Оценка эффективности принимаемых организационно-управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства (на примере Владимирской области)

Спиридонова Дарья Вячеславовна, студент 4 курса Факультета Управления

Владимирского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Оценка эффективности принимаемых организационно-управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства (на примере Владимирской области)

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности Федерального Казначейства Владимирской области, определению показателей эффективности и результативности данного органа. Автор дает общую характеристику федерального и территориального органов исполнительной власти, отражает его организационную структуру и полномочия в сфере осуществления финансового контроля. По результатам исследования автором определяются направления совершенствования контрольной деятельности Федерального Казначейства, способные повысить эффективность принимаемых сотрудниками управленческих решений.

Ключевые слова: результативность, управленческое решение, рекомендации, информационные технологии, совершенствование.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, Федеральное Казначейство осуществляет правоприменительные функции, связанные с обеспечением исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ.

Федеральное Казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ. В процессе осуществления своей деятельности ФК опирается на Конституцию РФ [1], федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные договоры РФ, нормативные правовые акты Министерства финансов РФ.

Федеральное Казначейство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями. Структуру указанного органа можно отразить на схеме 1:

Схема 1. Структура Федерального Казначейства

Схема 1. Структура Федерального КазначействаПолномочия Федерального Казначейства зафиксированы в Бюджетном Кодексе РФ [2], в статье 269.1. Его руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на него полномочий; он назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Рассмотрение деятельности Управления Федерального Казначейства по Владимирской области необходимо начать с его истории, берущей начало с 1993 года, когда были определены основные направления его деятельности. Период с 2006 по 2013 гг. связан с большими переменами: созданы и успешно функционируют комплексные, современные системы инженерного обеспечения; были реконструированы здание Управления в г. Владимире, помещения территориальных органов, а также построены новые здания в нескольких городах области.

С 1 января 2010 года во Владимирской области начала функционировать новая материальная, техническая и технологическая база органов казначейства, а также внедрена Автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК). Ее внедрение позволило осуществить переход от системы электронного документооборота к Системе удаленного финансового документооборота (СУФД онлайн). Переход на АСФК привел к оптимизации структуры и функций Управления: сейчас в указанном органе действуют 34 отдела с численностью сотрудников в 600 человек.

Управлением Федерального Казначейства по Владимирской области проделана большая работа по созданию и наполнению информационной базы Общероссийского официального сайта, функционирование которого стало важным шагом на пути к обеспечению прозрачности бюджетной системы РФ, построению Единой информационной системы управления государственными финансами [7].

Управлением была своевременно освоена система ключевых показателей экономики, предназначенная для формирования оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ с целью осуществления контроля и повышения эффективности принятия управленческих решений.

Основаниями для подготовки и принятия решений в данном органе можно считать:

  • во-первых, необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (Министерства финансов РФ);
  • во-вторых, необходимость осуществления собственной исполнительно-распорядительной деятельности.

Для разработки организационно-управленческих решений руководитель указанного органа – Загваздина Светлана Николаевна (совместно с аппаратом Управления, включающим в себя 5 заместителей) – осуществляет следующие действия:

  1. «Оформление документации о начале выполнения работ с указанием задействованных ресурсов (материальных, технических, трудовых и др.).
  2. Разъяснение прав, полномочий и возможной ответственности разработчикам решения.
  3. Обсуждение с разработчиками неучтенных деталей для успешного выполнения работ.
  4. Установление соответствия решения действующему законодательству и уставным документам организации» [3].

По завершении названных этапов принимается решение, затем начинается его реализация, представляющая собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей.

Основными формами реализации управленческих решений в Управлении Федерального Казначейства являются: предписания; деловые беседы; убеждение; разъяснения; принуждение; наставления; сообщения; обучение; советы; тренинги; совещания; заседания; отчеты; деловое слово.

Информационное обеспечение является важным элементом для успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений. Для принятия решений необходимо, чтобы информация отвечала следующим требованиям: краткость и четкость формулировок, своевременность поступления, точность и достоверность.

Более подробная информация, касающаяся задач, функций, прав и обязанностей, а также организации деятельности указанного органа указана в Положении [7], утвержденном в 2013 году.

При анализе деятельности Управления Федерального Казначейства по Владимирской области необходимо рассмотреть вопрос о степени удовлетворенности предоставленными услугами, для чего в указанном органе проводится активное анкетирование обслуживаемых клиентов. Так, в 2013 году на совещаниях и семинарах было роздано свыше 1000 анкет, которые были изучены, а полученные результаты послужили важным шагом в совершенствовании казначейского сервиса. По результатам опросов был сделан вывод, что в целом клиенты достаточно высоко оценивают качество предоставляемых услуг.

