Возможности системы дистанционного образования мудл при создании электронного курса

 

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУДЛ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА

 

THE POSSIBILITIES OF THE MOODLE DISTANCE EDUCATION SYSTEM WHEN CREATING AN ELECTRONIC COURSE

УДК…

Воистинова Гузель Хамитовна Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры фундаментальной математики

Стерлитамакский филиал Уфимского Университета науки и технологии

Саиткулова Ляйсан Минияровна,

студент

3 курс, факультет «Математики и инфомационных технологий»

Стерлитамакский филиал Уфимского Университета науки и технологии

 

Voistinova Guzel Khamitovna  

Аннотация

Статья посвящена созданию электронно-образовательного курса в  системе дистанционного образования Moodle В работе проведен анализ цифровой формы обучения в системе Moodle. Рассмотрены содержание курса, задания и способы оценивания результатов. Также выделены положительные стороны данной системы и эффективность применения ее в обучении. Рассмотрены возможности системе дистанционного образования Moodle при создании электронно образовательного курса.

Annotation

The article is devoted to the creation of an electronic educational course in the Moodle distance education system. The paper analyzes the digital form of education in the Moodle system. The content of the course, tasks and methods of evaluating the results are considered. The positive aspects of this system and the effectiveness of its application in training are also highlighted. The possibilities of the Moodle distance education system in creating an electronic educational course are considered.

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронно-образовательные ресурсы, система Moodle

 

Keywords: distance learning, electronic educational resources, system Moodle

В настоящее время дистанционные образовательные технологии получают все более интенсивное внедрение в практику высшей школы. Министерство образования и науки Российской Федерации целенаправленно выделяет средства на развитие технологий дистанционного образования. В федеральных образовательных стандартах третьего поколения указано на возможность образовательной организации

«применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» [1].

Одним из возможных способов реализации дистанционных образовательных технологий в вузе является применение дистанционного обучения студентов. Данная форма обучения на расстоянии не требует физического одномоментного присутствия в аудитории преподавателя и студента, организованна преимущественно в сети Интернет, использует современные способы коммуникации.

Достоинства дистанционного обучения:

  • возможность обучаться в любое время;
  • возможность обучаться в своем темпе (у студентов всегда есть возможность вернуться к изучению непонятного ранее материала или пропустить то, что уже известно);
  • возможность обучаться в любом месте;
  • учеба без отрыва от основной деятельности;
  • мобильность (онлайн-консультации с преподавателем);
  • доступность учебных материалов;
  • обучение в спокойной обстановке;
  • индивидуальный подход.

 

Сложности реализации дистанционного обучения:

  • необходима сильная мотивация для активного, регулярного самообразования;
  • не развивает коммуникабельность;
  • недостаток практических знаний (дистанционно возможно обучение тем направлениям, в которых предусмотрено большое количество теоретического материала и практических занятий, выполнять которые можно на компьютере или на бумаге, однако, там, где необходимо большое количество лабораторных работ, дистанционное обучение не столь эффективно);
  • проблема идентификации пользователя;
  • недостаточная компьютерная грамотность.

Дистанционное обучение студентов, как правило, реализуется на базе дистанционных курсов. Дистанционные курсы могут разрабатываться при помощи двух видов программных продуктов. Первый вариант – создание дистанционного курса с помощью специальных программ, которые дают возможность создавать курсы в формате, поддерживаемом в сети Интернет (HTML). Второй вариант – создание дистанционных курсов с помощью специальных программ-оболочек, предназначенных для дистанционного обучения. Преимущество этого варианта заключается в том, что в данных программах изначально задан шаблон структуры создаваемого курса. Однако создание дистанционного курса первым вариантом дает больше «свободы» в создании самой оболочки курса, так как она создается собственноручно с нуля.

Процесс разработки дистанционного курса делится на два этапа:

  • разработка методического наполнения курса;
  • дизайн курса.

 

Дизайн курса можно подразделить на две составляющие: методический дизайн и дизайн веб-структуры. Методический дизайн включает в себя структурирование текста, проектирование инструментальной части курса (контрольных, тестов, критерий оценки и т.п.). Дизайн веб-структуры – это встраивание текста в оболочку, реализация цветового решения, подборка подходящих иллюстраций, визуализаций и т.п.

Одной из наиболее известных и распространенных систем организации дистанционных курсов в высшей школе является модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle. Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:

  1. Взаимодействие студентов между собой и с преподавателем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты.
  2. Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
  3. Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
  4. Совместную работу учебную и научно-исследовательскую работу студентов по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов [2].

