Практическая работа №4
Тема: Подготовка статьи для выступления на педагогическом совете/ статьи для публикации (по теме ВКР). Выступление в смоделированной ситуации/размещение в СМИ
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ
Булах София Эдуардовна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Валеева Наталья Ивановна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Статья посвящена развитию памяти у детей с нарушением зрения подготовительной группы посредством игровой деятельности
Ключевые слова: память, игровая деятельность, выявление, развитие, нарушение зрения.
Цель данной работы является выявить эффективность использования игровой деятельности в развитии памяти у детей подготовительной группы.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты по проблеме развития памяти у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности;
- выявить исходный уровень развития памяти у детей подготовительной группы;
- подобрать и апробировать последовательность игровой деятельности в развитии памяти у детей подготовительной группы;
- определить эффективность проведенной с детьми работы.
Объект исследования: процесс развитие памяти у детей подготовительной группы.
Предмет исследования: игровая деятельность как средство развития памяти у детей подготовительной группы.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие памяти дошкольников посредством игровой деятельности будет эффективным, если:
- отобрать доступные дошкольникам подготовительной группы игровые приемы, направленные на развитие памяти;
- разработать и внедрить в педагогический процесс игры с последовательным усложнением, способствующие развитию памяти у детей подготовительной группы.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление исходного уровня развития памяти у детей подготовительной группы с нарушением зрения.
Для выявления исходного уровня развития памяти было проведено диагностическое исследование, состоящее из: пяти методик, направленных на изучение разных видов памяти. На основе результатов диагностики были заполнены индивидуальные протоколы по каждому ребенку.
Во время проведение методике «Заучивание 10 слов» автора Александра Романовича Лурии показала, что большинство детей проявляют интерес, но не сосредотачиваются на задачи запомнить слова, воспроизводят в медленном темпе и запоминают большую часть цепочки слов со второго или третьего повторения, но у некоторых детей также прослеживался результат снижения после последующих повторений. [2, с.1]
Цель: выявить уровень развития слуховой кратковременной памяти у детей дошкольного возраста.
Оборудование: 10 слов
Ход проведения: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю»
Критерии оценки:
3 балла – ребенок называет 7 и более слов.
2 балла – ребенок называет 5-6 слов.
1 балл – ребенок называет 4 и менее слов.
В проведения методике «Узнавания фигур» автора Николай Александровича Бернштейна мы отметили, что дети проявляли самостоятельность, были уверены в положительном результате, в том, что они хорошо запомнили все изображения из предложенных, но часть детей также выбрали лишние изображения. При воспроизведении картинок лучше запоминали изображения игрушек. В методике «Символические фигуры» автора Николай Александровича Бернштейна, дети также проявляли самостоятельность, были уверены в положительном результате на момент поставленной цели запомнить все изображения, но когда перед детьми встала цель показать символические изображения среди других, большинство детей затруднялись, и указывали, как и на верные изображения так и на ошибочные. [1, с.156]
Цель: выявить уровень зрительной памяти у детей дошкольного возраста.
Оборудование: два варианта рисунков: 1) рисунки с изображением различных предметов: 1 – эталонная, (9 предметов), 2 – контрольная, (25 предметов); 2) рисунки с символическими фигурами: 3 – эталонная, (9 фигур), 4 – контрольная, (25 фигур)
Ход проведения: Ребенку предъявляют рисунок 1 и дают установку запомнить: «Посмотри внимательно на эту страничку и запомни картинки». Сразу после показа предъявляют рисунок 2: «А теперь среди этих картинок найди те, которые ты видел только что».
Критерии оценки:
3 балла – 8 - 9 символов (предметов),
2 балла – 7 - 6 символов (предметов),
- балл – ребенок узнал менее 5 символов (предметов).
В методики «Зачеркни названные картинки» дети были заинтересованы в задание, но при этом не стремились запомнить большее количество слов, воспроизводили слова перед или вовремя их зачеркивания, вспоминали в замедленном темпе. В методики «Слова ассоциации» не все дети стремились запомнить большее количество слов и сосредоточиться на задании, были уверены в положительном результате.
Цель: выявить уровень слуховой словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста.
Оборудование: бланк с изображениями различных предметов, черный, красный и зеленый карандаш.
Критерии оценки:
I уровень (высокий) 8- 10 баллов
II уровень (средний) 4-7 баллов.
III уровень (низкий) 3-1 балл. [3, с1.]
В методики «Слова ассоциации» не все дети стремились запомнить большее количество слов и сосредоточиться на задании, были уверены в положительном результате.
Цель: выявить уровень слуховой ассоциативной памяти у детей дошкольного возраста.
Оборудование: 10 пар слов
Критерии оценки:
3 балла – ребенок называет 7 и более пар.
2 балла – ребенок называет 5-6 пар.
1 балл – ребенок называет 4 и менее пар слов.
Результаты, полученные по каждой методике, определили дальнейшую работу с детьми.
Таким образом по проведению констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что дети заинтересованы в выполнение и запоминание красочного материала, у большинства детей образная память превалирует над словесно-логической, во время воспроизведения некоторые дети подменяют слова их синонимами, мало развито представление о способах запоминания материала.
Цель формирующего этапа исследования- способствовать развитию памяти детей подготовительной группы с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Подобрать серию игр и игровых упражнений для развития различных видов памяти детей подготовительной группы с нарушением зрения.
2.Составить перспективное планирование по развитию различных видов памяти детей подготовительной группы с нарушением зрения.
- Провести работу по развитию различных видов памяти детей подготовительной группы с нарушением зрения с помощью подобранной системы игр и игровых упражнений.
Список используемой литературы
- Методика Н.А. Бернштейна «Узнавание фигур». https://studfile.net/preview/4647288/
- «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия https://testoteka.narod.ru/pozn/1/14.html
- Банк методик по диагностики памяти https://www.psixologicheskoezerkalo.ru/diagnostika-pamyati.html