотень легко может разрушить форму. Контрастная игра света и тени позволяет сделать набросок живым, динамичным и интересным.

Композиция

Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Композиция важна в процессе работы над скетчами. Вспомогательные линии помогают в поиске лучшего композиционного решения. Здесь важно понятие композиционного центра – того, что является в рисунке главным.

К.Ф. Юон в процессе работы над композицией разработал систему быстрого рисования.

Система включает в себя следующие работы:

  • упражнения в схематических набросках лиц, фигур и животных;
  • рисование по памяти и воображению фигур в движении;
  • усвоение привычки рисовать в обстановке живой жизни, т.е. вне дома;
  • коллекционирование зарисовок на различные темы (природа, костюм, интерьер, натюрморт и пр.);
  • изучение в виде зарисовок городской, сельской, домашней, праздничной и повседневной жизни, запечатление всех моментов жизни и природы;
  • зарисовка всего, что есть вокруг, – редкого или типичного.

Техника выполнения

Натура – объекты действительности, которые художник наблюдает при их изображении.

По затраченному на них времени наброски делятся на краткосрочные и длительные, а по виду – на линейные и тональные.

Перед началом работы следует рассмотреть объект зарисовки, определяя его существенные особенности и расположение в пространстве. Набросок начинают с обозначения движения и общей формы. Появляются вспомогательные линии, намечающие контур. Общими линиями ведётся прорисовка формы. В дальнейшем возможна более детальная прорисовка или моделировка объёма штрихами или растушёвкой. На всех этапах рисования наброска важно выразить общее впечатление от изображаемого объекта.

Линии построения наносятся с очень слабым нажимом. Проводимые в начале работы над рисунком, они позволяют наметить форму, величину и расположение отдельных частей рисунка.

Очень часто рисунок строят на упрощении до простейших геометрических тел. Это требует от художника видеть в изображаемой форме эту основу для последующего анализа.

В набросках и зарисовках решаются одновременно множество вопросов: расположение предмета в пространстве, выявление конструктивных особенностей, проработка светотени.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое графика?
  2. Какие выразительные средства графики вы знаете?
  3. Что собой представляет техника рисунка?
  4. Какие материалы лучше всего использовать для создания линии в рисунке?
  5. Что можно передать в рисунке линией? Как линией передать пространство?
  6. Какие материалы лучше всего использовать для создания штриха в рисунке?
  7. Как штрихом передать пространство на картинной плоскости?
  8. Какие материалы лучше всего использовать для создания тона в рисунке?
  9. Какие технические приемы в рисунке вы знаете?

Тема 3. Техника работы карандашом, тушью, линером и ручкой при выполнении скетчей. Городской сюжет (архитектурный скетч)

Вопросы темы:

  1. Техника работы карандашом, линером, тушью и ручкой при выполнении скетчей.
  2. Композиционное построение рисунка, работа с объектами и элементами композиции.
  3. Перспектива.
  4. Взаимосвязь графической техники с приемами рисования городского сюжета (архитектурный скетч).
  5. Практическое занятие 1. Городской сюжет (архитектурный скетч).

Вопрос 1. Техника работы карандашом, линером, тушью и ручкой при выполнении скетчей

Карандаш, ручка и маркер – основные материалы при работе со скетчами. Они просты в работе, удобны и хорошо сочетаются практически с любыми материалами.

Вместо ручки можно применять тушь и перо, перьевую ручку или рапидограф. Преимущество пера – в изменяемой толщине линии.

Работая линером, обратите внимание на толщину стержня. Она может быть как очень маленькой (0,05 мм), так и достаточно большой.

Вопрос 2. Композиционное построение рисунка, работа с объектами и элементами композиции

Композиция – категория изобразительного искусства. В композиции главное – это передача художественного образа.

Композиция сочетает различные части в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Композиция строится по определенным законам.

Закон целостности. Произведение искусства должно выглядеть как единое и неделимое целое.

Закон контрастов. Контраст обозначает резкую противоположность сторон. Основные контрасты в изобразительном искусстве – тоновой ицветовой.

Закон подчинённости. Этот закон требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы.

Закон воздействия. Это закон воздействия «рамы» на композицию изображения.

Запомните:

  • ни одна часть композиции не может быть исключена или заменена без урона для целого;
  • ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без урона для целого;
  • части не могут меняться местами без урона для целого.

