Задание 1

Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания театральной деятельности? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми? Ответ аргументируйте.

Творческие способности – один из значимых составных частей структуры личности. По мнению популярных психологов Л.С. Выготского, Л.А. Венгера и других, развитие творческих способностей (оригинальность, чувствительность, способность к импровизации, ассоциирование, анализирование) влияет на развитие личности ребёнка в целом. И эффективным средством развития творческих способностей считается театральная деятельность, которая направлена на нравственно-эстетическое воспитание детей, обогащение внутреннего мира и эмоций, усовершенствование речевой деятельности.

Решение поставленных задач требует от педагогов использования современных театральных методик и внедрения информационно-коммуникационных технологий в практическую деятельность. ИКТ неразрывно связаны с развитием современного общества и системы образования для формирования у учащихся знаний и умений. Основной их целью является создание единого информационного пространства в сфере образования.

Внедрение информационных технологий существенно повышает эффективность в сфере образования, вызывает познавательный интерес у учащихся, формирует художественный вкус, а также опыт социальных навыков поведения таких, как: добросердечность, правдивость, дружелюбие и прочее.

Способность компьютерной техники воспроизводить данные сразу в графическом, текстовом, звуковом и видео-формате, а также с большой скоростью обрабатывать все сведения предоставляют возможность педагогам разрабатывать для учащихся оригинальные средства деятельности, отличающиеся от всех традиционных игр. Все это предъявляет определённые требования к специалистам.

Благодаря театральной деятельности дети успешно познают произведения, фольклор, культуру, познают мир, а также выражают собственное мнение по отношению к злу и добру. Поэтому педагогу необходимо проводить яркие, эмоциональные уроки с использованием иллюстраций, аудио- и видеоматериала. Что обеспечивает компьютерная техника, которая не будет заменять педагога, а напротив – дополнять его работу. Поэтому создаётся определённая нагрузка на воспитанников с целью защиты их от переутомления.

ИКТ выполняют несколько важных функций: дидактическую, образовательную, развивающую, воспитательную. Позволяют повысить возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Кроме того, уровень наглядности, реализующийся при помощи анимации, звука, видеофрагментов гораздо выше, чем в пособиях с печатной информацией.

В практическую часть театральной деятельности с использованием ИКТ можно включить:

· прослушивание сказок и стихов в исполнении профессионального диктора;

· просмотр игр-драматизаций, театральных этюдов, кукольных представлений с беседой о просмотренном материале;

· демонстрация игры артистов, жестов, мимики, выразительных приёмов передачи особенностей роли;

· просмотр костюмов определённой эпохи, мизансцен;

· упражнения по дикции, развитию пластики, мимики, элементы искусства пантомимы;

· демонстрация пальчиковых игр для развития моторики необходимой для проведения кукольных спектаклей.

Цель такой деятельности – вызвать интерес к театру, культуре, эстетике, развивать воображение, внимание, самостоятельность мышления. Создаётся мультимедийная картотека костюмов, пополняется коллекция положительных и отрицательных героев сказок, подбираются подходящие видео- и аудиоматериалы. В подготовке сценариев, декораций, костюмов, масок, грима используются специализированные интернет-проекты.

Совместно с традиционными методами применение информационных технологий привлечёт внимание ребёнка, вызовет интерес к театральной деятельности не только во время проведения занятий, но и в повседневной жизни.

В заключение можно сказать, что, несмотря на большой потенциал ИКТ, нельзя заменить традиционного живого общения педагога с учащимся. И задача ИКТ заключается в разработке оптимальной системы и методики, которые будут способствовать гармоничному развитию ребят и не навредят их здоровью.

К недостаткам внедрения информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания театральной деятельности можно отнести:

· недостаточную компьютерную грамотность педагога;

· отсутствие демонстрационного центра;

· не хватает времени на работу за компьютером;

· не достаточное оснащение учреждений компьютерной техникой;

· сложность интеграции компьютерной техники в структуру занятий.

· существует вероятность, что, увлекшись применением информационных технологий на занятиях, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам;

· при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.д.

Задание 2

Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания театральной деятельности. Приведите примеры их реализации.

Каждая эпоха внесла свой неизгладимый след в развитие театральной педагогики. Процесс развития театрально-педагогической системы, который мы придаем образовательным моделям на современном уровне понимания, начинает осуществляться только в начале XX столетия, когда задачи ее формирования выходят за рамки узкой специализации, т.е. сценического ремесла, и обращаются к общим фундаментальным основаниям организации учебно-творческого процесса.

Понятия «педагогика» и «образование» являются фундаментальными, их значение коррелируется,

т.е. соотносится и взаимодействует с категориями самых различных наук о человеке, куда входят философия, искусствознание, антропология, психология, педагогика и т.д.

