Содержание
Задание 1
Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания театральной деятельности? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми? Ответ аргументируйте.
Творческие способности – один из значимых составных частей структуры личности. По мнению популярных психологов Л.С. Выготского, Л.А. Венгера и других, развитие творческих способностей (оригинальность, чувствительность, способность к импровизации, ассоциирование, анализирование) влияет на развитие личности ребёнка в целом. И эффективным средством развития творческих способностей считается театральная деятельность, которая направлена на нравственно-эстетическое воспитание детей, обогащение внутреннего мира и эмоций, усовершенствование речевой деятельности.
Решение поставленных задач требует от педагогов использования современных театральных методик и внедрения информационно-коммуникационных технологий в практическую деятельность. ИКТ неразрывно связаны с развитием современного общества и системы образования для формирования у учащихся знаний и умений. Основной их целью является создание единого информационного пространства в сфере образования.
Внедрение информационных технологий существенно повышает эффективность в сфере образования, вызывает познавательный интерес у учащихся, формирует художественный вкус, а также опыт социальных навыков поведения таких, как: добросердечность, правдивость, дружелюбие и прочее.
Способность компьютерной техники воспроизводить данные сразу в графическом, текстовом, звуковом и видео-формате, а также с большой скоростью обрабатывать все сведения предоставляют возможность педагогам разрабатывать для учащихся оригинальные средства деятельности, отличающиеся от всех традиционных игр. Все это предъявляет определённые требования к специалистам.
Благодаря театральной деятельности дети успешно познают произведения, фольклор, культуру, познают мир, а также выражают собственное мнение по отношению к злу и добру. Поэтому педагогу необходимо проводить яркие, эмоциональные уроки с использованием иллюстраций, аудио- и видеоматериала. Что обеспечивает компьютерная техника, которая не будет заменять педагога, а напротив – дополнять его работу. Поэтому создаётся определённая нагрузка на воспитанников с целью защиты их от переутомления.
ИКТ выполняют несколько важных функций: дидактическую, образовательную, развивающую, воспитательную. Позволяют повысить возможность обогащения и систематизации чувственного опыта учащихся. Кроме того, уровень наглядности, реализующийся при помощи анимации, звука, видеофрагментов гораздо выше, чем в пособиях с печатной информацией.
В практическую часть театральной деятельности с использованием ИКТ можно включить:
- прослушивание сказок и стихов в исполнении профессионального диктора;
- просмотр игр-драматизаций, театральных этюдов, кукольных представлений с беседой о просмотренном материале;
- демонстрация игры артистов, жестов, мимики, выразительных приёмов передачи особенностей роли;
- просмотр костюмов определённой эпохи, мизансцен;
- упражнения по дикции, развитию пластики, мимики, элементы искусства пантомимы;
- демонстрация пальчиковых игр для развития моторики необходимой для проведения кукольных спектаклей.
Цель такой деятельности – вызвать интерес к театру, культуре, эстетике, развивать воображение, внимание, самостоятельность мышления. Создаётся мультимедийная картотека костюмов, пополняется коллекция положительных и отрицательных героев сказок, подбираются подходящие видео- и аудиоматериалы. В подготовке сценариев, декораций, костюмов, масок, грима используются специализированные интернет-проекты.
Совместно с традиционными методами применение информационных технологий привлечёт внимание ребёнка, вызовет интерес к театральной деятельности не только во время проведения занятий, но и в повседневной жизни.
В заключение можно сказать, что, несмотря на большой потенциал ИКТ, нельзя заменить традиционного живого общения педагога с учащимся. И задача ИКТ заключается в разработке оптимальной системы и методики, которые будут способствовать гармоничному развитию ребят и не навредят их здоровью.
К недостаткам внедрения информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания театральной деятельности можно отнести:
- недостаточную компьютерную грамотность педагога;
- отсутствие демонстрационного центра;
- не хватает времени на работу за компьютером;
- не достаточное оснащение учреждений компьютерной техникой;
- сложность интеграции компьютерной техники в структуру занятий.
- существует вероятность, что, увлекшись применением информационных технологий на занятиях, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам;
- при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.д.