Преимущества образовательной среды Moodle:

  • возможность бесплатного использования;
  • возможность решения   проблем   совместимости              разработанных курсов с системой дистанционного обучения;
  • снижение стоимости разработки учебного контента, благодаря встроенных в систему средств разработки дистанционных курсов;

 

  • простая установка, а также возможность обновления при переходе на новые версии;
  • представление учебных материалов различных форматов (от html

до презентаций PowerPoint, аудио и видео фрагментов);

  • возможность скрывать от обучающихся любые (например, редактируемые) элементы курса;
  • «программирование» структуры курса, задавая расписание появления тех или иных его элементов;
  • изучение статистики посещений, просмотра учебных материалов, а также выполнения заданий;
  • выставление оценок и запись  комментарии к выполненным работам обучающихся.

Вопросом разработки курса дистанционного обучения математике в системе Moodle занимаются преподавателей современных вузов, как гуманитарных, так и технических направлений подготовки.

Болдовская Т.Е. и Рождественская Е.А. в статье «Использование Moodle в процессе обучения высшей математике» [3] пишут об использовании среды Moodle в процессе обучения высшей математике в Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии из личной практики.

В статье «Система Moodle в процессе обучения теории вероятностей как средство организации самостоятельной работы студентов в высшей школе» [4] авторы Винник В.К. и Григорян М.Э. рассматривают возможности организации самостоятельной работы студентов с применением системы Moodle, на примере дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика». Подробно рассматривается сущность информационно-проектного метода обучения, а также приводится описание заданий, которые направленны на формирование профессиональных компетенций студентов в соответствии со стандартами третьего поколения.

В статье «Использование среды дистанционного обучения Moodle в математической подготовке студентов педвуза» [5] автором Скорняковой А.Ю. раскрываются возможности среды Moodle для студентов и преподавателей, а также автор рассматривает структуру электронного курса на примере освоения дисциплины «Математический анализ» в Пермском педагогическом университете.

Рассмотрим более подробно разработку дистанционного курса по дисциплине «Цифровая дидактика и современные технологии обучения» в СФ «Уфимский Университет науки и технологии» обратив внимание на организацию интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов.

Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle располагается в личном кабинете студента/преподавателя по адресу https://account.strbsu.ru/. При переходе по ссылке загружается главная страница университета. После авторизации на сайте открывается домашняя страница пользователя.

После выбора необходимого курса открывается окно, в котором представлен выбранный курс. В данном случае это курс «Цифровая дидактика и современные технологии обучения». В боковых частях экрана располагаются информационные панели. По центру располагается курс, поделенный на темы. Для редакции наполнения курса или его внешнего вида необходимо нажать на кнопку «Режим редактирования», которая находится на верхней панели в правом нижнем углу.

После перехода в режим редактирования на экране курса добавляются новые кнопки и функции, которые позволяют переделать курс. Например, можно менять местами информационные панели, расставляя их в таком порядке, который кажется наиболее приемлемым для преподавателя. Появляется возможность редактировать названия, порядок и заполнение тематических блоков в самом курсе.

Рисунок 1. Окно редактированияРисунок 1. Окно редактирования

Образовательный курс в Moodle состоит из разделов (или модулей) и наполняется информацией преподавателем. В каждый раздел входят теоретические и практические задания, формы отчета, тесты, бально- рейтинговая система, список литературы и т.п. Этот контент может включает как личные материалы преподавателя, так и ссылки на дополнительную информацию, размещенную в сети Интернете.

Для осуществления   обратной   связи   со   студентами,   в   блоке

«Практические задания» добавлена возможность загрузки ответов студентами.

Рисунок 2. Добавления задач в практические задания

Рисунок 2. Добавления задач в практические задания

Можно ввести  ограничение на время доступа к выполнению задания и предоставлению ответа. А так же выбрать тип предоставления ответов.

 

Рисунок 3. Настройка вариантов ответа

Рисунок 3. Настройка вариантов ответа

Настроены    уведомления    для    преподавателя    о    новых                                ответах студентов.

Настройка уведомлений Рисунок 4. Настройка уведомлений Установлены параметры оценки задания.

 

Рисунок 5. Критерии оценки заданияРисунок 5. Критерии оценки задания

Для оценки знаний студентов используется тестовое задание. Тестирование проводится в течении месяца, ограничение во времени нет.

Рисунок 6. Установка ограничения времени для тестирования

Рисунок 6. Установка ограничения времени для тестирования

 

Для организации общения студентов с преподавателем добавлен чат. После запуска чат можно использовать для удобного и быстрого обмена сообщениями преподавателя со студентами.

