«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДЕТЕЙ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Беляева Алёна Павловна
Студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Хабарова Людмила Павловна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Формирование представлений о родном городе – одна из ключевых задач процесса формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. С младшего возраста в ходе этого процесса у ребенка формируются первые представления об окружающем мире, о природе, людях родного края, и делается это в первую очередь через знакомство с традициями того города, где он живет. Содержанием такой работы могут быть местные исторические, культурные, национальные, географические и природные особенности региона. Приобретение знаний о родном городе и формирование у ребенка чувства Родины – комплексный педагогический процесс, предполагающий взаимодействие воспитателей и детей в ходе использования различных методов обучения. Но только через непосредственное включение ребенка в культуру родного города в процессе такой работы возможно максимально полное раскрытие личности ребенка непосредственно в культуре и традициях своего народа.
Ключевые слова: город, формирование, проектная деятельность.
Актуальность. Основной процент информации об окружающем мире человек получается при помощи зрения. Осуществление всех движений и предметно-практических действий ребёнок контролирует при помощи зрения. Глубокое поражение зрения или же полная слепота значительно ограничивают чувственное познание и накладывают отпечаток на развитие ребёнка, так как они осложняют формирование реальных представлений об окружающем мире.
У детей с нозологией нарушения зрения плохо развита моторика пальцев и кистей рук, а также отмечается низкий уровень осязательной чувствительности, потому что такие дети не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации и полностью полагаются на визуальную ориентировку. [1, с.6]
Многие исследования говорят о том, что у детей, с проблемами зрения, сензитивная чувствительность к познанию окружающего мира снижена. Снижение остроты зрения, его монокулярный характер, а также нарушение двигательных функций глаз осложняют процесс познания окружающей действительности, что приводит к обеднению зрительных впечатлений, к их фрагментарности и неустойчивости образов. Решение данной проблемы возможно при условии целенаправленной коррекционной работы, в которой важное место занимает решение задач развития компенсаторных процессов. [1, с.7]
В дошкольных организациях работа с детьми по формированию представлений о родном городе, основ патриотического воспитания, уважения к малой Родине и ее ценностям начинается с младшего дошкольного возраста. Это регулярная целенаправленная педагогическая работа по формированию духовно-нравственных устоев личности воспитанника, патриотического сознания, патриотизма, любви к родному городу, малой Родине в целом, уважения к ее символам, памятным местам и людям. [2, с.67]
Результатом формирования у детей дошкольного возраста представлений о родном городе становится патриотизм ребёнка – духовно-нравственный концепт, который может быть определен как нравственное, политическое, общественное чувство, цель которого – воспитать любовь и преданность Родине, гордость за свое прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Отечества. [3, с.73]
В период дошкольного возраста эффективнее развивать возможности личности. Период детства является решающим периодом для становления гражданственности, духовности, нравственности.
Поэтому, особое внимание в период дошкольного детства следует уделить развитию представлений о родном городе (Т.А. Березина, Д.Н. Дубинин, С.Г. Назаров и др.), которые в будущем станут основой для разработки традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма. [2, с.85].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задача формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста не представлена, но в образовательной области «Познавательное развитие» указывается формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве [6, п. 2.6].
Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова рассматривают развитие представлений о родном городе у детей дошкольного возраста как одно из решений проблемы формирования патриотических чувств. Л.E. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа через ознакомление с малой Родиной. Вопросы краеведческой направленности ознакомления дошкольников с особенностями региона, в том числе и к родному городу, рассматриваются и нашли отражение в работах А.Н. Фроловой, И.А. Паничева, Н.Г. Волобуевой, И.В. Кашко, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой, Г.В. Гончарук, С.В. Медведевой, В.В. Чернявской, И.В. Коробовой и других.
В современной теории дошкольного воспитания отсутствуют научно разработанные методики формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста.
Цель исследования – выявить эффективность формирования представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения посредством проектной деятельности.
Задачи:
- Изучить и проанализировать теоретический материал по проблеме формирования представлений о родном городе посредством проектной деятельности среди детей пяти-шести лет с нарушением зрения.
- Выявить уровень представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения.
- Разработать и апробировать систему работы проектной деятельности, направленной на формирование представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения.
- Определить эффективность и выявить результаты проведенной работы.
Объект: процесс формирования представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения.
Предмет: проектная деятельность как средство формирования представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения посредством проектной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения посредством проектной деятельности будет осуществляться эффективно при следующих условиях:
1) подобрать разные виды деятельности доступные для усвоения среди детей с нарушением зрения;
2) работа в рамках проектной деятельности будет осуществляться систематически и последовательно;
3) содержание методов и приемов, используемых на занятиях и в различных видах деятельности, будет учитывать особенности детей с нарушением зрения;
4) будет организована работа с родителями и сотрудниками ДОО.
Цель констатирующего этапа – выявить исходный уровень сформированности представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения, а также условий, созданных в ДОО по данной проблеме.
На основе программных задач по старшей группе нами была взята диагностическая беседа «Знакомство с ближайшим окружением и родным городом» (авторы Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова), которая позволила выявить уровень развития представлений о родном городе у детей 5-6 лет с нарушением зрения. [4, с.9]
В диагностику вошли задания по 2 направлениям:
- название города и улиц;
- герб города, выдающиеся люди и достопримечательности города.
Задание 1. «Название города, в котором живёт ребёнок».
Цель: выявить знания название города.
Задание 2. «Происхождение названия города»
Цель: выявить знания о значении названия города.
Задание 3. «Название жителей города».
Цель: выявить знания о том, как называют жителей родного города.
Задание 4. «Домашний адрес».
Цель: выявить знания ребенка домашнего адреса.
