ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Амосова Вероника Александровна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Тишинова Юлия Андреевна
научный руководитель, заведующая отделением,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Продуктивные виды деятельности детей в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является оригами.
Особое внимание необходимо уделять практической деятельности, в ходе которой формируются пространственные представления и понятия, где одним из таких видов деятельности является оригами. Это говорит об актуальности нашей работы
Ключевые слова: ориентировка в пространстве, оригами.
Пространственная ориентировка – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, и частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.
Они затрудняются в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на» (к дому — дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием несформированности пространственных отношений.
У многих их из них восприятие целостного образа предмета: не могут разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала
В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей, письмо в два-три столбика, зеркальное написание букв).
Цель исследования - выявление эффективности развития пространственной ориентировки у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи посредством работы с бумагой в технике «оригами».
Задачи исследования сводятся к следующему:
- Изучить теоретические основы проблемы развития пространственной ориентировки у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи в процессе работы с бумагой в технике «оригами».
- Выявить исходный уровень развития пространственной ориентировки у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи.
- Разработать и апробировать цикл занятий с использованием оригами, направленных на развитие у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи пространственной ориентировки.
- Определить эффективность проведенной работы.
Объектом исследования является процесс развития пространственной ориентировки у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является работа с бумагой в технике «оригами» как средство развития пространственной ориентировки у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: пространственная ориентировка у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи с применением техники оригами будет развиваться успешно при выполнении следующих условий:
- Систематически и последовательно будет организована и проведена работа по развитию пространственной ориентировки в процессе работы в технике «оригами».
- Будет отобран доступный для усвоения детьми с общим недоразвитием речи материал (технологические карты, пространственные термины, доступная инструкция, определен словарь-минимум);
- Будет проведена работа с родителями (законными представителями) и воспитателями группы по вопросам развития пространственной ориентировки у детей шести-семи лет с общим недоразвитием речи.
Целью констатирующего этапа исследования является выявление исходного уровня развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Исходя из цели, сформулированы следующие задачи констатирующего этапа исследования:
- Разработать диагностические методики необходимые для проведения исследования.
- Выявить исходный уровень развития пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
- Осуществить качественную и количественную обработку результатов.
Исследование планируем проводить на базе МАДОУ «Детский сад №61» компенсирующего вида г. Сыктывкара.
Детский сад работает по «Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития 6-7 лет», разработанной на основе следующих примерных программ: «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (общеобразовательный уровень) и Адаптированной программы Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О.П. Гаврилушкиной и др./ под редакцией Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития».
Проанализировав раздел «Формирование элементарных математических представлений», было определено основное содержание по развитию пространственной ориентировки у детей 6-7 лет.
На основе программных задач нами была разработана диагностика, которая позволила выявить уровень развития пространственных представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. В диагностику вошли задания по 3 направлениям:
- ориентировка на себе;
- ориентировка от себя;
- ориентировка на микроплоскости
Список литературы:
- Бурачевская, О.В. Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством конструирования / О.В. Бурачевская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. - № 2 (2). - С. 55-57.
- Говорова, Р.К вопросу о развитии пространственных представлений дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1974. - №3. - С.45.
- Гучанова, А.С. Условия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста/ А.С. Гучанова.- Текст: непосредственный// Молодой ученый.- 2018.-№ 40 (226).-с. 184-187.