Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе изготовления открыток с использованием нетрадиционной техники «pop-up»

СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТКРЫТОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ «POP-UP»

Боброва Юлия Ивановна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

Хабарова Людмила Павловна

Научный руководитель, преподаватель

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж им. И.А. Куратова», г. Сыктывкар

 

Аннотация: При нарушении зрения страдает целостное и одновременное восприятие  действительности и ее отображение в изобразительной и других видах деятельности. Это обусловлено нарушением остроты зрения, цветового  восприятия и других функций зрительной системы. Недоразвитие и  нарушение зрения затрудняет формирование быстроты, координации,  точности движений, статического, динамического равновесия, развития  чувства ритма и т.д. В целях предупреждения и преодоления первичных и  вторичных отклонений развития детей возникает необходимость  мобилизации и использования резервных потенциальных возможностей  детского организма в процессе воспитания и обучения. В условиях разных  видов деятельности у детей формируются сложные художественноэстетические образы, которые носят системный характер и осуществляется  при опоре на слуховые, тактильные, кинестетические и др. сенсорные функции, включая остаточное зрение. Все это является важным источником  получения детьми эстетической информации из окружающей действительности.

Ключевые слова: художественное творчество, нетрадиционная техника «Pop-up», продуктивная деятельность, нарушение зрения.

 

Актуальной задачей становится необходимость поиска  нестандартных инновационных решений в качестве альтернативы  традиционным методам развития детей со зрительной патологией, как по  форме, так и по содержанию, которые позволят разнообразить изобразительную деятельность и будут способствовать развитию, как  творческого потенциала ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник аппликации - одно из эффективных средств развития ребенка-дошкольника, так как в ее процессе ребенок учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать их сходство и различие, изучать большое количество иллюстративного материала. Следовательно, определение коррекционной направленности продуктивной деятельности помогает исправить недостаток в развитии сферы образов предметов у детей.

Цель исследования: выявить возможность развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе работы с нетрадиционной техникой «Pop-up».

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретические аспекты развития художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе нетрадиционной техники «Pop-up».
  2. Подобрать диагностические методики и определить уровень развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  3. Разработать занятия с использованием нетрадиционной техники «Pop-up», направленные на развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и провести их на практике.
  4. Выявить эффективность проведенной работы.

Объект исследования: процесс развития художественного творчества детей 5-6 лет с нарушением зрения.

Предмет исследования: нетрадиционная техника Pop-up как средство развития художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Гипотеза: Развитие художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно при следующих условиях:

1) систематически и последовательно будет организована работа с использованием техники «Pop-up» на занятиях по прикладному творчеству;

2) для организации занятий будет отобран доступный для усвоения детьми с нарушением зрения материал (техники pop-up, изобразительный материал и инструменты, материал для декорирования работ);

3) содержание методов и приемов, используемых на занятиях, будет учитывать особенности детей с нарушением зрения.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Во все времена период детского развития характеризовался устойчивым интересом к продуктивному художественному творчеству как процессу познания мира культуры, искусства и красоты. Многообразие детского творчества всегда имеет оттенки любования и восхищения, активности и неподдельного интереса к новому, увлечения и желание создавать уникальные собственные продукты творчества. Существование детского творчества доказано многочисленными исследованиями психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, В.С. Мухина, Е.И. Николаева, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов и др.), раскрывающими психофизиологические особенности творчества детей, обеспечивающие его становление, условия и факторы.

Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные техники аппликации способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Целью констатирующего этапа исследования является выявление уровня развития художественного творчества у детей 5-6 лет с нарушением зрения.

Программа констатирующего этапа включает в себя:

1) стандартизированную методику «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко);

2) практическое задание «Изготовление открытки».

Исходя из результатов педагогического эксперимента, можно сделать следующие выводы о развитии художественного творчества детей 5-6 лет с нарушением зрения:

1) воображение детей развито на среднем уровне, большую часть присутствует воссоздающее воображение. Кор по группе равен 4,6, что соответствует среднему уровню развития;

2) у детей есть трудности в изготовлении оригинальной открытки.

3) технические умения выполнения аппликации у большинства детей находится на среднем уровне и требует дальнейшего совершенства.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на развитие художественного творчества, и стали основой для разработки цикла занятий по продуктивным видам деятельности в нетрадиционной технике «Pop-up» на формирующем этапе исследования.

Ещё