Задание 5. «Назови улицы своего города».
Цель: выявить знания названий улиц своего города.
Задание 6. «Отношение к городу».
Цель: выявить представления о родном городе.
Задание 7. «Городская символика».
Цель: выявить знания о символике родного города.
Задание 8. «Выдающиеся земляки».
Цель: выявить знания о знаменитых людях родного города.
Задание 9. «Достопримечательности города».
Цель: выявить знания о достопримечательностях родного города.
Характеристика уровней:
Высокий уровень 27-39 баллов - ребёнок знает название города (посёлка), в котором живёт, почему он так называется, а также как называют его жителей. Имеет представление о том, как выглядит городская символика, что она означает. Знает названия улиц ближайшего окружения, свой домашний адрес. Проявляет активный интерес к истории и достопримечательностям родного города (посёлка). Имеет представления о наиболее значимых событиях в истории родного города. Выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их. Может рассказать об 1-3 достопримечательностях. Задаёт вопросы об истории родного города. Знает фамилии, имена и отчества некоторых выдающихся земляков. Имеет представление о том, что каждый житель города должен содействовать его благоустройству.
Средний уровень 14-26 баллов - знает название города (посёлка), в котором живёт, почему он так называется, знает, как называют его жителей. Знает свой домашний адрес, названия улиц ближайшего окружения. Имеет представление о том, как выглядит герб города (выбирает его изображение среди других). С помощью наводящих вопросов педагога может рассказать о достопримечательностях и выдающихся земляках. Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного города. Имеет представление о том, что каждый житель города должен содействовать его благоустройству, помогает взрослым.
Низкий уровень 0-13 баллов - знает название города (посёлка), в котором живёт. Знает свой домашний адрес. Имеет ограниченные представление о том, что каждый житель города должен содействовать его благоустройству. Внимательно слушает рассказы педагога и других детей о достопримечательностях родного города, событиях из его истории, выдающихся земляках.
Результаты исследования
В соответствии с целью и задачами констатирующего исследования была проведена диагностика уровня развития представлений о родном городе у детей пяти-шести лет с нарушением зрения посредством проектной деятельности. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком, результаты фиксировались в индивидуальные протоколы.
Подробно рассмотрим полученные данные по каждому вопросу:
В рамках первого задания «Название города, в котором живёт ребёнок», уверено называют свой город – 78% опрашиваемых, 11% - знают название, но путают с названием страны, требуются наводящие вопросы, ещё 11% не смогли ответить на вопрос.
С выполнением второго задания «Происхождение названия города» у всех опрашиваемых возникли трудности, и заработать баллы при ответе на вопрос не смог никто. Не знают о происхождении названия города - 100% опрашиваемых.
С третьим заданием «Название жителей города» у опрашиваемых также возникли трудности. Заработали 3 балла – уверенно, правильно, сразу ответили на вопрос, лишь 16.67%, не справившихся с заданием, и получивших 0 баллов, оказалось – 83,33%
Четвёртое задание, на знание своего домашнего адреса, также вызвало сложности у опрашиваемых. Большинство заработали 0 баллов, так как ответили, что не знают своего домашнего адреса – 83,33%, лишь 16.67% опрашиваемых, получили 1 балл и ответили на вопрос, при помощи наводящих вопросов.
В рамках пятого задания «Назови улицы своего города» опрашиваемые испытывали затруднения при ответе на вопрос. Только 33.33% смогли заработать 1 балл – называли 1-2 улицы, но не смогли о них ничего рассказать. Остальные 66,67% опрашиваемых получили 0 баллов, так как не смогли назвать названия улиц ближайшего окружения.
С выполнением шестого задания также возникли трудности. Попытались ответить и заработали лишь 1 балл 50% опрашиваемых смогли, потребовались наводящие вопросы, ограничены представления и благоустройстве. Остальные 50% заработали 0 баллов – не ответили на вопрос.
В рамках седьмого задания «Городская символика», 16.67% получили 3 балла - узнают городскую символику, рассказывают о ней и объясняют её значение, 50% получили 2 балла – узнают и уверенно выбирают городскую символику среди изображения символики других городов, но затрудняются что-либо рассказать о ней; 33,33% – не узнают городскую символику и получают 0 баллов.
Восьмое задание «Выдающиеся земляки» также оказалось сложным для респондентов, так как ни один ребёнок не набрал выше 1 балла. Лишь 16,67% набрали 1 балл – выбрали нужные портреты (1-2), ФИО не назвали, не смогли рассказать о них. Остальные 83,33% заработали 0 баллов, так как никого не узнали и никого не назвали.
С заключительным, девятым заданием, «Достопримечательности города» справились 83,33% опрашиваемых и заработали 1 балл – выбирали среди фотографий, рисунков изображения достопримечательностей родного города, но ничего не смогли про них рассказать и лишь 16.67% заработали 0 баллов, так как не знают интересных мест и достопримечательностей родного города.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы, направленной на формирование представлений о родном городе, и стали основой для разработки цикла занятий по представлению о родном городе на формирующем этапе исследования.
Список используемой литературы
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушением зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г.Сыктывкара.
Режим доступа: http://mbdou60.ru/f/aoop_nz.pdf
- Александрова, Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е. Ю. Александрова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.
- Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : конспекты занятий / Н. В. Алешина. – Москва : Сфера, 2008. – 111 с.
- Веракса, Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. – № 2. – С. 45-49.
- Детям о Республике Коми: парциальная образовательная программа дошкольного образования / З. В. Остапова, М. В. Рудецкая, И. Н. Набиуллина, Т. И. Чудова. – Сыктывкар: КРИРО, 2019. – 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 №1155 : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (ред. от 08.11.2022) // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система] : некоммерческая интернет-версия – Москва, 2022. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/