Бекирова М.И., преподаватель
Иващенко А.А., студентка 4 курса
Кафедра специального (дефектологического) образования
Профиль: Логопедия
ГБОУВУ « Крымский инженерно-педагогический
университет им. Февзи Якубова
г. Симферополь, Республика Крым
Коррекция оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе предметно-практической деятельности.
Correction of optical dysgraphy in younger schoolchildren with general speech underdevelopment in the process of subject-practical activity.
Аннотация: В этой статье мы рассмотрим принципы и методы коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи, основанные на предметно-практической деятельности. Мы рассмотрим примеры практических упражнений и игр, которые можно использовать в процессе занятий с такими детьми, а также поделимся рекомендациями для педагогов и родителей.
Ключевые слова: оптическая дисграфия, предметно-практическая деятельность, младшие школьники, методы, коррекция, компьютерные программы.
Annotation: In this article, we will consider the principles and methods of correction of optical dysgraphy in younger schoolchildren with general speech underdevelopment, based on subject-practical activities. We will look at examples of practical exercises and games that can be used in the course of classes with such children, as well as share recommendations for teachers and parents.
Key words: optical dysgraphy, subject-practical activity, primary school students, methods, correction, computer programs.
Оптическая дисграфия - это одна из самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники с общим недоразвитием речи. Эта патология выражается в трудностях при письме и чтении текста, что может серьезно затруднять усвоение учебного материала и развитие речевых навыков. Однако, современные методы коррекции оптической дисграфии, основанные на предметно-практической деятельности, предлагают эффективный подход к преодолению этой проблемы.
Предметно-практическая деятельность включает использование конкретных объектов и предметов для обучения и развития ребенка. В случае коррекции оптической дисграфии, такая методика позволяет создать условия для активной работы руки и глаза при выполнении письменных заданий. Например, использование разных материалов (пластилин, песок) для тренировки fine motor skills может помочь улучшить координацию движений руки и повысить точность письма.
Оптическая дисграфия у младших школьников: проблемы и причины
Оптическая дисграфия является одной из наиболее распространенных проблем, с которыми сталкиваются младшие школьники с общим недоразвитием речи. Это состояние характеризуется трудностями в правильном написании букв и слов, а также в формировании четкого почерка.
Причинами возникновения оптической дисграфии у детей могут быть различные факторы. Один из них - несформированность или нарушение работы мелкой моторики рук, что приводит к затруднениям при выполнении письменных упражнений. Также важную роль играют психоэмоциональные факторы: стресс, тревожность или низкая самооценка могут оказывать отрицательное влияние на процесс написания.
Другая причина оптической дисграфии связана с недостаточным развитием зрительного восприятия и координации глаз-рука. Дети с этим типом дисграфии часто испытывают трудности с ориентацией на листе бумаги, не умеют правильно располагать буквы в пространстве и поддерживать равномерную интенсивность нажима на ручку. Понимание этих причин является важным шагом в коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Роль предметно-практической деятельности в коррекции оптической дисграфии.
Предметно-практическая деятельность играет важную роль в коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи. Этот подход основан на использовании различных предметов и материалов для развития мелкой моторики, координации движений и визуально-моторной интеграции.
В рамках предметно-практической деятельности детям предлагаются задания, которые требуют активного использования рук и глаз. Например, они могут раскрашивать картинки, вырезать из бумаги фигуры, собирать пазлы или лепить из пластилина. Все эти упражнения способствуют развитию мышц рук и пальцев, а также тренировке глазной координации.
Особое внимание при предметно-практической деятельности уделяется направленности движений руки при письме. Для этого используются специальные задания, направленные на формирование правильной постановки кистей и переноса навыков письма на бумагу. Кроме того, предметно-практическая деятельность способствует развитию визуально-моторной интеграции
Анализ эффективности методов коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Для младших школьников с общим недоразвитием речи, страдающих от оптической дисграфии, коррекционные методы играют важную роль в улучшении их письменной деятельности. В данном подразделе будет проведен анализ эффективности различных методов коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Одним из наиболее распространенных методов является предметно-практическая деятельность. Этот подход позволяет привлечь внимание ребенка к письму через выполнение заданий, связанных с его интересами и хобби. Например, использование игровых материалов или конструкторов для создания слов или фраз может помочь ребенку лучше запоминать буквы и правильно составлять слова.
Другим эффективным методом коррекции оптической дисграфии является использование компьютерных программ и приложений. Специальные программы могут предложить различные упражнения для тренировки письма, а также исправление ошибок и грамматических ошибок в режиме реального времени. Это помогает младшим школьникам получить обратную связь и сосредоточиться на улучшении своих навыков письма
Развитие речи и графомоторики через предметно-практическую деятельность.
Предметно-практическая деятельность является эффективным методом развития речи и графомоторики у младших школьников с общим недоразвитием речи. В процессе такой деятельности дети выполняют задания, связанные с предметами и практическими действиями, что способствует развитию не только когнитивных функций, но и речевых и моторных навыков.
Коррекция оптической дисграфии – одна из важных задач при работе с такими детьми. Оптическая дисграфия характеризуется нарушениями в написании букв и слов, что затрудняет усвоение материала в школе. Предметно-практическая деятельность позволяет систематически и целенаправленно работать над коррекцией этого нарушения.
В ходе предметно-практической работы используются различные упражнения: игры с буквами и словами, составление предложений по картинке или по слуху, письменные задания с использованием конкретных объектов. Это помогает детям развивать навыки правильного написания, улучшает внимание и память, а также способствует формированию связи между зрительным восприятием и моторикой руки.
Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции оптической дисграфии у младших школьников.
Оптическая дисграфия является серьезной проблемой, с которой сталкиваются многие младшие школьники с общим недоразвитием речи. Она проявляется в трудностях при написании и чтении, а также в нечетком почерке и ошибочном расстановке букв. Для коррекции оптической дисграфии у детей важно проводить предметно-практическую деятельность, которая помогает развивать и улучшать графические навыки.
Для педагогов и родителей есть несколько рекомендаций, которые можно использовать для коррекции оптической дисграфии у младших школьников. Во-первых, следует создать комфортные условия для работы ребенка: хорошее освещение, правильное положение тела за столом и удобная поза при письме.
Во-вторых, нужно использовать специальные методики обучения письму. Это может быть использование моделей букв или специальных карандашей с большим диаметром для тренировки правильного хвата. Также полезно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Кроме того, важно обращать внимание на правильное написание букв и слов при выполнении заданий. Ребенку следует объяснять и показывать, как правильно расставлять буквы и как не смешивать их.
Библиографический список:
- Аманатова М.М. Справочник школьного логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 318с.
- Аристова Т.А. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПб.: КАРО, 2007. – 208 с.
- Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. – М.: Изд. Секачев Сфера, 2008. – 48 с.
- Ахутина Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики / Под ред. Храковской М.Г. - СПб.: Изд. Акционер и К., 2004. – 246 с.
- Баранок О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией// Логопед. – 2009.- №8. – с. 108-116.
- Брагинский В.А. Почему не каждому даётся грамота?// Начальная школа. – 2005. - № 4. – с. 20 – 22.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у учащихся в начальной школе. – М.: Владос, 1961. – 201 с.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей// Логопедия сегодня. – 2008. - №4. – с. 83-86.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 2003. – 336 с.
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: «ГНОМ и Д», 2006. – 88 с.