Задание 2
Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания театральной деятельности. Приведите примеры их реализации.
Каждая эпоха внесла свой неизгладимый след в развитие театральной педагогики. Процесс развития театрально-педагогической системы, который мы придаем образовательным моделям на современном уровне понимания, начинает осуществляться только в начале XX столетия, когда задачи ее формирования выходят за рамки узкой специализации, т.е. сценического ремесла, и обращаются к общим фундаментальным основаниям организации учебно-творческого процесса.
Понятия «педагогика» и «образование» являются фундаментальными, их значение коррелируется, т.е. соотносится и взаимодействует с категориями самых различных наук о человеке, куда входят философия, искусствознание, антропология, психология, педагогика и т.д.
Общая структура образования подразделяется на многообразные системы и подсистемы обучения, представляя собой самые различные формы образования (домашнее образование, дополнительное образование и т.д.), типы образования (государственное – «казенное», частное – «приватное», «домашнее» и т.д.).
Процесс обучения «театральному творчеству» организуется его качественной степенью включенности в систему общечеловеческих и национально-исторических ценностей, прошедших испытание самой «природой» человека.
Методология – это системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методология определяется субъектно – как «ориентировочно мировоззренческая метатеория» (общие смыслы, «сверхсверхзадача») и объектно – «общие принципы предметной сферы» (цель, «сверхзадача»).
Методология науки – это совокупность исходных теоретических идей и положений, лежащих в основе исследования природных или общественных явлений, которые сказываются на раскрытии их сущности и развития.
Главные методологические подходы
1. Системный. Используется в исследованиях сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем.
2. Деятельностный. Деятельность – основа, средство и рост личности. Здесь требуется специальная работа по формированию деятельности ребёнка. Нужно учить его целеполагания и планирование деятельности, ее регулирование, контроль, самоанализ и оценка результатов деятельности.
3. Личностный. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Признаётся уникальность личности, ее интеллектуальная и нравственная свобода, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого наилучших условий.
Личностно-ориентированный принцип театральной педагогики проявляется на формальном уровне структурной организации учебно-образовательного процесса. Оптимальная модель представляет собой структурное соотношение качественного содержания личности, которая исторически отражена в следующих персональных соотношениях: царь Алексей Михайлович – боярин Матвеев –пастор Грегори; императрица Елизавета Петровна –бригадир Сумароков – актер Волков; Гнедич – Катенин –Семенова (Каратыгин); Гоголь – Щепкин – актерская традиция Малого театра; Станиславский – Немирович-Данченко – Сулержицкий; Станиславский (Сулержицкий) – Вахтангов – Чехов.
4. Полисубъектный. Сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими.
5. Аксиологический (ценностный). Выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т.е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом.
6. Культурологический. Как методология познания и преобразования педагогической реальности имеет своим основанием аксиологию - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
Основные концептуальные принципы в театральной педагогике
Успех. Каждый учащийся должен чувствовать себя успешным, что ведёт к формированию положительной «Я-концепции» с признанием своей уникальности.
Динамика и право выбора. Каждый ребёнок должен сам определиться с тем, что ему больше нравится, найти собственное место на пути творческого поиска, а также добровольно ориентироваться на приобретение новых знаний в определённой сфере деятельности.
Индивидуальный подход. Обучение происходит с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка без физического, интеллектуального и морального утомления.
Систематизация и последовательность. Данные принципы применяются как в ходе проведения занятий, так и при самостоятельной работе учащихся.
Наглядность. В учебном процессе активно используются наглядные материалы, внедряются информационные технологии (демонстрация изображение, видео- и аудиоматериалов).
Театральная педагогика представляет собой создание целостного образа на основе игры, роли, в процессе совместного коллективного творчества по законам искусства с применением возможностей различных видов искусств. Предлагает определённые методы, способствующие к раскрытию фантазии, воображения, индивидуальности восприятия, анализа различных ситуаций и т. д.
Использование методов на практике
Метод физических действий, основанный на анализировании пьесы, изучении определённой эпохи, анализа характера героев и прочее. При исполнении роли сквозное действие всегда остается неизменным, оно помогает артисту перевоплощаться в образ с определённым характером и проживать жизнь как свою. Этот метод помогает педагогу развивать познавательные психические процессы детей, определяющие выразительность экспрессивных проявлений.
