УДК 004
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Етмишбоева Шахноза Алижоновна
ассистент кафедры программирования и информационных систем ХПТТУ имени акад. М.С.Осими
ORGANIZATIONS OF TESTING IN INFORMATION TECHNOLOGY LESSONS USING THE QUIZIZZ ONLINE QUIZ SERVICE
Etmishboeva Shakhnoza Alijonovna
assistant at the Department of Programming and Information Systems KhPTTU named after Acad. M.S.Osimi
Аннотация: XXI век требует высокообразованных специалистов, людей творческих способных к свободному мышлению. Для реализации данного уровня в процесс обучения во всех стадиях учебы были внедрены IT-технологии.
Abstract: The 21st century requires highly educated specialists, creative people capable of free thinking. To implement this level, IT technologies were introduced into the learning process at all stages of study.
Ключевые слова: контроль знаний, тестирование, сервисы, онлайн-викторина, игра.
Key words: knowledge control, testing, services, online quiz, game.
Высококвалифицированные кадры с качественной информационной подготовкой и фактическим уровнем знаний являются требованием современного производства.
Выпускники технических ВУЗов должны обладать не только фундаментальным базовым подготовкой, иже оказывает содействие при разборе сложного производства, но и информационно-технологическую готовность. Выпускник технического ВУЗа должен обладать следующие основные профессиональные концепциями:
- способность к интеграции, анализу, принятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения
- умение сбора информации
- умение применять IT-технологии
- способность и готовность пользоваться IT-технологиями, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области
- умение приспосабливаться к информационным нагрузкам
- способность к самообразованию и необходимость в регулярном повышении квалификации
Набор текущих компонентов информационной подготовки служит базой для основы формирования информационной культуры будущего специалиста.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в сфере образования, обеспечило эффективные условия обучения для новой группы молодежи за компьютерами. В то же время появилась проблема потери у обучающегося познавательного интереса к обучению и, как следствие, ухудшение образовательных показателей.
В современных комплексах образовательных технологий высших учебных заведений устойчиво закрепились интерактивные методы обучения, и с каждым годом они все более перехватывают инициативу у традиционных методов обучения. Целевое и обоснованное применение при изучении специализированной дисциплине определяет позицию преподавателей и студентов по отношению к определенной методике обучения или их системе.
Игровые методы в образовательных системах не только увеличивает скорость восприятия информации обучающимся и повышает уровень понимания, но и благоприпятствуют в выработке таких важных для любого специалиста качеств, как эмоциональные, зрительные и логическое мышление.
Применение современных информационных технологий являются ценными для обучения техническим предметам. Они в свою очередь значительно повышают эффективность понимания предмета на слух и зрительно.
Одним из самых эффективных методов является применение интерактивной системы мультимедийного типа. Они предоставляют возможность одновременной передачи звука, видео, анимации, графику, тексты.
Данный подход, когда студент играет не пассивную роль наблюдателя, а непосредственно влияющего на ход событий участника на занятиях даёт хорошие результаты.
В связи с предпочтениями нынешнего поколения, для наибольшего результата процесс обучения должен быть интереснее и веселее. Современные интерактивные методы обучения активно внедряются в мировую практику и значительно изменили методику преподавания. При этом студент больше не отвлекается от материала, как в аналогичной стандартной лекции.
На сегодняшний момент главное не много знать, намного значимее понимать, где это «много» можно найти и как им пользоваться. При применение игровых технологий в преподавании информационным технологиям в технических вузах повышают мотивацию обучения студентов посредством применения современных средств обработки визуальной информации, а также улучшается эмоциональное восприятия информации мотивируя студента самостоятельно использовать мультимедиа технологии как инструмент в профессиональной деятельности.
В высших учебных заведениях целесообразно использовать такие виды и методы интерактивного обучения, как викторины, мозговой штурм, ролевые игры (деловые, имитационные), тренинги, дискуссии и онлайн-сервисы. С первого занятия студентов необходимо погрузить в интерактивную среду обучения: например, они могут заниматься выполнением творческих проектов в небольших группах, выносить проблемные вопросы на обсуждение аудитории, предлагать решения проблемы. Основная задача педагога – организовать процесс таким образом, чтобы в нем были задействованы все студенты и между ними осуществлялось активное взаимодействие. Основной итог такого процесса обучения – не заученный материал, а его понимание и формирование необходимых компетенций. Далее более подробно рассматриваются основные виды интерактивных методов обучения, которые эффективны в высшей школе.
- Тренинг – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование способностей в интерактивной форме. Тренинги делятся на психологические, социально-психологические, навыковые и бизнес-тренинги.
- Дебаты – это вид интерактивных методов обучения, основанный на групповом взаимодействии в процессе решения учебных задач.
- Мозговой штурм – это способ решения вопросов, основанный на стимулировании творческой активности участников. В данном методе обучения две группы участников: генераторы идей и эксперты. Первые генерируют свои идеи по поставленной перед ними проблеме. Вторые анализируют все предложенные идеи и выбирают наиболее подходящую из них.
- Блиц-игры – это краткосрочные игровые процессы, которые направленны на проверку или закрепление знаний. Виды блиц-игр: предназначенные для введения в тему занятия; предназначенные для закрепления, проверки или повторения изучаемого материала.
- Кейс-технологии – это современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ экономической, социальной, либо любой другой проблемной ситуации. Студентам предоставляется возможность анализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, а также предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
- Викторины – это эффективная форма внеурочной работы. Возможности викторины — это создание благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала студентов, повышение учебной мотивации и развитие умений сотрудничества, смекалки, эрудиции.
- Онлайн-сервисы – полезно использовать для проведения занятий как для первых, так и в старших курсах ВУЗа, данный формат викторины можно внедрить для обучающихся разных курсов в качестве варианта педагогического контроля. Главное преимущество сервисов онлайн-викторин - это бесплатный доступ к основному функционалу и отсутствие установки дополнительного программного обеспечения, необходимо устройства с доступом в Интернет и браузером.
В соответствии с нынешними профессиональными стандартами преподавателю высшего учебного заведения необходимо использовать цифровые образовательные инструменты и ресурсы. Современному преподавателю высшего учебного заведения необходимы навыки использования готовых ресурсов и создание собственных. Для создания и применения на занятиях онлайн-викторины есть возможность использования сервиса Quizizz.com. Сервисы онлайн-викторин полезны для проведения занятий как в первых, так и в старших курсах ВУЗа, текущий формат викторины приемлем для студентов разных возрастов как варианта педагогического контроля.
Список литературы
- Курвитс М. Quizizz для создания викторин и тестов. Пошаговая инструкция. URL: http://marinakurvits.com/quizizz/.
- Короткова М.Ю. Использование веб-сервисов для создания онлайн-викторин в образовании / М.Ю. Короткова [Электронный ресурс].
- Рахманкулова А.А. Отбор онлайн-инструментов для обучения педагогов основам разработки цифровых ресурсов / А.А. Рахманкулова, Е.М. Любимова [Электронный ресурс].
- Quizizz [Электронный ресурс] - https://quizizz.com.