Профилактика проблемных форм поведения межличностных отношений у старших дошкольников с нарушением зрения посредством куклотерапии
Байбородина Алина Александровна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Бугаева Елена Тимофеевна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Метод куклотерапия , как средство профилактики поведения у детей дошкольного возраста. Через игру с куклами можно предотвратить нарушения в поведении дошкольников.
Ключевые слова: Профилактика, поведение, куклотерапия, межличностные отношения
Статья
Межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия . В современном обществе наиболее общим является определение, данное Я. Л. Коломинским, где межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения
Межличностные отношения возникают и формируются на основе конкретных чувств и переживаний, образующихся у людей по отношению друг к другу, то есть имеют эмоциональную основу, что является важнейшей специфической чертой. В эмоциональную основу межличностных отношений входят все виды эмоциональных проявлений: чувства, эмоции и аффекты. При общении люди не просто осознают друг друга, одновременно формируются определенные отношения, которые являются основой для рождения чувств, разнородных по своей окраске – от неприязни до симпатии; от ненависти до любви [1]
Межличностное взаимодействие является одной из важнейших задач в динамике формирования личности ребенка в дошкольном возрасте. В основном это связано с тем, что дошкольный период сензитивен для формирования взаимных отношений со сверстниками, коллективных качеств. В процессе общения ребенок осуществляется усвоение социального опыта в межличностных отношениях. Как отмечала М. И. Лисина, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственно-эмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности» (А. Н. Леонтьев), общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности».
Поведение ребёнка дошкольного возраста отражает особенности его психологического развития, как интеллектуального, таки эмоционально - личностного. Проблемы профилактики, коррекции и профилактики беспокойного, неадекватного, не критичного, агрессивного или, напротив, очень замкнутого, боязливого поведения, несомненно приобретают с каждым разом всё большую и большую актуальность.
Изучения исследований по специальной психологии и педагогики, что у детей с нарушением зрения процесс социализации протекает своеобразно. Поэтому нарушение зрения оказывает деструктивное воздействие на познание социальной реальности, что является причиной фрагментарности и неустойчивости их социальных показывают представлений. Недостаток компонентов социальных представлений оказывает влияние на речь, мышление, общение, поведение, вследствие чего затрудняется процесс социализации личности в основных сферах жизни человека: познавательной, поведенческой, эмоциональной, этико-нравственной, межличностной. Проблему специфики развития дошкольников с патологией зрения и выбор средств коррекции рассматривают учёные: Т.А. Власова , Л.С. Волкова , Л.П. Григорьева , В.З. Денискина и другие авторы. Исследования воздействия социальной среды на развитие детей с нарушением зрения проводили учёные: Дружинина Л.А., Ерастова Е.А., Ермаков В.П., А.Г. Литвак, Осипова Л.Б., Солнцева Л.И. и другие. Слабовидящие дети испытывают трудности в части налаживания межличностных отношений, неадекватности оценки и самооценки, низкой познавательная мотивация, что, в свою очередь, приводит к резкому сужению психосоциального и личностного развития ребенка, ограничивает его возможности в познании социальной действительности.
Подобранные диагностики межличностных отношений связаны с достаточно значимыми методическими трудностями, так как, в отличие от общения, они не могут быть непосредственно наблюдаемы. Вербальные методы, которые используются при исследовании межличностных отношений у взрослых людей, при применении к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения приобретают некоторые диагностические ограничения. Вопросы и задания, рассматривание картинок, специально подобранных для детей, задаваемые детям дошкольного возраста, в основном, могут спровоцировать ответы, которые не являются настоящим отношением к окружающим. Притом, более осознанные представления ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения отражают наблюдение за поведением ребёнка. Но между реальными отношениями и осознанными представлениями детей в большинстве случаев существует несоответствие. Рассмотрим методики, применяемы в данном исследовании. Стойкий избирательный выбор отношений формируется в старшей группе с нарушениями зрения, в частности к группе детского сада.
В группе детей дошкольного учреждения нет четкой цели, задач, отсутствует объединяющая всех членов группы деятельность, поэтому говорить о степени социального влияния трудно. Тем не менее, факт предпочтение в общении между сверстников определенных детей с нарушениями зрения не поддается сомнению. Исходя из этого, следует что показатели разные у подобраных методик, ребёнок умеет оценивать все ситуции, но по наблюдению их не применять. Остановимся на описании некоторых из методик, соответствующих возрастным особенностям дошкольников с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Целью будет:
- Формирование поведения.