С помощью метода действенного анализа приобретаются навыки волевого поведения. И от пропуска хотя бы 1 действующего лица в логической цепочке могут быть неверно истолкованы поступки других действующих лиц. Всё это приведёт к изменению смысла пьесы.
При методе ролевого действия имеется возможность прорабатывать индивидуальные возможности каждого учащегося и контролировать подготовительный процесс. Уделяется внимание технике речи, вырабатываются умения и навыки устной монологической речи.
В театральной практике выделяют такие виды этюдных методов, благодаря которым у учащихся вырабатываются навыки логично выстраивать и высказывать своё мнение:
- одиночный, направленный на эмоциональные воспоминания, физическое самочувствие, освоение простых жизненных ситуаций при освоении логики и последовательности действий;
- групповой – учит импровизированному самочувствию;
- парный – действие с фантазируемым предметом с целью формирования чувства непрерывности логически развивающегося действия;
- «цирковой» этюд – развивает артистические способности, смелость;
- этюд на овладение способами словесного воздействия.
На практике также используются определённые приёмы, помогающие овладеть техникой перевоплощения, научиться координации движения, изучить коммуникативную культуру:
- снятие физического напряжения;
- интонационные модуляции и пантономические приспособления;
- посредством движения или интонации воспроизведение эмоционального состояния;
- координация движений и речи;
- активизирование эмоциональной памяти;
- динамика напряжения действия;
- ассоциативная импровизация действия по темпу-ритму, смыслу, образу и др.
Использование методов и приёмов в театральную деятельность способствует формированию коммуникативных навыков, выражению артистизма, импровизационности, творческого мышления, эффективному общению и взаимодействию учащихся образовательного процесса.
Задание 3
Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие процесс обучения театральной деятельности.
Когнитивные психические процессы или познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - образуют информационную базу, примерную основу психики. Все они входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность.
Необходимым условием полноценного развития ребенка является наличие определенных природных предпосылок в виде наследственных признаков нервной системы человека и нормального хода их созревания в онтогенезе. Эта позиция послужила основой для дальнейших экспериментальных исследований, которые показали, что своевременное и оптимальное развитие мышления у детей напрямую зависит от развивающего характера образования, от развития у детей показательных действий, от максимального использования ведущих возрастных видов деятельности.
Восприятие - это процесс отражения в сознании человека целых предметов или явлений с их непосредственным воздействием на чувства. Выделяют зрительное, слуховое,
тактильное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего играют ведущую роль в процессе восприятия.
Восприятие, свойства восприятия. Предметность, целостность, постоянство и категоричность (осмысленность и значимость) являются основными свойствами образа, которые формируются в процессе и результате восприятия. Эти свойства не присущи человеку с рождения, они постепенно развиваются в жизненном опыте, отчасти как естественное следствие работы анализаторов, синтетической активности мозга.
Типы восприятия. Восприятие пространства, времени и движения, которые вместе с методами восприятия контуров и содержания значимых фигур плоскостного типа ежедневно формируют черно-белую перцептивную динамическую картину окружающей среды, окружающей человека.
Внимание - это умственный процесс, состоящий в сосредоточении и концентрации сознания на определенном объекте, одновременно отвлекая его от других.
Внимание характеризуют свойства: селективность, объем, распределение, концентрация, стабильность, переключаемость. Одним из типов расстройства внимания является рассеянность - снижение способности концентрироваться и переключать внимание. В результате упражнений на постоянное внимание дети должны развивать наблюдение как черту личности, позволяющую человеку за короткое время замечать большее количество различных предметов, их деталей и характеристик.
Память - это сложный умственный процесс, определяемый как захват, хранение, распознавание и воспроизведение индивидуального опыта. Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и независимее эта деятельность, тем лучше развивается память человека. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Различают четыре уровня памяти: непосредственная память, кратковременная, оперативная и долговременная память. Успешность запоминания зависит от объема и разнообразие форм материала, его осмысленности, времени, наличия мешающих факторов и мотивации.
