Пластилинография в работе логопеда с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи

УДК 376.37

 

Пластилинография в работе логопеда с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи

Рудикова Светлана Юрьевна

Студент, КГУ им. К.Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Юламанова Виктория Геннадьевна

Студент, КГУ им. К.Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Научный руководитель: Чиркова Наталья Ивановна

Кандидат педагогичесий наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования

КГУ им. К.Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Plasticineography in the work of a speech therapist with primary schoolchildren with severe speech impairments

Rudikova Svetlana Yurievna
Student, KSU named after. K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Yulamanova Victoria Gennadievna
Student, KSU named after. K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga
Scientific supervisor: Chirkova Natalya Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Preschool, Primary and Special Education
KSU named after K.E. Tsiolkovsky, Russia, Kaluga

 

 

Аннотация

В статье представлен практический опыт пластилинотерапии на этапе дифференциации звуков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Предтавлены упражнения по дифференциации звуков [з] и [с] через работу с пластичными материалами на логопедичеких занятиях. Показаны практики коррекции тяжелого нарушения речи у младших школьников. Раскрыты нюансы использования платилинографии в работе с данной категорией детей. Статья предназначена для специалитов школьных образовательных учреждений.

Annotation
The article presents practical experience of plasticine therapy at the stage of differentiation of sounds in children of primary school age with severe speech disorders (SSD). Exercises are presented on differentiating the sounds [z] and [s] through working with plastic materials in speech therapy classes. Practices for correcting severe speech impairment in primary schoolchildren are shown. The nuances of using platinography in working with this category of children are revealed. The article is intended for specialists of school educational institutions.

Ключевые слова

          Пластилинография, тяжелые нарушения речи, младший школьный возраст, упражнения на закрепление и дифференциацию звуков, коррекция звукопроизношения.

Key words

Plasticineography, severe speech disorders, primary school age, exercises for consolidation and differentiation of sounds, correction of sound pronunciation.

 

В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). Это вызвано как врожденными причинами, плохой экологической ситуацией, так и педагогической запущенностью, неумением предупредить тяжелое речевое нарушение. Тактика «выжидания» изжила себя в этом вопросе и должна быть заменена специальной работой с раннего детства.

Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [9, с. 144-145]. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии (понятийный инструментарий). Дети с ТНР испытывают трудности в понимании чужой речи и при построении собственных высказываний, что значительно затрудняет их коммуникацию и социальную адаптацию. Есть исследования, направленные на анализ развития коммуникативных действий у детей с нарушениями речи [13], формирование культуры речи у детей в условиях инклюзивного образования [3], развитие самостоятельных высказываний у младших школьников [14] и др.

Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной программы и дальнейшего обучения в школе с этими детьми необходимо проводить целенаправленную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.

Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей с тяжелыми нарушениями речи и включить их в педагогический процесс, широко применяются нестандартные подходы: логоритмика [12], логоладошки [1], су-джок [7], литотерапия [5], хромотерапия [2], пескотерапия [15] и др.

В последнее время набирает популярность пластилинография. Пластилинография – это вид художественной терапии, при которой используется пластилин (или глина) для выражения своих чувств, эмоций и внутреннох переживаний через создание скульптур и фигур. Этот вид терапии может быть использован для облегчения процесса самовыражения ребенка и общения детей с друг другом и педагогм [6]. Пластилинография – это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему изображений.

Пластилинография в педагогическом процессе рассматривается не только как средство развития и коррекции фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, но и как механизм стимулирования речевой деятельности во всех ее проявлениях [10]. В процессе работы с пластилином устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляционного уклада и двигательными ощущениями. Такая работа позволяет младшим школьникам лучше запоминать новые для них звуки при постановке или же дифференцировать уже знакомые звуки в устной речи и на письме. Это способ повысить мотивацию к учебной деятельности ребенка, его речевую активность, воспитывать аккуратность и развивать творческое воображение, учить детей правильно произносить звуки, автоматизировать их, характеризовать артикуляционные уклады, развивать речевую и мелкую моторику [4]. Такая работа особенно эффективна в работе с учащимися, имеющими начальный опыт чтения и письма. Для повышения эффективности коррекционного воздействия целесообразно придерживаться принципа максимальной опоры на различные анализаторы. Использование техники лепки из пластилина позволяет создать яркий образ буквы, стимулировать работу зрительного анализатора.

Движение рукой с вылепленной буквой с включенным зрительным контролем формирует зрительно-пространственную координацию. Совместная и поочередная работа рук, обводящих контур вылепленной буквы, способствует развитию межполушарных связей. Умение конструировать и реконструировать букву из пластилина развивает у детей мыслительные процессы, внимание и пространственные представления. Закрепить образ буквы помогает многократная лепка буквы из пластилина. Постепенно во время лепки происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов, воспринимаемых при этом [11].