Общая структура образования подразделяется на многообразные системы и подсистемы обучения,

представляя собой самые различные формы образования (домашнее образование, дополнительное образование и т.д.),

типы образования (государственное – «казенное», частное – «приватное», «домашнее» и т.д.).

Процесс обучения «театральному творчеству» организуется его качественной степенью включенности в систему общечеловеческих и национально-исторических ценностей, прошедших испытание самой «природой» человека.

Методология – это системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология определяется субъектно – как «ориентировочно мировоззренческая метатеория» (общие смыслы, «сверхсверхзадача») и объектно – «общие принципы предметной сферы» (цель, «сверхзадача»).

Методология науки – это совокупность исходных теоретических идей и положений, лежащих в основе исследования природных или общественных явлений, которые сказываются на раскрытии их сущности и развития.

Главные методологические подходы

1. Системный.

Используется в исследованиях сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.

2. Деятельностный.

Деятельность – основа, средство и рост личности. Здесь требуется специальная работа по формированию деятельности ребёнка. Нужно учить его целеполагания и планирование

деятельности, ее регулирование, контроль, самоанализ и оценка результатов деятельности.

3. Личностный.

Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Признаётся уникальность личности, ее интеллектуальная и нравственная свобода, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого наилучших условий.

Личностно-ориентированный принцип театральной педагогики проявляется на формальном уровне структурной организации учебно-образовательного процесса. Оптимальная модель представляет собой структурное соотношение качественного содержания личности, которая исторически отражена в следующих персональных соотношениях: царь Алексей Михайлович – боярин Матвеев –пастор Грегори; императрица Елизавета Петровна –бригадир Сумароков – актер Волков; Гнедич – Катенин –Семенова (Каратыгин); Гоголь – Щепкин – актерская традиция Малого театра; Станиславский – Немирович-Данченко – Сулержицкий; Станиславский (Сулержицкий) – Вахтангов – Чехов.

4. Полисубъектный.

Сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими.

5. Аксиологический (ценностный).

Выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом.

6. Культурологический.

Как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию — учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.

Основные концептуальные принципы в театральной педагогике

Успех. Каждый учащийся должен чувствовать себя успешным, что ведёт к формированию положительной «Я-концепции» с признанием своей уникальности.

Динамика и право выбора. Каждый ребёнок должен сам определиться с тем, что ему больше нравится, найти собственное место на пути творческого поиска, а также добровольно ориентироваться на приобретение новых знаний в определённой сфере деятельности.

Индивидуальный подход. Обучение происходит с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка без физического, интеллектуального и морального утомления.

Систематизация и последовательность. Данные принципы применяются как в ходе проведения занятий, так и при самостоятельной работе учащихся.

Наглядность. В учебном процессе активно используются наглядные материалы, внедряются информационные технологии (демонстрация изображение, видео- и аудиоматериалов).

Театральная педагогика представляет собой создание целостного образа на основе игры, роли, в процессе совместного коллективного творчества по законам искусства с применением возможностей различных видов искусств. Предлагает определённые методы, способствующие к раскрытию фантазии, воображения, индивидуальности восприятия, анализа различных ситуаций и т. д.

Использование методов на практике

Метод физических действий, основанный на анализировании пьесы, изучении определённой эпохи, анализа характера героев и прочее. При исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, оно помогает артисту перевоплощаться в образ с определённым характером и проживать жизнь как свою. Этот метод помогает педагогу развивать познавательные психические процессы детей, определяющие выразительность экспрессивных проявлений.

С помощью метода действенного анализа приобретаются навыки волевого поведения. И от пропуска хотя бы 1 действующего лица в логической цепочке могут быть неверно истолкованы поступки других действующих лиц. Всё это приведёт к изменению смысла пьесы.

При методе ролевого действия имеется возможность прорабатывать индивидуальные возможности каждого учащегося и контролировать подготовительный процесс. Уделяется внимание технике речи, вырабатываются умения и навыки устной монологической речи.

В театральной практике выделяют такие виды этюдных методов, благодаря которым у учащихся вырабатываются навыки логично выстраивать и высказывать своё мнение:

· одиночный, направленный на эмоциональные воспоминания, физическое самочувствие, освоение простых жизненных ситуаций при освоении логики и последовательности действий;

· групповой – учит импровизированному самочувствию;

· парный – действие с фантазируемым предметом с целью формирования чувства непрерывности логически развивающегося действия;

· «цирковой» этюд – развивает артистические способности, смелость;

· этюд на овладение способами словесного воздействия.

На практике также используются определённые приёмы, помогающие овладеть техникой перевоплощения, научиться координации движения, изучить коммуникативную культуру:

· снятие физического напряжения;

· интонационные модуляции и пантономические приспособления;

· посредством движения или интонации воспроизведение эмоционального состояния;

· координация движений и речи;

· активизирование эмоциональной памяти;

· динамика напряжения действия;

· ассоциативная импровизация действия по темпу-ритму, смыслу, образу и др.