Для развития памяти особо важно проговаривание вслух. При изучении материала необходимо задействовать все виды памяти (опираться на ведущую): слуховую, зрительную, моторную. Лучше запоминается информация в благоприятной обстановке. Для закрепления следов памяти необходимо повторение и лучше это делать перед сном. Необходимо определенное время и для воспроизведения, вспоминания, поэтому, ранняя подсказка, прерывание нарушают процесс воспроизведения и разрушают механизмы памяти.
Мышление - высший когнитивный процесс обобщенного и опосредованного отражения реальности. Мышление - самый важный процесс познания. С помощью мышления мы получаем знание, которое чувства не могут нам дать. Результат мышления - мысль, выраженная словами. В процессе психической деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.
В театральной деятельности используются различные методики с целью развитию когнитивных способностей ребёнка. Это и разработка и проведение сюжетно-ролевых игр, к примеру: «На даче», «В больнице» и т. д. Создаются благоприятные условия для
развития познавательной активности, самореализация каждого ребенка, создание благоприятного микроклимата, проявление уважения к личности маленького человека, поощрения за выступления, побуждения к свободному и раскрепощенному поведению во время выступления, импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.
Происходит приобщение учащихся к театральной деятельности. Организация театрального уголка. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой». Разработка картотеки театральных игр по возрастам. Калейдоскоп театральных постановок «В гостях у сказки», театрализованный праздник «Как звери к зиме готовились». Используются интерактивные технологии.
Обеспечение необходимыми условиями для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физминутки и прочее). Создаются условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
Таким образом, в процессе данной работы организуются оптимальные условия для развития когнитивных способностей ребёнка в процессе театральной деятельности.
Задание 4
Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования.
В современной дидактике изучается и организация образовательного процесса в целом. Вместе с тем в мировом научном познании в условиях процесса дифференциации и интеграции наук обозначилась тенденция к созданию науки об образовании – эдукологии (термин – от англ.).
Современная дидактика, имея более чем трехсотлетнюю историю развития, продолжает разрабатывать наиболее общие теоретические проблемы организации процесса обучения и образования с целью нормативно-прикладного обеспечения современной практики образовательного процесса.
В настоящее время можно выделить три системы принципов, действующих в сфере образования:
- Общие принципы, отражающие ведущие тенденции современного образования: гуманизации; гуманитаризации; демократизации; интеграции; интенсификации и др.
- Общепедагогические принципы, определяющие организацию целостного педагогического процесса: природосообразности; культуросообразности; личностной направленности педагогического процесса; учета возрастных, индивидуальных, гендерных особенностей и др.
- Система дидактических принципов, регламентирующих непосредственно процесс обучения.
Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя такие принципы:
- прочности;
- наглядности;
- самостоятельности;
- доступности и научности;
- связи теории с практикой;
- сознательности и активности учащихся в обучении;
- преемственности, систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:
- Планировать систему занятий и каждое занятие, последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.
- Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний.
- Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи.
- Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи.
- Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными.
При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.
Принцип наглядности обучения. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности, таких, как: предметно-изобразительной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты человека, муляжи внутренних органов); уловно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики; словесной (образноеописание); динамической (звукозаписи, видеозаписи, кинофильмы).
Принцип сознательности и активности. Согласно данному принципу в зависимости от характера, мыслительной деятельности учащихся выделяют три уровня познавательной активности:
- Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности.
- Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях.
- Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации.
Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.
Сущность принципа доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.
Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно-обоснованных знаний, использования методов обучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научного мировоззрения.
Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано, прежде всего, с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.
Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.
Задание 5
Охарактеризуйте основные педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых.
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает в себе обучение (нормативно-релевантная деятельность общества) и обучение (индивидуальная деятельность ребенка). Цель технологии личностно - ориентированного обучения - максимизировать развитие (а не формирование заранее определенных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования его жизненного опыта.
Задача учителя — не просто «преподать» материал, а вызвать интерес, раскрыть возможности каждого ребенка индивидуально, организовать совместную творческую, познавательную, деятельность индивидуально каждого ребенка.
В соответствии с этой технологией для каждого учащегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от общей образовательной программы, носит индивидуальный характер, основана на характеристиках этого ребенка и гибко адаптируется к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центром всей образовательной системы является индивидуальность личности ребенка, поэтому методологическая основа этой технологии состоит в дифференциации и индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации образования (адаптивная) представляет собой такую технологию обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения реализован в определенной степени во многих технологиях, поэтому он считается проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется учителем, а в учреждении дополнительного образования для детей - самим учеником, потому что он идет учиться по интересующему его направлению.
В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей можно использовать несколько вариантов, учитывающих индивидуальные особенности и возможности учащихся:
- Формирование однородных учебных групп с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностика динамических характеристик личности.
- Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разных уровнях, когда невозможно сформировать целую группу по направлению.
- Профильное обучение, начальное профессиональное и предпрофессиональное обучение в старших группах на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов учащихся и их успешности в том или ином виде деятельности.
- Создание персонализированных программ обучения по направлениям.
Почему многие преподаватели предпочитают в своей работе индивидуальное обучение? Именно эта форма обучения позволяет адаптировать все виды обучения к каждому ребенку. Подходя индивидуально можно отследить успех обучения, по необходимости корректировать процесс обучения. Благодаря этому учащиеся не растрачивают свой потенциал, а направляют его в нужное русло. В общеобразовательной школе индивидуальное обучение используется, но ограниченно.
Групповые технологии. Под групповыми технологиями понимаются совместная работа. Деятельность учащихся, взаимодействие, взаимосвязь и взаимопомощь в процессе совместной деятельности и обучения, а также коррекцию действий.
Различают следующие виды групповых технологий:
- групповой опрос;
- публичный обзор знаний;
- учебная встреча;
- обсуждение;
- спор;
- нетрадиционные занятия (конференции, путешествия, комплексные занятия и т. д.).
Групповая технология отличается тем, что группа учащихся делится на подгруппы, для более удобного и эффективного решения поставленных конкретных задач. В ходе выполнения задания виден вклад каждого ребенка. Состав группы может меняться. Это зависит от поставленных целей и задач.
Инновациями уровня дополнительного образования считается то, что групповые технологии очень широко используются в обучении, применяются на практике и считаются эффективным методом обучения.
В группе есть уровни коллективной деятельности:
- одновременная работа со всей группой;
- работа в парах;
- групповая работа на принципах дифференциации.
Во время групповой работы учитель выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда все обучают всех. Работа в парах сменного персонала позволяет детям развивать самостоятельность и общение.
Группа технологий состоит из следующих элементов:
- постановка целей обучения и информирование о прогрессе;
- планирование работы в группах;
- индивидуальное задание;
- обсуждение результатов;
- отчет о результатах;
- подведение итогов, общий вывод о достижениях.
Технология коллективного творчества
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной задачей. Наиболее плодотворной в системе дополнительного образования является технология коллективного творчества (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко используется в дополнительном образовании.
Технология основана на организационных принципах:
- общественно полезная направленность деятельности детей и взрослых;
- сотрудничество детей и взрослых;
- романтика и креативность.
Задачи технологии:
- определять, принимать во внимание, развивать творческие способности детей и привязывать их к различным творческим действиям с доступом к конкретному продукту, который можно исправить (продукт, модель, макет, композиция, работа, исследования и т.д.)
- воспитывать социально-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на обслуживание людей в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, в которой все члены команды участвуют в планировании, подготовке, реализации и анализе любого направления. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используются игры, соревнования, соревнования.
Коллективные творческие деяния - это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание - это забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.
Творческая деятельность разных возрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основным методом обучения является общение, речевое общение равных партнеров. Учебные комнаты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т. д.), в которых дети, независимо от возраста, получают начальное профессиональное образование.
Оценка результатов - похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и т. д. Для оценки результатов разрабатываются специальные творческие журналы, в которых отмечаются достижения и успехи.
Другие статьи Педкампус:
- Тесты Педкампус
- Итоговая аттестационная работа - Педкампус
- Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи - тесты Педкампус
- Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС и современные методы обучения предмету «Информатика» - Итоговая Педкампус
- Логопедия. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи - тесты Педкампус