Вопрос 3. Перспектива

Перспектива – это техника изображения пространственных объектов в соответствии с кажущимися изменениями размеров, формы и тона.

Виды перспективы, чаще всего применяемые в скетчах на городские сюжеты: прямая линейная (фронтальная, угловая, вертикальная); тональная; воздушная.

Вопрос 4. Взаимосвязь графической техники с приемами рисования городского сюжета (архитектурный скетч)

Активно используйте все выразительные средства графики: линию, штрих, пятно, точку. С помощью средств графики можно передать фактуру предметов. Особенно интересно это работает на теневых поверхностях.

Не пренебрегайте стилизацией там, где это необходимо.

Стилизация (в искусстве) – намеренная и подчёркнутая имитация характерных особенностей стиля или исторической эпохи.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие особенности техники работы карандашом, тушью, линером и ручкой при выполнении скетчей?
  2. Что такое композиция?
  3. Для чего нужна композиция при выполнении скетча?
  4. Какие существуют законы композиции?
  5. Что такое перспектива?
  6. Какие виды перспективы вы знаете?
  7. Какие основные законы перспективы?
  8. Что такое стилизация? Для чего она используется в скетчах?
  9. Какая последовательность работы над архитектурным скетчем?

Практическое задание для самостоятельной работы

Городской сюжет (архитектурный скетч)

Начало работы.

Материалы: бумага для черчения формата А4, графитный карандаш HB, черная гелевая ручка, перьевая ручка или черный линер.

1.  Выберите подходящий формат листа.

2.  Определитесь с размером будущего скетча.

3.  Продумайте композицию.

4.  Начинайте работу либо сразу ручкой, либо карандашом.

5.  Определитесь с набором инструментов. Рассмотрите разную толщину стержня: нужно использовать как минимум две разных толщины.

6.  Начинайте работу, ориентируясь на большие формы и активные линии.

7.  Соблюдая законы перспективы, наметьте основной рисунок. Сложную форму упрощайте.

8.  Постарайтесь не игнорировать интересные детали. Они являются изюминкой вашей работы.

9.  Добавляйте мелкие детали, но везде следите за масштабом и перспективой.

Городской сюжет. Детализация

1.  Активно работайте над деталями. Начинайте вводить тон. Не везде для этого нужно закрашивать предмет полностью.

2.  Тон можно утемнять с помощью штрихов и пятен.

3.  Передавайте фактуру предмета – там, где это необходимо.

4.  Светлый предмет при удалении становится темнее, темный – светлее.

5.  Все линии будут ярче и интенсивней на переднем плане.

Городской сюжет. Завершение работы

1.  Добавляя детали, старайтесь больше располагать их на переднем плане.

2.  Добавляя персонажей в городской сюжет, внимательно следите за масштабом.

3.  Обратите внимание на тени – как собственные, так и падающие. Не обязательно изображать их полностью.

4.  Соблюдая законы перспективы, делайте все тени ярче и темнее на переднем плане.

5.  Добавляя детали, не перегружайте ими поверхность, оставляйте пустые зоны.

6.  Обратите внимание на время года.

7.  Какое настроение передает работа? Будет хорошо, если у произведения будет смысл, история.

Тема 4. Техника работы спиртовыми маркерами при выполнении скетчей. Food-скетчинг

Вопросы темы:

  1. Техника работы спиртовыми маркерами при выполнении скетчей. Техника смешивания спиртовых маркеров.
  2. Передача светотени. Передача фактуры предметов.
  3. Взаимосвязь техники работы маркерами с приемами рисования food-скетча.
  4. Практическое занятие 2. Food-скетч.

Вопрос 1. Техника работы спиртовыми маркерами при выполнении скетчей. Техника смешивания спиртовых маркеров

Маркеры бывают:

  • для художественных работ (на спиртовой основе, акварельные (на водной основе);
  • для других целей (текстовыделители, маркеры для CD-дисков, маркеры для флипчартов и пр.).

Спиртовые маркеры, активно используемые в скетчинге, в отличие от детских фломастеров, имеют обширную цветовую гамму и возможность менять толщину штриха за счет двух разных наконечников.

На корпусе профессиональных маркеров можно увидеть цифры и буквы. Что они означают? Вся палитра поделена на основные семейства цветов: B (blue), CG (cool grey), WG (warm grey), G (green), R (red) и пр.

