Наставничество как современная форма адаптации в образовательной организации среднего профессионального образования

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Карабаева Светлана Алексеевна

 

В статье рассматривается современная система наставничества образовательной организации среднего профессионального образования. Выделяются задачи, этапы, функции, принципы и формы наставничества. Проведен анализ технологии взаимодействия наставника и молодого специалиста в учебном методическом процессе, рассмотрена результативность таких форм взаимодействия.

Ключевые слова: наставник, адаптация, молодые специалисты, профессиональное становление.

 

В настоящее время проблема профессионального становления и развития личности является наиболее актуальной темой. Именно поэтому, приоритетным направлением в деятельности образовательной организации среднего профессионального образования выступает работа с молодыми специалистами в форме наставничества [1].

Наставничество - это форма профессиональной адаптации молодых педагогов, которая способствует повышению их профессиональной компетентности, а также закреплению педагогических кадров в образовательном учреждении.

Работа наставника направлена на формирование профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых специалистов посредством оказания им планомерной помощи с учетом их потребностей и личностных качеств [1].

Профессиональное становление педагога в первые годы его профессиональной деятельности представляет собой непрерывный процесс взаимодействия, между: молодым педагогом и куратором, молодым педагогом и специалистами образовательной организации (методистом, социальным педагогом и психологом) и т.д. [2].

Наибольшие трудности молодые педагоги испытывают в процессе адаптации и выработке собственной системы преподавания, данная адаптация заключает в себе двухэтапное развитие профессиональной деятельности: предварительная стадия (1 год работы) и стадия вхождения в профессию (2-3 года работы).

Что касается образовательной организации среднего профессионального образования, то в данной организации создается определенная структура управления реализацией проекта-наставничества, в которой осуществляет свою деятельность:

Наставник – консультант – это опытный педагог, с большим багажом профессиональных достижений, занимающийся общественной работой. Наставник - консультант проводит систематическую работу с группой молодых специалистов по педагогической тематике, а также создает все необходимые условия для того, чтобы молодой педагог сам понял, что ему надо делать, чтобы он сам смог определить способы и этапы достижения намеченной цели, а также выбрал для себя наиболее целесообразный способ действия [2].

Наставник – предметник – квалифицированный специалист того же предметного направления, что и молодой педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую помощь.

Основной целью работы наставника является: адаптация молодого педагога и развитие индивидуальности - способной успешно и на высоком профессиональном уровне решать педагогические задачи, а также обладать определенными качествами, соответствующими требованиям российского образования [3].

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи, наставник должен:

  • демонстрировать свой собственный положительный пример в поиске научных знаний;
  • развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
  • формировать приемы педагогического контроля и самоконтроля для молодого педагога;
  • нацеливать начинающего педагога на творчество в своей педагогической деятельности;
  • прививать молодому педагогу интерес к педагогической деятельности;
  • динамизировать процесс профессионального становления педагога, в том числе развить самостоятельность и качественность в выполнение возложенных на молодого педагога должностных обязанностей по занимаемой должности [2].

Организационная работа наставника реализовывается в несколько этапов:

  1. Адаптационный - наставник устанавливает свод обязанностей и полномочий молодого педагога, осуществляет диагностику профессиональных затруднений, находит определенные пробелы в его умениях и навыках, затем придумывает программу адаптации.
  2. Основной (проектировочный) - наставник подготавливает и приводит в исполнение программу адаптации, проводит корректировку профессиональных умений молодого специалиста, предоставляет помощь в совершенствовании его собственной программы.
  3. Контрольно-оценочный - наставник анализирует уровень профессиональной компетентности молодого специалиста, выявляет стадию его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей [2].

По ходу организационной деятельности наставника определяются следующие принципы формирования системы наставничества:

  • добровольность и целеустремлённость работы наставника;
  • морально-психологический контакт наставника и подопечного;
  • личный положительный пример наставника;
  • доброжелательность и взаимное уважение;
  • направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого педагога.

Выбор формы работы наставников начинается с вводной беседы, где молодой педагог рассказывает о своих трудностях и проблемах. Затем определяется совместная деятельность начинающего педагога с наставником по программе. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было результативным, наставнику необходимо помнить о межличностной коммуникации, а также наставник должен иметь хорошую выдержку и быть целеустремленным [4].

Для адаптации молодого специалиста применяются самые эффективные формы наставничества: анализ ситуаций, развивающая деловая коммуникация, личное лидерство, способность в принятии решений и формулирование аргументированных мыслей.

В процессе осуществления наставничества выполняются следующие функции, наставник:

  • определяет методику обучения молодого педагога, разрабатывает совместно с педагогом план его профессионально становления;
  • мобилизует молодого педагога к изучению различного рода учебно- методической документации и разработке планов-занятий;
  • учит составлять календарно-тематические планы и другие учебно- методические документы по предмету;
  • знакомит с нормативной документацией по организации учебно- воспитательной программы;
  • посещает занятия, внеклассные мероприятия молодого педагога и проводит их анализ [3].

Результаты работы молодого педагога ежегодно фиксируются в отчете, в котором молодой специалист отмечает виды проделанной им работы. Наставник же в свою очередь дает краткое описание итогов, прописывает все необходимые рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагога, также он проводит беседу со своим подопечным о

его достижениях с целью усовершенствования индивидуальных и профессиональных качеств [3].

Процесс адаптации молодого педагога к педагогической деятельности можно считать завершенным, если:

  • педагог усвоил и овладел всеми необходимыми теоретическими знаниями, и практическими навыками организации учебного процесса;
  • проведение занятий стало привычным и данный процесс не вызывает чувства страха, неуверенности;
  • рейтинг результатов качества обучения стабильный.

По окончании адаптационного периода формируется заключение, которое определяет степень адаптации молодого специалиста к образовательной деятельности [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что наставничество - это форма профессиональной адаптации молодых педагогов, которая способствует повышению их профессиональной компетентности, а также закреплению педагогических кадров в образовательном учреждении.

Наибольшие трудности молодые педагоги испытывают в процессе адаптации и выработке собственной системы преподавания, поэтому в образовательных организациях пропагандируется такая форма как наставничество.

Основной целью работы наставника является: адаптация молодого педагога и развитие его индивидуальности. А направлением наставничества является: формирование профессиональной и индивидуальной творческой деятельности молодых специалистов посредством оказания им планомерной помощи с учетом их потребностей и личностных качеств.

Список литературы

 

  1. Вершловский, С. Г. Учитель-методист - наставник стажера: кн. для учителя / С. Г. Вершловский. - М. : Просвещение, 2015. – 141 с.
  2. Лапшова, А. В., Сундеева, М. О., Татаренко, М. А. Адаптация педагогов в системе профессионально-педагогического образования / А. В. Лапшова, М. О. Сундеева, М. А. Татаренко // Проблемы современного педагогического образования. – Международный студенческий научный вестник, 2017. – №57. – С. 195-201.
  3. Щербакова, Т. Н., Щербакова, Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова // Теория и практика образования в современном мире. – СПб.: Свое издательство, – С. 18-22.
  4. Редлих, С. М. Адаптация начинающих педагогов. Профессиональные проблемы образования: концепции и подходы: учебное пособие / С. М. Редлих. – М.: «Академия», 2018. – 157 с.
Ещё