Методика развития критического мышления на уроках английского языка в начальной школе
Автор: Авазова Муштари Алишеровна
Ташкентский международный университет Кимё
Аннотация
В статье дано описание использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка в начальной школе. В статье представлены примеры эффективных приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Рассмотрены положительные стороны данной технологии и обозначены затруднения в использовании технологии развития критического мышления.
Ключевые слова: критическое мышление, стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии, прием, групповая работа, технология.
Актуальность темы заключается в том, что одна из современных технологий в сфере образования — это технология развития критического мышления. Она вызывает интерес к себе тем, что критическое мышление развивает интеллектуальные способности учащихся, а также направляет к самостоятельному обучению. Технология сформировалась в конце 80-х годов XX века в США. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка, Л. С. Выготского о проблемах обучения и умственного его развития, К. Поппера об основах формирования и развития критического мышления и др.
Творческое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает самостоятельность и индивидуальность работы с информацией, формирует умение к анализированию и заключению самостоятельных выводов, развивает диалогическую культуру человека.
Критическое мышление – процесс сопоставления информации, полученной из внешних источников, с имеющимися у человека знаниями; возможность выработки решения, которое можно принять, дополнить или отвергнуть.
Критическое мышление учит активно действовать, находить всевозможные варианты решения поставленных задач самыми разнообразными действиями. Данная технология предполагает прохождение нескольких этапов – вызова, осмысления и рефлексии.
Задачами этапа вызова являются овладение навыками общения, активное участие каждого обучаемого в использовании того, что они уже знают по данной теме, активизация и мотивация каждого обучаемого, определение цели рассмотрения темы. Информация, полученная от учащихся на данном этапе, выслушивается, записывается, обсуждается.
На этапе осмысления происходит поддержание интереса и активности, созданных на предыдущем этапе, поддержание усилий обучаемых по отслеживанию и описанию собственного понимания, создание условий для активного восприятия новой информации и ее систематизации. Ученики непосредственно и индивидуально знакомятся с новой информацией (текстом, лекцией, фильмом, материалом учебника).
На этапе рефлексии происходит возвращение к предыдущим представлениям и их активная перестройка с включением новых понятий, закрепление полученных знаний и формирование долговременного знания, творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации. В ходе работы по данной системе учащиеся начинают обладать различными способами интегрирования информации, у них появляется собственное мнение на те или иные аспекты, они учатся строить умозаключения и логические цепочки, появляется способность выражать свои мысли четко, ясно и уверенно.
Развитие критического мышления на уроках английского языка − инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт.
Для каждой из стадий урока целесообразно примененные различных методических приемов. Рассмотрим некоторые приемы, чаще всего используемые на уроках английского языка в начальной школе.
- Кластер.
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами.
Технология составления:
- В центре кластера - основная тема, выраженная ключевым словом.
- Вокруг основной темы записываются и соединяются линиями слова, словосочетания, раскрывающие и конкретизирующие эту тему.
- Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
- Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
В качестве примера приведу работу над составлением кластеров при изучении темы «Animals». В самом начале работы, используя прием «Мозговой штурм», обучающиеся вспоминают все известные слова и словосочетания по данной теме. Затем проводится групповая работа, у каждой группы разные задания, в ходе которой обучающиеся записывают виды животных, на какие группы делятся, места обитания, чем питаются выбранная категория животных. Итоги групповой работы выслушиваются, обсуждаются, вносятся поправки, дополнения и предложения. В дальнейшем все это оформляется в виде кластера, который используется на уроках как опорная схема для составления сообщения, создания презентации.
Применение кластера обладает следующими достоинствами:
- учащиеся успешно работают с большим объемом информации;
- они активны, мотивированы, им интересно;
- учащиеся не боятся высказывать свои мысли, суждения.
Учащиеся, работая по составлению кластера, учатся ставить вопросы, находить главное, видеть причинно-следственные связи и строить умозаключения; сравнивать и анализировать; делать выводы.
Прием кластера учит учащихся систематизировать, обобщать как учебный материал, так и свои оценочные суждения, дает возможность высказывать свое мнение, получать новые знания, перерабатывать полученную информацию.
- Загадки
Данный приём очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения языка. Он способствует развитию слуховой и зрительной памяти у учащихся. Сначала загадку загадывает учитель, затем учащиеся составляют свои загадки.
Например, загадка, которую можно использовать на уроке в 4 классе по теме “Wild and domestic animals”:
I live on a farm.
I am pink.
I have a little tail.
My nose is called a snout.
And I say “Oink, oink”.
I am …. (PIG)
As red as fire,
With a fuzzy tale.
He likes long walks.
It is … (A FOX.)
- «Логические цепочки» – игра «Снежный ком».
Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Эту игру любят дети всех возрастов, не задумываясь о том, что она очень активизирует их знания. Ее можно проводить при изучении любой темы, так как изучение любой новой темы предполагает вызов из памяти детей уже имеющихся знаний.
Соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары. Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:
- Red, white, blue – a) Where have you been?
- Yellow, grey, green – b) To London down and back.
- Purple, orange, black – c) How do you do?
- Синквейн.
Синквейн от французского слова «cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Этот метод позволяет представить свою мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Как показывает опыт, синквейн может быть полезен в качестве:
1) инструмента для запоминания сложной информации;
2) способа оценки понятийного словаря учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Синквейн как прием постановки темы урока. В начале урока на доске представлен синквейн с пропущенной первой строкой, и по содержанию других четырех строк учащиеся пытаются сформулировать тему синквейна.
Пример использования по теме «Animals»:
1) A cow
2) Black and white
3) Walks, stands. eats
4) Gives milk
5) The Milky Way.
Синквейн как обобщение работы по тексту.
Наиболее эффективна на данном этапе групповая работа. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии итоговый синквейн используется как план для пересказа текста по теме.
Синквейн как способ проверки домашнего задания.
Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие - составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
Синквейн как закрепление вновь изученной лексики.
Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
Таким образом, синквейн - приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста.
Большое разнообразие приёмов и стратегий даёт нам возможность сделать уроки более яркими и запоминающимися.
Таким образом можно сделать вывод о том, что технология развития критического мышления реализует принцип гуманизации и сотрудничества, способствует вовлеченности учеников в учебный процесс, активирует творческое мышление, повышает интерес к урокам, формирует коммуникативные навыки общения в классе, способствует развитию в классе групповой сплоченности. Технология критического мышления используется на уроках иностранного языка и позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
ЛИТЕРАТУРА
- Анисимова А.А. Использование игровой технологии как средства билингвального обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – № 3.
- Халперн Д. Психология критического мышления / Перевод с англ. / Д. Халперн. — М.: Питер, 2000.
- Лаврищева М.Ю. Методическая разработка по формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 4.
- З.Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев С.И. Заир-Бек.-Спб.:Издательство «Альянс», 2003.
- Ильясов И.И. Критическое мышление: организация процесса обучения / И.И.Ильясов// директор школы-1999
Электронные ресурсы:
https://cyberleninka.ru
https://elibrary.ru
www.bilim.uz
www.pedagog.uz