ОМГа – контрольная работа. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов

ОМГа- контрольная работа. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Государство, его функции и формы»
по учебной дисциплине: Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов

Выполнила:

Направление подготовки: Специальное

(дефектологическое) образование

Форма обучения: Заочная

Оценка: _____  _______________

______________  _____________

Подпись                      Фамилия И.О.

“____”_______________2022 г.

Омск, 2022

Содержание

 

Введение……………………………………………………………...………..…..3

  1. Признаки государства……………………………………………………….....…5
  2. Элементы формы государства………………………………………………….....6

2.1 Форма правления…………………………………………………………...…6

2.2 Форма государственного устройства……………………………………......8

  1. Основные функции государства………...…………………………...……….....11
  2. Социальная политика в отношении инвалидов………………………......…….12

Заключение…………………………………………………..………………..…16

Список использованных источников……………………….……...………..…17

Введение

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспонируемой территориях.

Основным средством сохранения установленного порядка является применение власти. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

В современных развитых государствах, его основными целями являются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним из фундаментов, который может обеспечить реализацию заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор лиц, обладающих властью и управляющих государственными органами власти. На практике, демократия может создавать лишь видимость того, что органы государственной власти всецело служат обществу. Умело управляя общественным мнением, манипулируя обществом посредством известных в психологии «толпы» методов, один человек, или небольшая группа людей, обладающая средствами воздействия на массы, может обеспечить любой удобный исход выборов. Такой вид демократии особенно характерен для государства с недостаточно образованным и/или политически неактивным населением.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).

  1. Признаки государства
  2. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания и задачи государства): конституция, военная доктрина, законодательство.
  3. Наличие руководства (аппарат управления): президент (парламент или др.), правительство, парламент, суд.
  4. Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы.
  5. Собственность (ресурсы): территория, население, государственная казна, границы и т. д.
  6. Наличие подчиненных организаций: охрана правопорядка, вооружённые силы, периферийные административные организации.
  7. Наличие государственного языка (языков).
  8. Суверенитет (способность государства выступать в международном правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо).
    8. Публичная власть.
  9. Гражданство.
  10. Государственные символы.[1]

 

  1. Элементы формы государства

2.1 Форма правления

  1. Монархия (с греч. единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору) и передаётся по наследству. Монархия бывает:
  2. Абсолютная - монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, Оман, Катар);
  3. Сословно-представительная - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты;
  4. Конституционная - монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах:
  5. Дуалистическая - вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений;
  6. Парламентарная - вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства.
  7. Республика (лат. respublica, «дело народа») — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок. В настоящее время из 193 государств мира более 140 являются республиками.[5]

Виды республик:

  1. Парламентская республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
  2. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
  3. Смешанная республика (также может называться полу президентской, полу парламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
  • Гибридная:
  1. Монархическая республика;
  2. Республиканская монархия.
  • Форма государственного устройства

Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.[4]

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  1. характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
  2. объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

  1. государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
  2. государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
  3. государства с разно уровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.[9]

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:

  1. симметричные;
  2. асимметричные.

В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в ассиметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия, Российская Федерация). Абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

По особенностям формирования федерации выделяют:

  1. территориальные;
  2. национальные;
  3. смешанные.

При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например бывшие Союз Советских Социалистических Республик, Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идет по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. [7]

По способу образования федерации делятся на:

  1. договорные;
  2. конституционные.

Конституционные федерации возникают на базе ранее существовавшего единого государства. Вопреки распространенному заблуждению, в конституциях таких государств, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия).

Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании Союза ССР).

Конфедерация — добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.[6]

3 Основные функции государства

Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.

К основным функциям государства относятся:

  1. Экономическая функция.
  2. Социальная функция.
  3. Политическая функция.
  4. Идеологическая функция.
  5. Экологическая функция.

Экономическая функция - организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности. Экономическая функция отражает степень участия государства в управлении экономикой страны, создавать условия для реализации экономических прав граждан. Государство также участвует в экономической деятельности общества. Оно является собственником заводов и фабрик, предприятий транспорта и связи, банков и так далее.

Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения. Выполняя социальную функцию, государство должно обеспечить провозглашенные им права каждого на жилище, образование, труд и отдых, медицинское обслуживание и социальное обеспечение.

Политическая функция. Любое государство обеспечивает собственную безопасность. С этой целью оно обеспечивает политическую стабильность, вырабатывает целей и задач развития общества, охраняет свой суверенитет. Политическая функция реализуется государством не только внутри страны, но и в международных отношениях путем установления дипломатических отношений или участия в поддержании международной безопасности.

Идеологическая функция. Идеологическую функцию государства не следует сводить только к установлению и пропаганде определенного социального учения. Данная функция подразумевает также участие государства в развитии культуры, образования, науки, проявление того или иного отношения к религии. Идеологическая функция присуща государству так же, как и экономическая, социальная и политическая.

