Содержание
Существует колоссальное количество трактовок понятия «личность». Одна из них подразумевает под этим определением совокупность убеждений, качеств, мыслей, чувств, взглядов, идей и эмоций, которые выделяют человека из общей массы.
Известно, что на процесс становления личности малютки в раннем возрасте можно легко повлиять. Малыш похож на пластилин, из которого можно создавать желаемое.
Мама и папа воспитывают его в соответствии со своими представлениями, стараясь культивировать в нем определенные качества. Безусловно, абсолютного сходства с желаемым образом достичь не удастся. Не получится сделать ребенка именно таким, каким хотите вы его видеть. Иначе бы родители всегда считали, что их кроха идеальна и безупречна. Он бы «проживали» за нее ее жизнь. Есть лишь возможность воздействовать на этот процесс, а не детерминировать его полностью.
Что влияет на становление личности?
Есть теории полагающие, что наследственность оказывает колоссальное влияние на то, каким в будущем станет ребенок. Однако этот фактор нельзя считать единственным и определяющим. Как известно, в одних и тех же семьях могут вырасти совершенно разные дети.
В соответствии с другим подходом, ведущая роль отдается той среде, в которой протекает развитие малыша. Ее составляют родители, учителя, друзья и знакомые, происходящие события, домашняя и школьная обстановка. Среда оставляет весьма заметный отпечаток на личности ребенка, но является ли она главенствующей силой, определяющей весь ход ее формирования?
Разные люди, поставленные в одни и те же условия, ведут себя не одинаково. Значит, есть еще какой-то фактор, оказывающий свое воздействие. Это сама личность ребенка, находящаяся в процессе своего становления. Ее реакции, поведение, мысли будут иметь и внутреннюю подоплеку, то есть они будут зависеть от ее темперамента, характера, типа нервной системы и так далее.
Правильнее будет не выделять значимость какого-то одного подхода, а признавать их совокупное влияние на развитие малыша.
Влияние семьи в раннем детстве
В первые годы жизни социальная ситуация развития малютки зависит от домашней обстановки. Первоначально больше всего новорожденный контактирует с матерью. Она дарит ему свою заботу, поддержку, помощь и любовь. Мама обеспечивает ему комфортное пребывание в этом мире, как на физическом, так и на эмоциональном уровне.
Если малыш с самого начала окружен человеческим теплой, любовью и заботой он начинает доверять тому миру, в котором оказался. В случае, когда его потребности игнорируются, у него формируется чувство враждебности к окружающей действительности. Он становится замкнутым и закрытым.
Первоначально в большей степени малютка ориентирована на взаимодействие с мамой. В первый год после рождения она продолжает воспринимать ее в качестве продолжения своего организма. Их психологическое разделение (она станет относиться к себе как к отдельной личности) произойдет чуть позже.
Восприятие мира
Мать готова отдавать свою любовь крохе просто за сам факт ее существования. Любовь и похвала отца условна – ее еще нужно заслужить. Для нормального, гармоничного развития малышу требуется участие в его жизни обоих родителей. Он считывает с них особенности поведения в тех или иных ситуациях, учится смотреть на этот мир через призму их суждений, ценностей и убеждений.
Глядя на них он формирует образ мужчины и женщины, наблюдает за тем, как выстраиваются семейные взаимоотношения. Уже известно, что дети, воспитанные только лишь матерью имеют меньше шансов на построение счастливого и крепкого союза, чем те, кто рос в полных ячейках общества. У них отсутствует шаблон семьи, не формируется опыт разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношении с противоположным полом. Повзрослев, они продолжают питать иллюзии относительно жизни с любимым человеком под одной крышей.
Влияние родителей на становление личности малыша сложно переоценить. Именно они создают тот фундамент, на базе которого выстраивается все его дальнейшее развитие. Они учат его анализировать окружающую действительность, знакомят с предметным миром, рассказывают о том, как устроена реальность. Они «вкладывают» в его голову свое виденье происходящего, свои оценки и суждения. Эти знания и используются им до того момента, пока кроха не научится вырабатывать собственное мнение и выводы.
Затем она постепенно выстраивает собственную концепцию восприятия мира, но она создается на почве родительской модели. Безусловно, с течением времени она корректируется: что-то в ней искореняется, что-то видоизменяется, а что-то принимается в качестве аксиомы.
Какой подход к воспитанию избрать?
Особенности характера, манеры поведения, привычек и так далее во многом будут зависеть от того какая атмосфера сложилась дома и от того, какой стиль воспитания избрали родители:
Авторитарный подход. Слово родителей непререкаемо и неопровержимо. Малыш может лишь выполнять то, что ему было сказано. Никакие обсуждения не устраиваются. Взрослые общаются со своим чадом в директивной форме, заставляя его четко придерживаться тех правил, что ранее были введены.
У такой мамы, ребенок будет «ходить по струнке». Подобное отношение приводит к тому, что в характере малютки закладывается нерешительность, неуверенность, заниженная самооценка и страх перед чем-то новым.
Индифферентная модель. Мама и папа не придерживаются какой-то определенной воспитательной позиции. Они словно безразличны и такая семья будто просто «плывет по течению». Родители бесконечно пропадают на работе и приходят домой постоянно уставшие. Они не проявляют интереса к тому, как сложился день у малыша, что его тревожит и о чем он мечтает. В такой семье каждый словно погружен в свою собственную жизнь, а до другого нет никакого дела. Ребенок улавливает повисшую в их доме атмосферу и испытывает чувство ненужности и собственной неважности. В результате, это плохо сказывается на его самооценке.
Либеральный, или попустительский подход. Мама и папа не стремятся ограничивать действия крохи. Они предоставляют ей абсолютную свободу. Постепенно она привыкает, что является центром внимания семьи. Повзрослев, ей придется столкнуться с истинными реалиями.
Демократический стиль. Родители не стремятся занимать позицию «сверху». Вместо этого они как бы подстраиваются «рядом». Они признают право малютки на собственное мнение, самостоятельность, ошибки, активность. Их общение и обсуждение тех или иных решений выстраивается в форме диалога. Авторитет взрослых неоспоримо присутствует, но они не стараются давить им. Это наиболее оптимальный подход. У ребенка формируется уверенность в своих силах. Он не будет бояться ответственности, поскольку уже имеет подобный опыт. Он не опасается действовать и брать инициативу на себя. А вы как считаете, какой подход к воспитанию лучше всего?
Другие статьи: