ОМГа. Философия – контрольная работа. Пример/образец

ОМГа. Философия - контрольная работа. Пример/образец. Для заказа индивидуальной работы обращайтесь по контактам

Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

Сравнительный анализ философии и мифического мировоззрения

по учебной дисциплине: Философия

 

Выполнила:

Направление подготовки: Специальное

(дефектологическое) образование

Форма обучения: Заочная

Оценка: _____  _______________

______________  _____________

Подпись                      Фамилия И.О.

“____”_______________2023 г.

.

 

Омск, 2022

Содержание

 

Введение                                                                                                                3

  1. Философия и мифология как мировоззрение и форма отношения человека к миру.           4
  2. Сравнительный анализ философии и мифического мировоззрения.     8

Заключение                                                                                                          11

Список литературы                                                                                              13

 

    Введение

Для выделения форм и типов мировоззрения используются различные подходы. Так, французский философ, один из основоположников позитивизма1 Огюст Конт (1798–1857) выделял три стадии интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отдельного индивида), определяющие характер мировоззренческого становления мира:

  • теологическую стадию – все явления объясняются на основе религиозных представлений;
  • метафизическую стадию, когда сверхъестественные факторы в объяснении природы заменяются сущностями, причинами (задача этой стадии – критическая, она подготовила третью стадию);
  • позитивную, или научную стадию, на которой возникает наука об обществе (социальная физика, или социология), содействующая его рациональной организации.

В основе марксистского подхода лежат такие критерии выделения видов мировоззрения, как тип общественно–экономической формации; способ духовного освоения действительности. В последнем случае можно выделить два уровня мировоззрения:

  • художественно-образное, поэтически-духовное – выражается в несловесных образах живописи, музыки и словесных образах (литература);
  • понятийно-рациональное – выражается в знаковой форме.

На базе художественно-образного, поэтически-духовного освоения действительности формируется мифологическое и религиозное мировоззрение.

На базе же понятийно-рационального мировоззрения формируются такие формы мировоззрения, как философское, научное. Используя различные подходы к выделению форм мировоззрения и учитывая историко-генетическую связь между отдельными видами мировоззрения, можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, философское.

  1. Философия и мифология как мировоззрение и форма отношения человека к миру

Философия как учение, объясняющее мир, как форма мировоззрения по своей роли сравнима с мифом. Их сближает целостное видение мира. Но сам мир и принципы, на которых происходит построение такого видения в них различны, поэтому философия и мифология являются разными типами мировоззрения. Философия определяется как “теоретически сформулированное мировоззрение”, то есть теоретическая форма учения о мире, месте в нем человека и о различных формах отношения человека к миру. Чем же она отличается от мифологии?

Мифология (собрание мифов) была исторически первой формой систематизированного мировоззрения. Мифы (слово “мифос” в переводе с древнегреческого языка означает “предание”) представляют собой вымышленные сказания о деяниях фантастических существ, богов и героев. В качестве объяснения мира, мифологическое мировоззрение имеет ряд особенностей, отличающих его от философии: 1) оно основано на вере в мифы, 2) мир в нем един: природное в нем не отделено от сверхъестественного и социального (общественного), человек живет в природном мире вместе с другими природными существам, богами и героями, духами и т.п. 3) в мифах имеет место олицетворение сил природы и общества, 4) там присутствует особая пространственно-временная характеристика событий (время циклично, оно движется по кругу; пространство неоднородно, в нем есть места “хорошие” и “плохие”). Миф, в отличие от философии, не выступает ясно в качестве знания о мире, реальности. Создатели мифов были наивными реалистами: искренне верили в то, что придумывали; сами не различали свой вымысел и действительность.

В Древней Греции на смену мифологическому мировоззрению пришло философское. Произошло это потому, что древние греки первыми обнаружили способность нашего разума собственными силами доходить до причинных объяснений мироздания. Они провозгласили разум единственным надежными источником истины и, используя рациональные методы, превратили заимствованные ими на Востоке разрозненные преднаучные сведения в начатки наук, противоречившие вымышленным мифологическим объяснениям мира. Эти противоречия вызвали кризис мифологии, потребовали создания нового типа мировоззрения, которое опиралось бы на рациональное знание и служило бы потребностям повседневной практики. Таким новым типом мировоззрения и стала философия.

Философия подвергла критическому рассмотрению мифологическое мировоззрение и постепенно исключила из картины мира все, что противоречило разуму. Применение разума для исследования различных сторон действительности вызвало к жизни частные науки.

Обобщая вышесказанное, а также имея ввиду современное состояние философского знания, можно выделить следующие особенности философского мировоззрения:

  1. Оно строится на фундаменте непротиворечивого рационального знания о мире: на логическом анализе фактов, на обобщениях, выводах и доказательствах, которые в ранних философских учениях начинают вытеснять мифологический вымысел.
  2. В нем мир снова обретает единство как “жизненный мир человека”.
  3. Оно развивается само и создает предпосылки для развития научного знания.
  4. Философское мировоззрение является основанием для практической деятельности человечества и для существования культуры в широком смысле этого слова (как разнообразных форм человеческой деятельности и ее результатов).
  5. Оно является единственной формой мировоззрения, способной решить проблемы выживания человечества.

Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй. Первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование).

Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений. Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла.

Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).

Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию.

В целом, философия является рационализированной формой мифологии.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу. Философия является третьей ступенью исторического развития форм человеческого мировоззрения. Предшествующими формами, оказавшими влияние на возникновение философии являются мифологическое и религиозное мировоззрение. Философия, генезис которой как правило обозначается в литературе с помощью положения «от мифа к логосу», представляет собой рационалистическую обработку мифологических и религиозных представлений, существовавших до ее возникновения. Философия, возникла на рубеже 7 – 6 вв. д.н.э. в Греции, Индии, Китае. Говоря о специфике греческой (античной) философии, мы должны указать, что основными источниками ее развития выступили: мифологические представления, практические знания и умения, накопленные древними греками к тому времени, а также моральные предписания, постулировавшиеся греческими мудрецами. Философия представляет собой рациональную форму осмысления человеком мира, которая основывается на системе понятий, категорий, с помощью которых человек стремится понять, осмыслить и объяснить устройство окружающего его мира и свое место в нем.

 

 

 

  1. Сравнительный анализ философии и мифического мировоззрения

Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого - смыслового, который - по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации, становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

В процессе философской рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в безличные категории.

Когда говорят, что философия - высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens - человек разумный. Этот вид по современным антропологическим данным, возник примерно 100000 лет назад, но философию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французского философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода.

Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждении фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.

Показательным свойством мифологического мышления является антропоморфизм. Миф сам по себе не является верным отражением природной реальности, миф - это совокупность вполне фантастических представлений, на основе которых никак нельзя эффективно преобразовать окружающий мир. Но для мифологического общества задача преобразования природного мира отнюдь не является актуальной, такая задача возникает только при переходе к производящему типу хозяйства, а мифологическое общество - это стадия потребляющего хозяйства, все, необходимое для жизни, здесь находится в готовом виде. Главная задача, стоящая перед мифологическим обществом - это не производство, а обеспечение солидарности в масштабах племени. Но такую солидарность как раз и формируют мифы.

Миф широко использовался в период становления философии как удобная и привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей стыд и правду», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Философия вышла из мифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.

Строгое понимание философии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова. Произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которой присущей как общеобразовательной дисциплине.

Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.

Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, очень часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм — другой тип мифологии, когда вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями.

В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.

Таким образом мы приходим к следующему выводу. Философия восприняла от мифологии множество важных черт – первоначальный понятийный аппарат философии формировался на основе аллегорического понимания мифологических терминов, сама способность к абстрактному мышлению, которая является неотъемлемой  чертой философии, сложилась благодаря развитому у древних греков мифологическому сознанию. В тоже время философия отличается от мифа несколькими важнейшими моментами. Прежде всего, своей рациональной направленностью – она стремится объяснить мир, установив в нем такие связи и взаимодействия, которые бы были понятны рационально мыслящему сознанию. Во-вторых, изначально философия является объективно-ориентированным знанием, происходит, в отличии от мифа, выделение субъекта – человека из мира, противопологание субъекта и объекта – человека и познаваемого им мира.

 

 

Заключение

Основным выводы, которые характеризуют специфику мифологического и философского мировоззрения, а также их взаимосвязь.

Во-первых, миф и мифологическое отношение человека к миру, являлись исторически первой формой мировоззрения. Мифология характеризуется рядом определенных, специфических черт, выделяющих ее на фоне остальных видов человеческого мировоззрения. Мифология представляется способом объяснения, понимания мира – своеобразной картиной мира, отображающей связи, присутствующие в мире, место человека в мире, который возник на раннем этапе существования человечества. Движущей силой мифологии, в условиях отсутствия рациональных, научных способов познания мира, выступала человеческая фантазия, которая аллегорически и символически трактовала феномены окружающего мира и созидала на их основе мифологическую систему понимания мира и места человека в нем.

Во-вторых, философия является третьей ступенью исторического развития форм человеческого мировоззрения. Предшествующими формами, оказавшими влияние на возникновение философии являются мифологическое и религиозное мировоззрение. Философия, генезис которой как правило обозначается в литературе с помощью положения «от мифа к логосу», представляет собой рационалистическую обработку мифологических и религиозных представлений, существовавших до ее возникновения. Философия, возникла на рубеже 7 – 6 вв. д.н.э. в Греции, Индии, Китае. Говоря о специфике греческой (античной) философии, мы должны указать, что основными источниками ее развития выступили: мифологические представления, практические знания и умения, накопленные древними греками к тому времени, а также моральные предписания, постулировавшиеся греческими мудрецами. Философия представляет собой рациональную форму осмысления человеком мира, которая основывается на системе понятий, категорий, с помощью которых человек стремится понять, осмыслить и объяснить устройство окружающего его мира и свое место в нем.

В-третьих, философия восприняла от мифологии множество важных черт – первоначальный понятийный аппарат философии формировался на основе аллегорического понимания мифологических терминов, сама способность к абстрактному мышлению, которая является неотъемлемой  чертой философии, сложилась благодаря развитому у древних греков мифологическому сознанию. В тоже время философия отличается от мифа несколькими важнейшими моментами. Прежде всего, своей рациональной направленностью – она стремится объяснить мир, установив в нем такие связи и взаимодействия, которые бы были понятны рационально мыслящему сознанию. Во-вторых, изначально философия является объективно-ориентированным знанием, происходит, в отличии от мифа, выделение субъекта – человека из мира, противопологание субъекта и объекта – человека и познаваемого им мира.

 

Список литературы

  1. Алексеев П.В. Философия - М.: ТК Велби, Проспект, 2016. - 592 с.
  2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Издательство

политической литературы, 1991.

  1. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф. Ильичева. М.:"Советская энциклопедия".-1983.

 

 

 

Ещё