Для закрепления и дифференциации звуков можно использовать следующие упражнения:

Упражнение: «Вспомни звуки»

Инструкция: логопед предлагает ребенку слепить буквы С и З из пластилина. Для начала нужно слепить букву С. Для этого логопед тоже лепит названную букву, чтобы у ребенка перед глазами был пример выполнения работы. Сначала необходимо слепить «колбаску» из пластилина так, чтобы она не оказалась слишком тонкой и не сломалась, а затем, придать ей форму необходимой буквы. Для этого нужно сложить «колбаску» из пластилина в полукруг. Затем идет работа над буквой З. Производятся те же самые действия. Важно сообщить ребенку, что буква З «смотрит» в другую сторону. После того, как полукруг готов, показываем ребенку, что нужно посередине немного вдавить полукруг вперед, чтобы получилась буква З. После того, как обе буквы готовы, спрашиваем у ребенка характеристику звуков, которые данные буквы обозначают. Звук [С] - согласный, глухой, твердый. Звук [З] – согласный, звонкий, твёрдый. Эти звуки образуют пару по глухости/звонкости. Если ребенок не может рассказать характеристики сам, рекомендуется задавать альтернативные вопросы. (Например, «Этот звук глухой или звонкий?»)

Упражнение: «Вспомни буквы»

Инструкция: логопед предлагает ребенку распечатанный листок с контурами букв С-З. Логопед просит ребенка назвать буквы. Далее ребенку предлагается вспомнить, каким цветом эти буквы обозначаются в ленте букв? С и З – согласные буквы, значит обозначаются синим цветом. После актуализации ребенку предлагается «раскрасить» с помощью пластилина буквы синим цветом. Ребенок должен постараться аккуратно, не выходя за контур, размазать пальчиком пластилин внутри данных букв. Если ребенок никогда до этого не пробовал данную технику, логопед обязательно сначала демонстрирует выполнение работы.

Упражнение: «Вспомни слова»

Инструкция: логопед предлагает ребенку несколько картинок с предметами, названия которых начинаются с С-З (в данном случае: собака, сыр, сапоги, забор, зуб, замок). Ребенок использует слепленные буквы из предыдущего упражнения. Ему необходимо произнести слова и положить каждую букву на свою картинку. Если в слове первый звук [c], то ребенок кладет букву С. Если ребенок ошибается, логопед уточняет у ребенка его выбор и объясняет, почему выбор неправильный.

Упражнение: «Подбери слово»

Инструкция: в данном упражнении ребенку предлагается выбрать наиболее понравившуюся букву – С или З. После чего он сам должен придумать любое слово, в составе которого есть звук, обозначаемый выбранной буквой. Звук может быть в слове в любом месте. После чего логопед предлагает ребенку самостоятельно слепить предмет, который называется придуманное ребенком словом. По просьбе ребенка помогаем ему в лепке мелких или сложных деталей.

После того, как серия упражнения выполнена, важно провести с ребенком беседу, включающую следующие вопросы:

  • Какие буквы сегодня были на занятии?
  • Посмотри внимательно на слепленные буквы и опиши их: как они выглядят? На что похожи? Чем отличаются? (для закрепления материала можно подсказать ребенку, что буква С – похожа на полумесяц, а буква З – на изогнутую змею).
  • Ты помнишь характеристику звуков, которые эти буквы обозначают?
  • Чем звуки отличаются?

На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета и формирование кинестетических ощущений. Для полноценного ознакомления с языком дети сами изготавливают аппликаторные слепки из пластилина [8].

В заключение отметим, что пластилинография способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии. Выполняя работы из пластилина, дети стимулируют рецепторы зоны кистей обеих рук. Регулярная тренировка движений пальцев рук оказывает стимулирующее воздействие на развитие речи. Поэтому в процессе лепки на логопедических занятиях дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику, чувствительность кистей и пальцев, что способствует преодолению речевых нарушений.

 

Список литературы

  1. Атаманова Н.Б. Азбука с Ладошками : альбом по обучению чтению и профилактике нарушений письма. - Москва : Логоладошки, 2016. – 74 с.
  2. Барсегян Л. В. Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 марта 2017 года – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", 2017. – С. 43-50.
  3. Биба, А. Г., Павлова О.А. Предметная интеграция как средство формирования культуры речи // Начальная школа. – 2016. – № 8. – С. 42-44.
  4. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Москва: Детство-Пресс. - 2007. - 111 с.
  5. Визгина Е. Н., Дунаева Н.А., Ратманова С.А. Литотерапия в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации // Весенние психолого-педагогические чтения : Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой, Астрахань, 19 апреля 2022 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет", 2022. – С. 191-194.
  6. Голицына Н.С., Скоролупова О.А., Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Скрипторий. - – 110 с.
  7. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед. - 2010. - № 1. - С. 36-38.
  8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва: Мозаика-Синтез. 2005. – 117 с.
  9. Пханаева С. Н., Хомукова Б.Х. Психолого-педагогический аспект работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8, № 5-3. – С. 144-148.
  10. Сафина К. Р. Обучение основам грамоты младших школьников с общим недоразвитием речи средствами артпедагогических технологий // Диалог культур в контексте образовательной деятельности : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Набережные Челны, 11 декабря 2019 года. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019. – С. 413-416.
  11. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников / И.В. Тюфанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 250 с.
  12. Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.
  13. Чиркова Н. И., Демидова А.П. Развитие коммуникативных действий у детей-логопатов средствами занимательных математических заданий // Гуманизация образования. – 2019. – № 3. – С. 111-122. – DOI 10.24411/1029-3388-2019-10036.
  14. Чиркова Н. И. Роль логических высказываний в освоении знаний школьниками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2006. – № 4. – С. 126-132.
  15. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
Ещё