УДК 37.06
Самопрезентация как инструмент трудоустройства молодежи
Попова Екатерина Ивановна
Студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Россия, г.Киров
Katyapopova02@gmail.com
Бутаева Алина Тахминовна
Студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Россия, г.Киров
Волченкова Елена Валерьевна
к.пед.н., доцент кафедры СРМП
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
Россия, г.Киров
Self-presentation as a tool for youth employment
Popova Ekaterina Ivanovna
Student, Vyatka State University, Kirov, Russia
Butaeva Alina Takhminovna
Student, Vyatka State University, Kirov, Russia
Volchenkova Elena Valeryevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the SRMP Department Vyatka State University , Kirov, Russia
Аннотация: в статье раскрыта проблема трудоустройства молодых специалистов, а также важность навыка самопрезентации в процессе трудоустройства молодых специалистов.
Abstract: the article reveals the problem of employment of young professionals, as well as the importance of self-presentation skills in the process of employment of young professionals.
Ключевые слова: трудоустройство, молодежь, самопрезентация.
Keywords: employment, youth, self-presentation.
Ежегодно учебные заведения высшего и среднего профессионального образования выпускают молодых специалистов, готовых реализовать свой потенциал на рынке труда. Однако нередко выпускники сталкиваются с рядом проблем, связанных с поиском места работы и непосредственно трудоустройством.
Проблема трудоустройства молодых специалистов возникла вследствие изменения характера взаимоотношений между учебными заведениями и работодателями в вопросах трудовой занятости выпускников. Если ранее существовала единая государственная система распределения выпускников учебных заведений на рабочие места, то сегодня организации самостоятельно осуществляют кадровую политику, в ходе которой чаще отдают предпочтение опытным специалистам.
Сегодня сфера трудоустройства регламентируется следующими нормативными документами: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон «О занятости населения в РФ», а также Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации», акцентирующий внимание на необходимости обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи, а также определяющий содействие трудоустройству молодых граждан как основное направление молодежной политики [2].
В результате государственной политики развивается деятельность служб занятости, бирж труда, служб консультации по отдельным вопросам трудоустройства. На базе высших учебных заведений создаются отделы содействия трудоустройству – Центры карьеры, целью которых является повышение качества подготовки специалистов, а также помощь в трудоустройстве [4].
Однако важно понимать, что реализуемые учреждениями мероприятия чаще всего осуществляются в рамках государственного, реже – некоммерческого сектора, обходя частный стороной. Центры карьеры, создаваемые как структурные подразделения учебных заведений, открыты лишь для своих студентов и выпускников, что делает их услуги недоступными для части соискателей. Также современные учреждения содействия трудоустройству и реализуемые в них мероприятия включают в свой перечень лишь малую часть потенциальных работодателей, что значительно сужает область поиска для молодых людей, лишая их возможности самостоятельно выбрать «идеальное место работы». Данный факт вынуждает молодых людей самостоятельно справляться с процессом трудоустройства, что не всегда получается успешно.
Самым эффективным инструментом молодого специалиста в таком случае является его навык самомаркетинга, который подразумевает комплекс действий, направленных на грамотное продвижение на рынке труда, представление себя и своих возможностей, знаний, умений и навыков потенциальному работодателю с целью зарекомендовать себя как хорошего специалиста и выгодно продать свой рабочий потенциал. Ключевую роль в процессе самомаркетинга играет самопрезентация, которая присутствует практически на каждом этапе трудоустройства и вызывает наибольшие затруднения. Трудности заключаются в неумении правильно преподнести работодателю свой профессиональный опыт и доказать свое конкурентное преимущество.
Феномен самопрезентации сегодня является предметом изучения ряда зарубежных и отечественных авторов, таких, например, как: Б.Шленкер, Г.В. Бороздина, В.А. Янчук, Ю.М. Жукова, Е.Л. Доценко. Однако одной из самых ярких фигур, внесших большой вклад в изучение феномена «самопрезентация», является американский социолог Ирвинг Гофман, чья работа – «Представление себя другим в повседневной жизни», в которой процесс самопрезентации отождествлялся с ходом театрального представления, стала десятой по значимости социологической книгой и была удостоена награды. Не смотря на активное изучение самопрезентации, термин до сих пор не имеет однозначного толкования, однако проведя анализ пониманий термина разными авторами, самопрезентацию можно определить как осознанную стратегию поведения, направленную на представление и регулирование «Я-информации» с целью формирования положительного впечатления о себе [3].
Самопрезентация – это умение правильно преподнести себя, актуализируя интерес аудитории к своим положительным качествам. Термин «самопрезентация» в современных исследованиях используется как синоним управления впечатлением и обозначает различные стратегии и техники, применяемые личностью при формировании и контроле своего образа. Инструменты самопрезентаци выбираются с учетом специфики сложившейся ситуации, а также в зависимости от индивидуальных особенностей человека (мотивы, социальный статус, возраст и т.д.).
Исследователи делят самопрезентацию на личностную, которая используется при построении дружеских или романтических отношений, и профессиональная, которая представляет собой комплекс целенаправленных действий соискателя по формированию позитивного профессионального имиджа в процессе трудоустройства, способного сформировать благоприятное впечатление работодателя о нем и его профессиональном преимуществе в условиях конкуренции.
Целями профессиональной самопрезентации становятся: раскрытие личности, демонстрация уровня экспертности, а также ноу-хау, которые выделят соискателя среди конкурентов. Профессиональная самопрезентация может осуществляться в формате резюме, портфолио, собеседования, питча – краткой презентации умений и т.д. В эпоху развития гаджетов и коммуникационных систем социальные сети также являются мощным инструментом презентации личности, посредством формирования имиджа или ее репутации. По завершении самопрезентации у работодателя должно сформироваться представление о соискателе, как о человеке, с которым стоит иметь дело, который добивается целей, не боится работы; как о человеке, полезном для сотрудничества и даже незаменимом.
Обучение технологии самопрезентации позволяет облегчить для соискателя этап взаимодействия с работодателем через обучение его принципам построения самопрезентации, алгоритму подготовки материалов для выступления, обучению навыку свободного ориентирования в средствах и способах эффективного изложения информации, анализу качества подготовленных материалов и выявлению преимуществ и недостатков самопрезентации [5].
Таким образом, самопрезентация является важной компетенцией, необходимой молодым специалистам для успешной реализации своего потенциала на рынке труда, в связи с чем задачей современной системы содействия молодым специалистам в занятости и трудоустройстве должно стать формирование необходимых навыков самомаркетинга, в частности самопрезентации, который позволит молодым людям составить реальную конкуренцию на рынке и зарекомендовать себя как первоклассного специалиста.
Список литературы
- Федеральный закон от 19.04.1991г. №1032-1-ФЗ (ред. от 19.04.1991) «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014г., №30 (ч.1).
- Федеральный закон от 30 декабря 2020г. №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // М.: Юрид. лит., 2020. - ст.6.
- Андриенко О.А. Современные образовательные технологии: технология самопрезентации / Андриенко О.А. // Балканско-научное обозрение. – 2019. – № 1 (4). – С. 104–107.
- Cyberleninka.ru: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentryrazvitiya -kariery-vuza-ih-tseli-i-zadachi/viewer (дата обращения 23.10.2023). – Текст: электронный.
- Cyberleninka.ru: сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentryrazvitiya -kariery-vuza-ih-tseli-i-zadachi/viewer (дата обращения 23.10.2023). – Текст: электронный.
- Studfile.net: сайт. – URL: https://studfile.net/preview/6175691/page:4/ (дата обращения 12.12.2023). – Текст: электронный.