Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

 Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр.

Григорчук А.Н., Бекирова М.И.

 Formation of the vocabulary of preschool children with level III SEN through didactic games.

Grigorshyk A.N., Bekirova M. I.

Аннотация: Статья посвящена изучению формирования словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр. Что такое ОНР III уровня и как оно проявляется? Почему важно формировать словарный запас ребенка с ОНР? Как дидактические игры влияют на формирование словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня? В данной статье представлены дидактические игры и упражнения, направленные на формирование словарного запаса ребенка с ОНР III уровня.

Annotation: The article is devoted to the study of the formation of the vocabulary of preschool children with level III SEN through didactic games. What is level III OHP and how does it manifest itself? Why is it important to form the vocabulary of a child with ODD? How do didactic games influence the formation of vocabulary in preschool children with level III SEN? This article presents didactic games and exercises aimed at developing the vocabulary of a child with level III SEN.

 

Ключевые слова: дидактическая игра, ОНР, словарный запас, дошкольник.

Keywords: didactic game, OHP, vocabulary, preschooler.

 

Общее недоразвитие речи III уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся сложных лексических и грамматических единиц.

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня испытывают значительные трудности в овладении словарем, в том числе в условиях специального образования. Анализ научных исследований показывает, что дошкольникам с общим недоразвитием речи овладение лексикой представляет особую сложность. Дети с общим недоразвитием речи III уровня не имеют большого словарного запаса, у них наблюдается большой разрыв между активным и пассивным объемом словаря, словоупотребление неточное, часты ошибки в словах, семантические поля не сформированы, оперирование словарным запасом затруднено. Поэтому увеличение словарного запаса является одной из основных задач коррекционной работы с детьми данной категории. Следовательно, эти дети нуждаются в дальнейшей стимуляции словарного запаса. Этот факт подтверждает актуальность данного исследования.

Одним из наиболее эффективных средств формирования словарного запаса детей с общим недоразвитием речи является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, включающая конкретные слова, которые необходимо усвоить детям. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами (игрушками, природными материалами), настольные игры, печатные игры и речевые игры-упражнения.

Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста осуществляется логопедами, но важным условием здесь является выбор эффективных форм и методов обучения, причем эти формы и методы должны быть адекватными. Традиционным методом обучения являются дидактические игры, но при этом необходим творческий подход. [1].

Дидактическая игра определяет функции речи, средства общения и функции речи. С их помощью решаются задачи, связанные с развитием речи. С помощью дидактических игр укрепляется и уточняется словарный запас, дошкольники упражняются в составлении связных высказываний, развивают излагательную речь. Дидактические игры со словарем способствуют развитию видовых и общих понятий, усвоению слов с общим значением. В таких играх создаются ситуации, в которых дети используют ранее приобретенные фонетические знания и демонстрируют их в речевых и игровых действиях. [3].

Е.С. Слепович отмечает, что словесные игры, являясь разновидностью дидактической игры, могут пополнять и активизировать словарный запас детей и направлены на развитие речи дошкольников. Такие игры не только решают мыслительные задачи, но и изменяют как речевую, так и познавательную деятельность детей. Для решения подобных задач рекомендуются такие приемы, как описание предметов и их изображений, описание с помощью образного мышления и памяти. Эффективным может быть обдумывание и разгадывание загадок. [3].

Исследователь Т.А.Ткаченко утверждает, что активизировать и пополнять словарный запас можно в различных ситуациях. Учителя находятся рядом с детьми в разнообразных повседневных делах, таких как одевание и раздевание, подготовка ко сну, умывание, закаливание, занятия, прогулки.[4].

Дидактические игры выступают в качестве средства, которое способствует уточнению имеющихся у детей представлений о предметах и явлениях, обогащению словарного запаса.

К примеру, дидактические игры с игрушками и предметами, которые используются на занятиях: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» закрепляют знания дошкольников о названиях предметов одежды, столовой посуды, игрушек, способствуют активизации речи. Игра «Новая кукла» учит ребят правильно называть предметы мебели в группе, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь.

Настольно-печатные игры, например: «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах.

С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). В процессе манипуляции с игрушками дети учатся произносить то, что делают сами и то, что происходит, например, с куклой: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой, я укладываю куклу спать, я кормлю куклу, надеваю кукле платье и т.п..

В таких играх как: «Больше-меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети научаются выделять особенности предметов, их признаки и качества, происходит закрепление знаний о цвете и величине, пополняют свой словарный запас прилагательными [1].

С помощью игры «Чей хвост, чья голова?» решаются следующие словарные задачи: изучаются и закрепляется названия диких и домашних животных, птиц, дошкольники упражняются в образовании качественных и притяжательных прилагательных: длинный, короткий, пушистый, лисий, волчий и т.д., в умении использовать цвета и оттенки.

Особенностью детей с ОНР является отсутствие конкретных временных представлений. Наблюдается путаница в названиях месяцев, в их последовательности, нет понимания частей суток: день, ночь, утро, вечер и тд. Для закрепление таких понятий в словаре дошкольника можно использовать игру «Когда это бывает?». Игровую ситуацию создает вопрос-загадка «Кто узнает, когда это бывает?».

Для формирования представлений о части суток используются игры: «Кто работает рано утром?», «Кто работает днем?», «Кто работает ночью?».

Игра «Было-будет» способствует уточнению представлений о прошлом, настоящем и будущем. Педагог предлагает дошкольникам послушать коротки стихотворения и отгадать было то, что описывается

в стихах было это или будет, с помощью данной игры дети упражняются в употреблении глаголов. Можно усложнить игру, предложив детям самостоятельно придумывать загадки и загадывать их друг другу. Дети очень любознательны, наблюдательны, пытливы, интересуются новым и необычным.

К играм, которые направлены на нахождение нужного слова относятся: «Что вам нужно?», «Дополните предложение», «Скажи по-другому». Целью данных игр является формирование навыка подбора слов, близких по значению, образованию однокоренных слов.

Важным аспектом использования дидактических игр является регулярность и постоянство. Необходимо проводить игры регулярно и повторять материал, чтобы закрепить новые слова и понятия.
Таким образом, использование дидактических игр является эффективным методом формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста с обобщим недоразвитием речи III уровня. Регулярные игры с коммуникативным контекстом помогут развивать словарь, память и коммуникативные навыки у детей.

Библиографический список:

1.Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – М.:Центр, 2006. –144 с.

2.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

3.Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Столица, 2007. –273 с.

4.Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников.– М: Академия, 2008. – 256 с.

Ещё