Рисунок 7. Организация чатаРисунок 7. Организация чата

Итак, в представленных выше примерах показана возможность организации интерактивного взаимодействия преподавателя и студентов при реализации дистанционного обучения посредством разработки дистанционного курса в образовательной среде Moodle. Преподаватель получает возможность контролировать работу студентов как в режиме on- line при договоренности с обучающимися, так и в режиме с ограниченным сроком сдачи задания, информировать студентов о предстоящих событиях и изменениях. Студенты получают возможность задавать преподавателю актуальные вопросы, договариваться о возможности повторной сдачи отчетной работы, отправлять выполненные задания. Однако, образовательная среда Moodle не предполагает наличие видеосвязи внутри системы. Следовательно, идентификация студента не возможна, что не гарантирует самостоятельность выполнения заданий. Значит, при использовании среды Moodle для организации дистанционного обучения для реализации принципа идентификации необходимо использование дополнительныx информационных теxнологий.

С другой стороны, учитывая, что для работы в среде Moodle необходимо всего лишь наличие компьютера и доступа в Интернет, позволяет широко использовать данный ресурс при реализации дистанционных образовательных технологий в вузе, которые призваны сделать образовательное взаимодействие между преподавателем и студентами удобным, быстрым, непрерывным и психологически комфортным. Каждый студент получает доступ к учебной информации, может самостоятельно осваивать в интерактивном режиме учебно- практические материалы, обмениваться информацией и участвовать в обсуждении изучаемой темы с другими участниками образовательного взаимодействия, получать on-line консультацию преподавателя, проходить различные формы контроля знаний.

Важно, чтобы в процессе обучения между студентом и преподавателем было систематическое взаимодействие, которое можно реализовать, например, с помощью форума или чата. Форум используется для организации дискуссии по теме, каждый участник дискуссии может добавить свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся. Для того чтобы вступить с дискуссию достаточно просмотреть имеющиеся ответы и комментарии, что особенно удобно для новых участников. При использовании чата, пользователи получают возможность обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени.

Следовательно, учебную среду Moodle можно рассматривать и как средство создания учебного материала, и как средство обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

 

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174, свободный.
  2. Как создать сайт с системой дистанционного обучения [Электронный ресурс]: – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://moodlearn.ru/course/view.php?id=18, свободный.
  3. Болдовская Т.Е., Рождественская Е.А. Использование Moodle в процессе обучения высшей математике [Текст] / Т.Е. Болдовская, Е.А. Рождественская // Сборник конференций НИЦ Социосфера: сб. конф. – Пенза, 2013. – № 28. – С. 125 –
  4. Винник В.К., Григорян М.Э. Система Moodle в процессе обучения теории вероятностей как средство организации самостоятельной работы студентов в высшей школе [Текст] / В.К. Винник, М.Э. Григорян // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. – С. 217.
  5. Скорнякова А.Ю. Использование среды дистанционного обучения Moodle в математической подготовке студентов педвуза [Текст] /А.Ю. Скорнякова // Ярославский педагогический вестник. – – № 2 – С. 225 – 228.

 

Literature

  1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs]: Federal'nyj zakon ot 12.2012 N 273-FZ (red. ot 29.07.2017) – Jelektron. tekstovye dan. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174, svobodnyj.
  2. Kak sozdat' sajt s sistemoj distancionnogo obuchenija [Jelektronnyj resurs]: – Jelektron. tekstovye dan. – Rezhim dostupa: http://moodlearn.ru/course/view.php?id=18, svobodnyj.
  3. Boldovskaja E., Rozhdestvenskaja E.A. Ispol'zovanie Moodle v processe obuchenija vysshej matematike [Tekst] / T.E. Boldovskaja, E.A. Rozhdestvenskaja // Sbornik konferencij NIC Sociosfera: sb. konf. – Penza, 2013. – № 28. – S. 125 – 128.
  4. Vinnik K., Grigorjan M.Je. Sistema Moodle v processe obuchenija teorii verojatnostej kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov v vysshej shkole [Tekst] / V.K. Vinnik, M.Je. Grigorjan // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. – 2014. – №3. – S. 217.
  5. Skornjakova Ju. Ispol'zovanie sredy distancionnogo obuchenija Moodle v matematicheskoj podgotovke studentov pedvuza [Tekst] /A.Ju. Skornjakova// Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. – 2012. – № 2 – S. 225 – 228.
Ещё