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. Необходимость этой функции осуществления обусловлена деятельностью людей, определяющей их жизнь на Земле под угрозу в результате загрязнения окружающей среды, исчезновения природных ресурсов, создания и использования оружия. [1]

4 Социальная политика в отношении инвалидов

В России людям с инвалидностью полагается материальная поддержка от государства. Со дня присвоения пациенту одной из трех групп инвалидности в десятидневный срок ему назначается выплата, которая производится каждый месяц. С июля 2020 года она оформляется автоматически на основе выписки из акта освидетельствования, поступившей из ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», то есть подавать заявление для этого не нужно. Размер такого пособия зависит от региона проживания, индексация проводится каждый год.

Однако основной мерой соцподдержки со стороны государства является пенсия, назначаемая в связи с инвалидностью. Она бывает трех видов:

  • страховая — положена тем, у кого есть любой трудовой стаж;
  • социальная — для тех, кто никогда не работал;
  • государственная — назначается инвалидам, получившим увечье на военной службе, при полетах в космос, а также в результате радиационных и техногенных катастроф.

Размер пенсий, которые получают люди с ограниченными возможностями, в 2022 году несколько раз индексировался. Так, страховые пенсии неработающих граждан с 1 января были увеличены на 8,6%, с 1 апреля в таком же объеме были повышены и социальные. Кроме того, с 1 июня все базовые ставки соцвыплат были дополнительно проиндексированы еще на 10%.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 7220,74 руб.

Инвалидам положен набор соцуслуг:

  1. бесплатный проезд;
  2. обеспечение медпрепаратами;
  3. лечебным питанием;
  4. путевками в санатории.

Льготы могут быть заменены на денежный эквивалент. На региональном уровне инвалидам могут устанавливаться доплаты, предоставляться зубное протезирование, бесплатная телефония.

Кроме того, в перечень послаблений со стороны государства входит компенсация части стоимости «коммуналки». Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов», скидка составляет 50% расходов на ЖКУ.

Законом также предусмотрено, что предприятия обязаны создавать и предоставлять рабочие места для людей с ограниченными возможностями. Их конкретное количество зависит от региона, в котором находится компания.

По словам председателя Всероссийского общества инвалидов, депутата Госдумы Михаила Терентьева, если в организации работают свыше 100 человек, квота должна составлять от 2% до 4% среднесписочного числа сотрудников, если от 35 до 100 человек — не более 3%. 1 сентября 2022 года в силу вступили новые правила, согласно которым условие считается выполненным предприятием только после заключения нужного процента трудовых договоров. Ранее вакансии было достаточно создать и опубликовать.

За обеспечение инвалидов квартирами и улучшение условий проживания отвечают региональные власти. Порядок предоставления жилья зависит от того, когда человек с ограниченными возможностями обратился за его получением. Если до начала 2005 года, то деньги выделяются из федерального бюджета в виде целевых субвенций, то есть потратить их на другие цели чиновники не могут. Если же инвалиды, а также семьи с детьми-инвалидами встали на учет после 1 января 2005-го, то процесс обеспечения их жильем регулирует Жилищный кодекс РФ, который опирается на понятие «малоимущие», объяснил Михаил Терентьев. «Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Таким образом, в соответствии с данной статьей именно малоимущим и предоставляются в настоящее время жилые помещения»,— отметил господин Терентьев.

В 2022 году Госдума приняла несколько законов, направленных на поддержку людей с инвалидностью. Среди них:

- о сохранении социальных доплат к пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства;

- о предоставлении второго бесплатного среднего профессионального и высшего образования (вступил в силу 1 сентября 2022 года), а также о приоритетном порядке поступления незащищенных категорий граждан, в том числе детей с ограниченными возможностями, в колледжи и техникумы;

- о праве одного из родителей или члена семьи бесплатно находится в стационаре с ребенком-инвалидом. Ранее такая возможность была, только если ребенок был не старше четырех лет.

Заключение

Познание функций государства, которые неразрывно связаны с его целями и задачами, предполагает рассмотрение не только их статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что их характеризует, но и динамики, т. е. того, как они живут, действуют, изменяются, развиваются, как выполняют свое назначение.

Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных. Это объясняется тремя основными причинами:

Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий.

Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы.

Государство само по себе является сложным и неоднородным социально-политическим явлением.

Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить, как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества.

Каждое государство имеет различные формы. Форма государства - его устройство и организация власти. Содержание формы государства составляют правление, государственное устройство и политический режим.

Приведенные определения отражает общее понятие и происхождение государства. На основании этих определений можно сделать заключение, что государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека.

Список использованных источников

1.Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/?ysclid=lajbfmbpm8789883370

2."Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 07.10.2022) http://www.consultant.ru/document/cons_doc

  1. Актуальные проблемы правотворчества: учебное пособие / Н.Н. Черногор, М.В. Залоило. [Текст] — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2018.
  2. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. [Текст]- М.: Статут, 2017.
  3. Теория государства и права : учебник [Текст] / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019.
Ещё