Использование методов и приёмов в театральную деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, выражению артистизма, импровизационности, творческого мышления, эффективному общению и взаимодействию учащихся образовательного процесса.

Задание 3

Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения театральной деятельности.

Когнитивные психические процессы или познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — образуют информационную базу, примерную основу психики. Все они входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность.

Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных признаков нервной системы человека и нормального хода их созревания в онтогенезе. Эта позиция послужила основой для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей напрямую зависит от развивающего характера образования, от развития у детей показательных действий, от максимального использования ведущих возрастных видов деятельности.

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека целых предметов или явлений с их непосредственным воздействием на чувства. Выделяют зрительное, слуховое,

тактильное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего играют ведущую роль в процессе восприятия.

Восприятие, свойства восприятия. Предметность, целостность, постоянство и категоричность (осмысленность и значимость) являются основными свойствами образа, которые формируются в процессе и результате восприятия. Эти свойства не присущи человеку с рождения, они постепенно развиваются в жизненном опыте, отчасти как естественное следствие работы анализаторов, синтетической активности мозга.

Типы восприятия. Восприятие пространства, времени и движения, которые вместе с методами восприятия контуров и содержания значимых фигур плоскостного типа ежедневно формируют черно-белую перцептивную динамическую картину окружающей среды, окружающей человека.

Внимание — это умственный процесс, состоящий в сосредоточении и концентрации сознания на определенном объекте, одновременно отвлекая его от других.

Внимание характеризуют свойства: селективность, объем, распределение, концентрация, стабильность, переключаемость. Одним из типов расстройства внимания является рассеянность — снижение способности концентрироваться и переключать внимание. В результате упражнений на постоянное внимание дети должны развивать наблюдение как черту личности, позволяющую человеку за короткое время замечать большее количество различных предметов, их деталей и характеристик.

Память — это сложный умственный процесс, определяемый как захват, хранение, распознавание и воспроизведение индивидуального опыта. Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и независимее эта деятельность, тем лучше развивается память человека. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Различают четыре уровня памяти: непосредственная память, кратковременная, оперативная и долговременная память. Успешность запоминания зависит от объема и разнообразие форм материала, его осмысленности, времени, наличия мешающих факторов и мотивации.

Для развития памяти особо важно проговаривание вслух. При изучении материала необходимо задействовать все виды памяти (опираться на ведущую): слуховую, зрительную, моторную. Лучше запоминается информация в благоприятной обстановке. Для закрепления следов памяти необходимо повторение и лучше это делать перед сном. Необходимо определенное время и для воспроизведения, вспоминания, поэтому, ранняя подсказка, прерывание нарушают процесс воспроизведения и разрушают механизмы памяти.

Мышление — высший когнитивный процесс обобщенного и опосредованного отражения реальности. Мышление — самый важный процесс познания. С помощью мышления мы получаем знание, которое чувства не могут нам дать. Результат мышления — мысль, выраженная словами. В процессе психической деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

В театральной деятельности используются различные методики с целью развитию когнитивных способностей ребёнка. Это и разработка и проведение сюжетно-ролевых игр, к примеру: «На даче», «В больнице» и т. д. Создаются благоприятные условия для

развития познавательной активности, самореализация каждого ребенка, создание благоприятного микроклимата, проявление уважения к личности маленького человека, поощрения за выступления, побуждения к свободному и раскрепощенному поведению во время выступления, импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.

Происходит приобщение учащихся к театральной деятельности. Организация театрального уголка. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой». Разработка картотеки театральных игр по возрастам. Калейдоскоп театральных постановок «В гостях у сказки», театрализованный праздник «Как звери к зиме готовились». Используются интерактивные технологии.

Обеспечение необходимыми условиями для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физминутки и прочее). Создаются условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

Таким образом, в процессе данной работы организуются оптимальные условия для развития когнитивных способностей ребёнка в процессе театральной деятельности.

Задание 4

Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания

Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.

В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Вместе с тем в мировом научном познании в условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии (термин – от англ.).

Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.

В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:

1. Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.

2. Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.

3. Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.

Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя такие принципы:

· прочности;

· наглядности;

· самостоятельности;

· доступности и научности;

· связи теории с практикой;

· сознательности и активности учащихся в обучении;

· преемственности, систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

· Планировать систему занятий и каждое занятие, последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

· Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.

· Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.

· Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.

· Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.

При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.

Принцип наглядности обучения. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности, таких, как: предметно-изобразительной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты человека, муляжи внутренних органов); уловно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики; словесной (образноеописание); динамической (звукозаписи, видеозаписи, кинофильмы).

Принцип сознательности и активности. Согласно данному принципу в зависимости от

характера, мыслительной деятельности учащихся выделяют три уровня познавательной

активности:

1. Воспроизводящая активность — характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности.

2. Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.

3. Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации.

Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.

Сущность принципа доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.

Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно-обоснованных знаний,

использования методов обучения, адекватных методам научного познания,

направленных на развитие теоретического мышления,

формирование подлинно научного представления об окружающем мире,

о сущности процессов,

лежащих в основе современных технологий, формирование научного мировоззрения.

Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано, прежде всего, с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.

Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.

Задание 5

Охарактеризуйте основные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых.

Технология личностно-ориентированного обучения

Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает в себе обучение (нормативно-релевантная деятельность общества) и обучение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно — ориентированного обучения — максимизировать развитие (а не формирование заранее определенных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования его жизненного опыта.

Задача учителя — не просто «преподать» материал, а вызвать интерес, раскрыть возможности каждого ребенка индивидуально, организовать совместную творческую, познавательную, деятельность индивидуально каждого ребенка.

В соответствии с этой технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от общей образовательной программы, носит индивидуальный характер, основана на характеристиках этого ребенка и гибко адаптируется к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей образовательной системы является индивидуальность личности ребенка, поэтому методологическая основа этой технологии состоит в дифференциации и индивидуализации обучения.

Технология индивидуализации обучения

Технология индивидуализации образования (адаптивная) представляет собой такую технологию обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения реализован в определенной степени во многих технологиях, поэтому он считается проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется учителем, а в учреждении дополнительного образования для детей — самим учеником, потому что он идет учиться по интересующему его направлению.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей можно использовать несколько вариантов, учитывающих индивидуальные особенности и возможности учащихся:

1. Формирование однородных учебных групп с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностика динамических характеристик личности.

2. Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разных уровнях, когда невозможно сформировать целую группу по направлению.

3. Профильное обучение, начальное профессиональное и предпрофессиональное обучение в старших группах на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов учащихся и их успешности в том или ином виде деятельности.

4. Создание персонализированных программ обучения по направлениям.

Почему многие преподаватели предпочитают в своей работе индивидуальное обучение? Именно эта форма обучения позволяет адаптировать все виды обучения к каждому ребенку. Подходя индивидуально можно отследить успех обучения, по необходимости корректировать процесс обучения. Благодаря этому учащиеся не растрачивают свой

потенциал, а направляют его в нужное русло. В общеобразовательной школе индивидуальное обучение используется, но ограниченно.

Групповые технологии

Под групповыми технологиями понимаются совместная работа. Деятельность учащихся, взаимодействие, взаимосвязь и взаимопомощь в процессе совместной деятельности и обучения, а также коррекцию действий.

Различают следующие виды групповых технологий:

· групповой опрос;

· публичный обзор знаний;

· учебная встреча;

· обсуждение;

· спор;

· нетрадиционные занятия (конференции, путешествия, комплексные занятия и т. д.).

Групповая технология отличается тем, что группа учащихся делится на подгруппы, для более удобного и эффективного решения поставленных конкретных задач. В ходе выполнения задания виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться. Это зависит от поставленных целей и задач.

Инновациями уровня дополнительного образования считается то, что групповые технологии очень широко используются в обучении, применяются на практике и считаются эффективным методом обучения.

В группе есть уровни коллективной деятельности:

• одновременная работа со всей группой;

• работа в парах;

• групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда все обучают всех. Работа в парах сменного персонала позволяет детям развивать самостоятельность и общение.

Группа технологий состоит из следующих элементов:

• постановка целей обучения и информирование о прогрессе;

• планирование работы в группах;

• индивидуальное задание;

• обсуждение результатов;

• отчет о результатах;

• подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Технология коллективного творчества

Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной задачей. Наиболее плодотворной в системе дополнительного образования является технология коллективного творчества (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко используется в дополнительном образовании.

Технология основана на организационных принципах:

• общественно полезная направленность деятельности детей и взрослых;

• сотрудничество детей и взрослых;

• романтика и креативность.

Задачи технологии:

• определять, принимать во внимание, развивать творческие способности детей и привязывать их к различным творческим действиям с доступом к конкретному продукту, который можно исправить (продукт, модель, макет, композиция, работа, исследования и т.д.)

• воспитывать социально-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на обслуживание людей в конкретных социальных ситуациях.

Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, в которой все члены команды участвуют в планировании, подготовке, реализации и анализе любого направления. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используются игры, соревнования, соревнования.

Коллективные творческие деяния — это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание — это забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

Творческая деятельность разных возрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основным методом обучения является общение, речевое общение равных партнеров. Учебные комнаты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. д.), в которых дети, независимо от возраста, получают начальное профессиональное образование.

Оценка результатов — похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и т. д. Для оценки результатов разрабатываются специальные творческие журналы, в которых отмечаются достижения и успехи.