РАЗВИТИЕ СОПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧУВСТВИЯ У ДЕТЕЙ К ОБЪЕКТАМ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Литовченко Мария Николаевна, студент Ставропольского государственного педагогического института РФ, г. Ставрополь
Руднева Наталья Владимировна, научный руководитель, старший преподаватель кафедры дошкольного образования, воспитания и предшкольной подготовки
DEVELOPMENT OF EMPHASIS AND COMPASSION IN CHILDREN FOR WILDLIFE OBJECTS
Litovchenko Maria, student of the Stavropol State Pedagogical Institute of the Russian Federation, Stavropol
Rudneva Natalya, scientific supervisor, senior lecturer of the department of preschool education, upbringing and pre-school preparation
АННОТАЦИЯ
В статье представлены средства и методы развития сопереживания и сочувствия у детей к объектам живой природы, которые могут быть использованы в дошкольном образовательном учреждении, влияющие на совершенствование навыков дошкольников.
ABSTRACT
The article presents means and methods for developing empathy and sympathy in children for objects of living nature, which can be used in a preschool educational institution, influencing the improvement of the skills of preschoolers.
Ключевые слова: экологическое воспитание, сопереживание, сочувствие, игровая деятельность, экологическая сказка.
Key words: environmental education, empathy, compassion, play activity, environmental fairy tale.
В настоящее время экологическое воспитание приобретает особо значимую роль в жизни каждого члена общества, заключающуюся в обеспечении освоения личностью экологического опыта человечества и интеграцию в мировое культурное пространство.
Основы экологических знаний лучше всего усваиваются ребенком именно в старшем дошкольном возрасте. Поэтому в этот период необходимо как можно больше вкладывать в ребенка, больше рассказывать, читать книги, ходить в походы, зоопарки, планетарии, участвовать в различны акциях по сохранению окружающей среде, например: собирать крышки от бутылок, или батарейки, или лампочки, и многое другое. Дети в этом возрасте особо эмоциональны и восприимчивы к звукам природы, цветам, деревьям, животным, насекомым, живым существам в целом. Поэтому нужно чтобы дети в дошкольном возрасте как можно больше и чаще общались с природой. Каждая минута общения ребенка с природой обогащает его, формирует его личность.
Дошкольный возраст – один из самых важных этапов становления экологического мировоззрения человека, в течение которого формируется гуманное отношение ко внешней среде, происходит осознание себя как части природы. Основные задачи экологического воспитания детей на данном возрастном этапе заключаются в формировании осознанного правильного отношения детей к объектам природы, формировании первоначальных ориентиров и базовых знаний об объектах живой и неживой природы, связях в ней.
Следовательно, формирование у детей 5-6 лет сопереживания и сочувствия к объектам живой природы – это процесс накапливания детьми старшего дошкольного возраста первых чувственных представлений о предметах и явлениях природы, способностей различать и правильно называть предметы и объекты природы. Правильное отношение детей данного возраста к объектам живой природы должно проявляться в добровольном и активном их участии в совместной со взрослыми деятельности. Деятельность такая, при наилучшем решении задач экологического воспитания, должна быть окрашена положительными эмоциями и активным восприятием самих действий (кормления домашних животных, ухаживания за растениями и т.д.).
Средства экологического воспитания — это набор материалов и приспособлений для проведения занятий экологической направленности:
- литература о природе;
- иллюстрации;
- карточки с изображениями животных и растений;
- модели природных объектов;
- «живой уголок»;
- «ботанический сад»;
- «зеленая зона»;
- экологические игрушки и развивающие игры.
Важнейшим компонентом экологического воспитания детей дошкольного возраста является совместная деятельность с педагогом. Она включает различные методы и формы работы (метод наблюдения; беседы с детьми на экологические темы; дидактические, сюжетные и подвижные игры; чтение детской художественной литературы; рассматривание дидактических картинок и иллюстраций о природе; целевые прогулки и экскурсии), одним из которых является экологическая сказка.
Экологическая сказка - это такая разновидность сказок, отличительной чертой которой становится именно материал экологической направленности. Данный материал представлен в сказке в образном виде, что упрощает его осмысление и понимание дошкольником, благодаря чему у ребенка формируются не только экологические знания, но и практические умения, что, в свою очередь, ведет к развитию полноценного экологического мировоззрения.
Возможности использования игровой деятельности для развития сопереживания и сочувствия у детей к объектам живой природы весьма обширны. Игра является естественной формой деятельности для дошкольника, которая вызывает у него позитивные эмоции, желание участвовать и сотрудничать. Это создает благоприятные условия для обучения и развития сопереживания и сочувствия у детей к объектам живой природы.
Игра способствует развитию многих важных навыков, таких как социальные, коммуникативные, познавательные и творческие. В игре ребенок может экспериментировать с разными ролями, учиться решать проблемы, принимать решения и работать в команде. В старшем дошкольном возрасте обычные игры заменяются уже дидактическими. Такие игры более сложные, имеют определенные цели и задачи, а не просто являются средством развлечения ребенка.
Таким образом, экологическое воспитание – это воспитание дошкольников как целенаправленный процесс развития ребенка, включающее в себя формирование экологической культуры, восприятия не только общественных, но и экологических норм и ценностей. Цель экологического воспитания – это воспитание поколения, способного ориентироваться в реальной ситуации, происходящей в окружающей среде, владеющей всеми необходимыми экологическими знаниями и методами решения разнообразных экологических проблем. Задачи экологического воспитания – создание эффективных условий, способствующих гармоничному экологическому развитию личности ребенка, посредством совместной познавательной, образовательной и природоохранной деятельности детей и педагога.
Список литературы
- Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская. – Мозырь: Издательский дом «Белый ветер», 2017. – 48 с.
- Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д.Андреевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2018. - 206 с.
- Белинова,Н.В., Бичева, И.Б., Ханова, Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования, 2022. № 6 (36). С. 114-121. [Электронный ресурс] – Режим
- Вересов, Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной программыдля детей 6 лет). Диссертация кандидата психологических наук / Н.Н. Вересов.– М.:Эксмо, 2019. – 314 с.