Задачи:
- Раскрыть сущность понятий - «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.
- Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека.
- Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности и др.)
- Развить умение чувствовать и понимать другого.
- Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
- Воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки.
- Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей
Для оценки детей дошкольного возраста с нарушением зрения использовались следующие методики:
- Методика «Сюжетные картинки» Калининой Р.Р.
Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».
Обработка результатов:
0 баллов — ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл — ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла — ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла — ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)
2 Пронаблюдать за эмоционально - социальным развитием воспитанника в режимных моментах
А также испоользован главный метод наблюдения, где составлены протокала наблюдения за раебёнком.
- Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием детей в режимных моментах (С.В. Валиева)
- Схема наблюдений за поведением ребёнка
Исходя из проведённых диагностик в группе показало низкий уровень.
Таким образом, приведенные выше диагностические методики подобраны с целью исследования межличностных отношений со сверстниками у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Существует профилактика - это комплекс мер социально - психологического, медицинского, педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия всех отрицательных и нежеланных факторов социальной среды на личность, с целью предупреждения отклонений в её поведении. Профилактика в поведении детей дошкольного возраста является необходимой мерой для ребёнка определённых нарушений в поведении. В области психологии и педагогики за последние годы особенной популярностью пользуется арт - терапевтические методы работы с детьми дошкольного возраста. Одним из таких методов является куклотерапия .
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Английское слово – doll (кукла), по наиболее распространённой версии, происходит – от греческого eidolon (идол) . Куклотерапия широко применяется для разных возрастных групп наряду со сказкотерапией. Эти две методики могут объединиться в одну. При этом, что подходе происходит знакомство с сильными сторонами характера ребёнка, привлекаются нестандартные пути выхода из сложной ситуации.
Метод профилактики активно используется при работе с детьми дошкольного возраста. С помощью этого подхода специалист корректирует агрессивность, тревожность и страхи, и невнимательность. Терапия незаменима при работе с детьми с поведенческими нарушениями и психотравмами. В детских группах, по мнению специалистов, наилучшие результаты достигаются, когда ребята сами придумывают и изготавливают персонажа, продумывают историю, в которой будет задействован «главный герой».
Такой метод профилактики помогает:
- устанoвке эмоционального контакта;
- снятию напряжения;
- коррeкции личностных проявлений чeрез игру;
- разрешению конфликтов;
- укрeплению психологического блaгополучия;
- ликвидации бoлезненных переживаний;
- преодoлению внутренних противоречий.
Таким образом, куклотерапия – это новая технология для разрешения психологических проблем у детей. Методика развивает возможности эмоциональной саморегуляции, творческие способности, корректирует поведенческие трудности, предупреждает развитие психических расстройств. Куклотерапия позволяет работать с детьми самого разного возраста. В современной педагогике роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для развития межличностного общения детей дошкольного возраста. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию .
Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
Ребенок, познавая мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой проекции становятся куклы.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
- коммуникативная - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
- релаксационная - снятие эмоционального напряжения;
- развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
- обучающая – обогащение информацией об окружающем мире. Коррекция протестного поведения достигает путём разыгрывания на кулаках в паре со взрослым или со своими ровесниками типичных конфликтных ситуаций из жизни ребёнка.
Технология проведения терапии заключается в том, что с дорогим для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах, в «режиссёрской игре» история, связанная с травмирующей и беспокоющей его ситуацией. Метод куклотерапии заключается в следующем: инструмент – это кукольный театр, есть ширма, куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, учатся разыгрывать сначала небольшие сценки, а после и спектакли. Но задача – не научить их быть артистами, а именно помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром .
Таким образом, метод куклотерапия помогает решить проблемы в межличностном общении детей дошкольного возраста предупредить нежеланное поведение ребёнка. Поскольку мир ребенка – это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если мы подберем соответствующие игрушки, то облегчим ребенку выражение чувств.
Список литературы :
- Шамунова, О. А. Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте / Шамунова, О. А. - - С. 341-343.
- Яшнова М.В. Куклотерапия – метод психологической помощи детям / Яшнова М.В.// Наука через призму времени. - 2021. № 12 (57). - С. 87-90.
- Покас, К. Ю. Куклотерапия как метод психокоррекции в дошкольном возрасте / Покас К. Ю. - Институт детства. - 2018. - С. 186-188.