Что обозначают цифры? Первая цифра обозначают степень насыщенности, где 1 – самый светлый. Вторая цифра обозначает яркость.

Техника смешивания спиртовых маркеров

Большой плюс при смешивании спиртовых маркеров – их полупрозрачность и огромная цветовая гамма, а также большое количество оттенков, в частности, серых и бежевых тонов.

Плюсом также будет наличие блендера – маркера под цифрой 0, который используется для смешивания цветов и немного их высветляет.

Подспорьем для работы с маркерами будет знание цветового круга. Также важно понимать, что цвета бывают теплыми и холодными.

Вопрос 2. Передача светотени. Передача фактуры предметов

При рисовании нужно определить, откуда падает свет. Зная это, можно изобразить падающую и собственную тень, блик и рефлекс, определить свет и полутень. Если это необходимо, можно изобразить падающую тень.

При искусственном освещении (теплом) в тени будет преобладать холодный оттенок. При холодном естественном – теплый.

Важно показать контраст света и тени, это добавит картине объема и реалистичности.

Передача фактуры предметов

Фактуру можно передавать штрихами и тоном, с помощью как маркеров, так и линера (дополнительно). Важно видеть светотень общей формы (абстрагируясь от мелочей), но и не забывать про мелкие фрагменты.

Вопрос 3. Взаимосвязь техники работы маркерами с приемами рисования food-скетча

  • Кроме самих спиртовых маркеров, для работы может понадобиться карандаш (если вам тяжело начинать работу сразу маркером) и тонкий линер или гелевая ручка (для подчеркивания контура и фактуры).
  • Не забывайте про тоновой и цветовой контраст, используйте его в работе. Например, красный предмет будет смотреться ярче, если рядом добавить зеленоватый оттенок.

     Не всегда бумага бывает податлива – она может доставлять неприятные сюрпризы в виде неравномерного тона, точек и пр. Старайтесь всегда обратить мелкие несовершенства в свою пользу.

  • Если вы не уверены в оттенке маркера-проверьте его сначала на отдельном листе.
  • В рисунках еды очень важно правильно определить, теплый оттенок перед вами или холодный. От этого зависит, насколько визуально привлекательным окажется изображение.
  • Дорабатывайте при необходимости изображение черным линером или ручкой, но при этом стремитесь к тому, чтобы на любом этапе работа смотрелась законченной.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие бывают маркеры? Какие из них являются наиболее подходящими для работы над скетчами?
  2. Что собой представляет food-скетч? Что на нем может быть изображено?
  3. Какие существуют основные правила в изображении светотени? Какие могут быть ошибки при изображении светотени на предмете?
  4. Как меняется светотень в зависимости от освещения (естественное / искусственное)?
  5. Какова последовательность работы над food-скетчем?

Food-скетч

Начало работы

Материалы: бумага, графитный карандаш HB (по желанию), спиртовые маркеры, черный тонкий линер или черная гелевая ручка (по желанию).

1.  Подбирая цвет маркеров, ориентируемся на три тона: светлый, средний и темный. Оттенки нужного тона можно использовать любые, в зависимости от работы. Обязательно включайте в работу серые маркеры – они понадобятся и для теней, и для реалистичной передачи оттенков

Food-скетч. Абрис

1.  Намечаем абрис предмета тонкими линиями.

2.  Намечая форму предмета, определяем масштаб и пропорции. Если предмет сложной формы – максимально упрощаем ее. При выраженной тени можно наметить ее границы.

Food-скетч. Выбор основного цвета

1.  В работе мы ориентируемся на основной цвет. За неимением нужного – берем цвет, самый близкий по тону, и добавляем недостающий оттенок.

2.  Изображая общий тон, не забудем оставить блики незакрашенными. Сразу определяем и выделяем освещенные области на пару тонов светлее.

Food-скетч. Передача светотени и фактуры

1.  Создавая тень, мягко наслаиваем оттенки друг на друга. Не забываем про рефлекс!

2.  На смену только светлым и средним по тону оттенкам приходят и темные. Они не обязательно будут показывать только тени на предмете.

Food-скетч. Детализация. Завершение работы

1.  Блик.

2.  Усиление теней.

3.  Детализация. По желанию добавляем линер или черную гелевую ручку.

Так же можем решить тест по дисциплине Скетчинг Синергии в личном кабинете студента. Для заказ необходимо обратиться к менеджеру

Другие статьи:

Ещё