Совершенствование работы указанного органа происходит быстрыми темпами: осваиваются новые электронные программы, модернизируются технологические процессы. Данные процессы происходят благодаря работе сотрудников Управления, которые имеют профессиональные знания и богатый опыт. За 20 лет сформировался профессиональный коллектив, сотрудники которого смогли получить государственные награды, а также благодарственные и почетные грамоты.

На смену заслуженным работникам в Управлении приходит молодежь: сейчас там трудятся целые династии, посвятившие свою жизнь казначейскому делу. Молодежный совет, созданный четыре года назад, совершил немало общественных мероприятий и добрых дел.

Необходимо отметить, что при организации деятельности не только рассматриваемого в научной работе органа, но и многих других важно совершенствование системы контроля и мотивации при реализации организационно-управленческих решений. Указанные преобразования необходимы для достижения максимального успеха организации и включают:

  • снижение уровней управленческой иерархии, делегирование полномочий;
  • отказ от массовых проверок, снижение затрат на контроль, что становится возможным за счет применения информационных систем;
  • минимизация согласований для принятия решений.

Таким образом, при принятии организационно-управленческих решений руководителям организации необходимо определить достижимую цель, собрать достоверную и проверенную информацию по данному вопросу и уже на основании этого принимать решение.

Оценка эффективности деятельности Управления Федеральным Казначейством представляет собой динамичный процесс мониторинга и анализа на постоянной основе всех уровней и направлений деятельности указанного органа в целях определения состоянии указанной системы.

Оценка эффективности деятельности Управления гражданским обществом, клиентами, Министерством финансов РФ, самим Управлением важна для принятия соответствующих организационно-управленческих решений, направленных на повышение качества выполняемых государственных функций, эффективности использования бюджетных ресурсов и успешной реализации реформы государственной гражданской службы РФ.

Объектами оценки выступают:

  • государственные гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства;
  • отделы управлений центрального аппарата Федерального Казначейства;
  • управления Федерального Казначейства по субъектам РФ (субъектам РФ, находящимся в границах федеральных округов);
  • Межрегиональное управление Федерального Казначейства;
  • руководители Управления и МОУ Федерального Казначейства;
  • гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы в Управлении и МОУ Федерального Казначейства;
  • отделы Управления и МОУ Федерального Казначейства.

Правовым актом, на основании которого осуществляется оценка результативности деятельности указанного органа, является приказ Федерального казначейства №338 [4].

Оценка результативности деятельности Управления осуществляется ежегодно по показателям, характеризующим степень выполнения соответствующих функций и полномочий, с учетом допущенных нарушений и недостатков за оцениваемый период.

Оценку эффективности деятельности указанного органа можно посмотреть на его официальном сайте в форме отчета за соответствующий период деятельности (за месяц, квартал, и др.) Так, На Интернет-сайте УФК по Владимирской области функционирует сервис «Внешняя оценка деятельности Федерального Казначейства (анкетирование)». В 2020 году в онлайн-опросе приняли участие 234 респондента, среди которых были не только физические, но и юридические лица.

В соответствии с приказом Управления №595 [5] и письмом Федерального казначейства от 29.12.2015 №07-04-05/06-914 для подведения итогов онлайн-опросов административно-финансовым отделом Управления был проанализирован Отчет по опросам по состоянию на 1 января 2021 года. По результатам анализа была рассчитана оценка качества выполнения Управлением возложенных на него функций за 2020 год, которая составила 3,8 «Полностью удовлетворен».

На официальном сайте Управления Федерального Казначейства по Владимирской области можно найти статистическую информацию, касающуюся оценки результативности деятельности отделов указанного органа за 4 квартал 2020 года, по которой можно определить индекс результативности каждого отдела как за квартал, так и за весь год. Дополнительно указывается оценка деятельности данного органа (Таблица 1):

Таблица 1 – Оценка результативности деятельности отделов Управления Федерального казначейства по Владимирской области за 4 квартал 2020 года

Таблица 1 – Оценка результативности деятельности отделов Управления Федерального казначейства по Владимирской области за 4 квартал 2020 годаПроанализировав данные таблицы, приходим к выводу, что оценку деятельности Управления Федерального Казначейства по Владимирской области можно оценить как «результативную», так как все 38 отделов, указанные в таблице, получили отметку «результативная» в графе «Оценка деятельности». Это подтверждается данными опросов, регулярно проводимых указанным органом с целью выявления не только эффективности деятельности, но и её качества.

