Совершенствование методики тарифобразования при раздельном сборе мусора

УДК 338.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТАРИФОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАЗДЕЛЬНОМ СБОРЕ МУСОРА

А.А. Церфус[1]

Научный руководитель Е.Н. Почекутова1

кандидат экономических наук, доцент

1Сибирский федеральный университет

Институт экономики, государственного управления и финансов

Аннотация: актуальный способ обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) остается сортировка и переработка. Раздельный сбор мусора может значительно снизить тариф за вывоз ТКО, за счет более долгого сбора отходов и соответственно отходы будут вывозиться реже, т.е. по факту накопления.

Ключевые слова: тариф, правительство, экология, законность, право, реформа

За 5 лет мусорной реформы дальше обычного захоронения отходов на полигонах дело не продвинулось. Доводов для это много.  Один из главных- нежелание региональных властей прописать вразумительно стратегию исполнения реформы. Актуальный способ обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) остается сортировка и переработка. Система мусорного спрута выстроена таким образом, что по факту практически ничего не реализовано и находится либо в планах, либо на бумаге.

Например, в Красноярском крае запланировано создание 7 перспективных комплексных объектов до 2027 г.  Федеральное реформирование пришлось своевременно для Красноярского края. Счётная палата Красноярского края постановила: реформа отрасли ТКО в регионе тормозит. Большинство поставленных в краевой программе задач «Обращение с отходами» не достигнуты. Из 138 мероприятий, запланированных к исполнению до 2021 г., реализовано только 9 [1].

Основная цель реформы - повсеместное обеспечение сортировки и переработки отходов. Красноярский край далёк от цели, как и ранее. В регионе 14 региональных операторов и 25 полигонов, 5 предприятий по сортировке. Хотя специалисты сомневаются в этой цифре, я с ними солидарна. В открытых источниках интернета мне удалось найти 1 мусоросортировочный комплекс в Красноярске, принадлежащий «Рециклинговой компании». Для столь большого региона, который оказался пустым и неготовым к мусорной реформе сложно предлагать варианты по снижению тарифа. Тем не менее, пока идут обсуждения и готовятся планы на будущее по сортировке и переработке ТКО. Население Сибири, может уже готовить себя к тому, чтобы снизить количество выбрасываемых отходов и уже сегодня делать первые шаги к снижению тарифа путем элементарных действий по раздельному сбору мусора и повышению экологической грамотности.

Регулированию подлежат следующие виды тарифов: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения твердых коммунальных отходов [2]; тариф на энергетическую утилизацию [3]. Размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ, обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого в области обращения с ТКО инвестированного капитала, за исключением тарифа на энергетическую утилизацию для регулируемой организации [3]. Стоит отметить, если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, производит обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку твердых коммунальных отходов для такой регулируемой организации не устанавливается. Расходы на обработку учитываются при установлении тарифа на захоронение ТКО. Регулируемая организация ведет раздельный учет доходов и расходов, массы и объема ТКО, по каждому виду деятельности [4].

Повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, при установлении тарифов не допускается. Не допускается включение в состав экономически обоснованных расходов регулируемых организаций расходов потребителей коммунальных услуг на платежные услуги, оказываемые банками и иными организациями [5].

Для районов Крайнего Севера и территорий, приравненных к районам Крайнего Севера можно предложить несколько вариантов уменьшения объемов ТКО, которые повлекут за собой снижение тарифа.

Из-за отсутствия достаточного количества полигонов, мусоросортировочных линий, мусороперерабатывающих заводов в Сибирском Федеральном округе и в стране в целом, для отдаленных районов с труднодоступными подъездными дорожными путями подойдет накопление и складирование вторичного сырья ТКО на длительное время с дальнейшим транспортированием на мусороперерабатывающие заводы за пределы округа или в соседний регион, таким образом уменьшая тариф, который будет пересчитываться каждый месяц по причине, оплаты по фактическому накоплению мусора.

Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регионального оператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из трех способов: по количеству граждан, по площади помещения или дифференцированно.

 

Приведем размер расчета тарифа за ТКО по количеству граждан (тариф применим для Богучанского района):

нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры в расчете используется:

- тариф на ТКО - 2 584,75 руб. м3

-годовой норматив накопления ТКО - 0,6 куб. м/чел.

-количество проживающих в квартире - 3 чел.

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, управляющая компания / региональный оператор разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:

2584,75× (0,6:12) × 3 = 387,71 руб.

Размер платы за ТКО - 387,71 руб. Такую плату ежемесячно, будут выставлять потребителю в платежном документе.

 

Приведем размер расчета тарифа за ТКО по площади помещения

в расчете используется:

-тариф на ТКО - 2584.75 руб./куб. м;

-годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями - 0,6 куб. м/чел.

-площадь квартиры усредненное - 65 кв. м.

Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, управляющая компания / региональный оператор разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:

215,39 × (0,6: 12) × 65 = 700 руб.

Размер платы за ТКО - 700 руб. Такую плату будут ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.

 

Пример расчета платы при раздельном накоплении отходов

При раздельном сборе ТКО плату определяют по объему контейнеров. В расчете используется сумма объемов, всех контейнеров, предназначенных для раздельного сбора отходов. Просчитанный объем умножается на тариф и количество проживающих лиц или площадь помещения – в зависимости от способа расчета, который утвержден в вашем регионе. Управляющая компания / региональный оператор нужно рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры.

В расчете используется:

-тариф на ТКО - 2584,75 руб./куб. м,

-количество зарегистрированных в квартире - 3 чел.,

-расчетное количество лиц, которые могут получать услугу - 200 чел.,

-5 контейнеров объемом 0,75 куб. м, которые РО вывез за расчетный период,

-3 контейнеров объемом 1,1 куб. м, которые РО вывез за расчетный период.

Чтобы определить объем мусора, сложила объемы всех контейнеров, которые вывез РО:

(5 × 0,75) + (3 × 1,1) = 7,35 куб. м.

Полученный объем вывезенного мусора и соотношение количества проживающих в квартире к общему количеству всех жителей перемножили:

2584,75 ×7,35× (3:200) = 284,9 руб. / 95 руб. с одного человека.

Размер платы за ТКО - 284,9 руб. Такую плату выставят потребителю за расчетный период. В следующем месяце размер платы нужно рассчитать снова исходя из объема вывезенного мусора. [6].

 

Приведенные примеры, наглядно показали, что метод раздельного сбора мусора (фактическое накопление) гораздо дешевле для семьи из 3х человек, чем расчет по количеству проживающих или по площади. Несмотря на пробуксовки всех участников мусорного процесса, Российское Правительство внесло ряд предложений в законопроекты, согласно которым будет происходить поэтапный отказ от пластиковых пакетов, наложение ограничений по использованию одноразовой пластиковой посудой, организация приёмных пунктов использованных бутылок и банок для последующей переработки. Сегодня Российские регионы пытаются вводить раздельный сбор твёрдых коммунальных отходов с помощью двух контейнерной системы сбора (например, пластиковые бутылки и смешанные отходы). Поэтому несмотря на отсутствие мусорной инфраструктуры, Россия пробует все методы по сохранению экологической целостности и утилизации ТКО, но кардинально еще ни один метод не изменил ситуацию.

Список литературы

  1. В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2019 № 446 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2021 № 2209 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».
  3. «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 867, от 18.03.2021 № 414.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.09.2019 № 1164 запрещает ресурсоснабжающим организациям и региональным операторам по обращению с ТКО включать в тарифы комиссии, взимаемые банками при оплате потребителями коммунальных услуг.
  5. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2019 г. N 1164 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». (дата посещения: 24.11.2023)
  6. Информация об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребленияhttps://https.rpn.gov.ru/open-service/analytic-data/statistic-reports/production-consumption-waste/

 

[1]© Церфус А.А. 2023

Ещё