Для того чтобы деятельность Управления была более результативной, можно выделить следующие рекомендации по её совершенствованию. Прежде всего, эти рекомендации касаются внутреннего контроля и аудита, а именно:

  • дополнительное обучение кадров, регулярное повышение уровня квалификации, чтобы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств они могли подменять друг друга или оказывать дополнительную помощь по разным направлениям. Это позволит повысить эрудированность, профессионализм сотрудников и поможет более быстро принимать решения в задачах, возникающих вопросах и проблемах. Стоит отметить, что формирование отдела, который будет заниматься управлением рисками, также будет иметь положительное значение в эффективной работе указанного выше органа;
  • передача части полномочий позволит сотрудникам структурного подразделения более эффективно выполнять свою работу, детально и тщательнее проводить проверки;
  • оптимизация структуры и функций Федерального Казначейства;
  • внедрить новый вид внутреннего контроля – ПОВАК.

В качестве главной цели оптимизации структуры и функций Федерального Казначейства выступает повышение эффективности и результативности деятельности казначейской системы путем исключения дублирования функций на разных уровнях органов Федерального Казначейства, что возможно достичь путем создания межрегионального территориального органа – центрального операционного управления Федерального Казначейства.

В своей научной статье [6] Фальков К.К. предлагает следующую структуру ЦОУ Федерального Казначейства (схема 2):

 

 

Схема 2. Планируемая система органов Федерального Казначейства

Схема 2. Планируемая система органов Федерального КазначействаАвтором указывается, что «данная структура будет способствовать оптимизации структуры и функции данного органа». Процесс оптимизации он разделяет на три этапа, в каждом из которых предлагает ряд мер, направленных на достижение главного результата.

В результате применения ЦОУ Федерального Казначейства станет возможным перераспределить и исключить дублирующие функции на различных уровнях органов Федерального Казначейства, уменьшить трудоемкость проводимых операций и сократить излишние расходы, что, в свою очередь, повысит эффективность и результативность принимаемых решений.

Следует акцентировать внимание и на последней рекомендации. Последующий оперативный внутренний автоматизированный контроль (ПОВАК) по сравнению с традиционными видами последующего контроля имеет ряд преимуществ:

  1. несопоставимо меньшие сроки осуществления контроля;
  2. возможность оперативного принятия мер по предотвращению выявленных нарушений;
  3. возможность оперативной оценки эффективности мер, принятых по предотвращению выявленных нарушений;
  4. возможность осуществлять контроль процессов и операций в АИС с минимальными трудозатратами;
  5. возможность объективной оценки эффективности и результативности деятельности функциональных отделов Федерального Казначейства.

На данный момент МОУ ФК ПОВАК осуществляется в отношении 32 показателей в автоматизированном режиме путем использования в АИС определенных фильтров в журналах документов или формирования диагностических отчетов.

Таким образом, необходимо постоянно совершенствовать технологии оценки эффективности принимаемых организационно-управленческих решений, особенно в системе внутреннего контроля, так как именно от внутреннего состояния системы зависит её результативность.

 

Источники и литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lqhz0hm0nt928742801 (дата обращения: 22.12.2023).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 23.12.2023).
  3. Приказ Федерального казначейства от 27 декабря 2013 г. № 316 «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства» // Электронный ресурс. URL: https://www.garant.ru/ (Дата обращения: 23.12.2023).
  4. Приказ Казначейства России от 30.12.2014 № 338 (ред. от 30.12.2016) «Об утверждении показателей оценки результативности деятельности Управлений Федерального Казначейства по субъектам Российской Федерации» // Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 21.12.2023).
  5. Приказ Управления Федерального казначейства по Владимирской области от 28.09.2017 № 595 «Об утверждении Порядка получения и обработки информации о внешней оценке деятельности Управления Федерального казначейства по Владимирской области»» // Электронный ресурс. URL: https://vladimir.roskazna.gov.ru/ (Дата обращения: 21.12.2023).
  6. Фальков К.К. Разработка управленческого решения в сфере оптимизации органов Федерального казначейства // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. №18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-upravlencheskogo-resheniya-v-sfere-optimizatsii-organov-federalnogo-kaznacheystva (дата обращения: 22.12.2023).
  7. Официальный сайт Управления Федерального Казначейства по Владимирской области [сайт]. [2023]. URL: https://vladimir.roskazna.gov.ru/ (Дата обращения: 23.12.2023).

 

 

Ещё