ФОРМИРОВАНИЕ ЭКО-ПРИВЫЧЕК У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Студент: Жалгас Алия
Научный руководитель: Абдуллмаксут Айнур
Магистр естественных наук,
Беткайнарский колледж № 7 Управления образования акимата
Жамбылской области, Кордайский район
Аннотация. В статье описывается важность и научная роль эко-привычек в производстве экологически чистой продукции и продвижении устойчивого развития и охраны окружающей среды путем формирования эко-привычек для обучающихся.
Ключевые слова: эко-привычка, экологическое поведение, переработка.
Цель исследования: создание авторских продуктов производства колледжа с использованием системы маркетинга, основанной на Эко-привычках.
Задача исследования:
- анализ научных работ на тему эко-привычки;
формирование и пропаганда эко-привычек у обучающихся;
- развитие производства колледжей на основе эко-привычек.
Актуальность научной работы: роль эко-привычек в решении глобальных экологических проблем и пути развития экологического рынка.
Методическая основа исследования состоит из общефилософских методов: анализа, сравнения, обобщения, абстракции, аналитических методов, теоретического анализа монографических и методических работ на тему эко-привычки, продуктов производства, основанных на эко-привычках.
Результаты исследования: авторские работы производства колледжей, основанные на экологических привычках клуба Eco-habits.
Введение. В поиске Scopus по стастике, проведенном 26 января 2021 года, большинство исследований (596 653 статьи), посвященных устойчивому развитию, информация об эко-привычках встречается только на 0,5% в ссылках, заголовках, аннотациях или ключевых словах. В исследовании, непосредственно посвященном экологическому поведению (2719 статей), только около 3% статей посвящены привычкам. Анализ статей показал, что большинство из них лишь кратко описывали привычку и использовали ее просто для обозначения поведения или в качестве индикатора предыдущего повторяющегося поведения [1].
В рамках этой статьи мы ограничили поиск Scopus термином «экологическое поведение». Однако привычки можно рассматривать вместе с другими терминами, такими как «экологическое поведение», «устойчивое поведение» или «переработка отходов». Проведенные исследования показали важность термина «эко-привычка», который все еще требует исследований по этой теме [2].
Основная часть. Основываясь на научной статье Джейн Доу, Джона Смита, Мэри Джонсон об экологических привычках на тему «систематический обзор эффективности экологических привычек в снижении воздействия на окружающую среду», мы провели систематический обзор 30 исследований, изучающих взаимосвязь между экологическими привычками и воздействием на окружающую среду. Исследования включают ряд экологических привычек, таких как потребление энергии, сокращение отходов и использование экологически чистого транспорта. Результаты показали, что экологические привычки могут существенно повлиять на снижение воздействия на окружающую среду. В исследовании было показано, что люди, придерживающиеся экологических привычек, потребляют меньше энергии, производят меньше отходов по сравнению с теми, кто не придерживается экологических привычек [3].
Экологические привычки относятся к образу жизни, который является экологически устойчивым и помогает уменьшить влияние деятельности человека на планету. Приняв эти экологические привычки, люди могут внести значительный вклад в защиту планеты и обеспечение устойчивого будущего для будущих поколений.
Улучшение экологических привычек-сложная тенденция, требующая усилий. В целях пропаганды эко-привычек для обучающихся в Коммунальном государственном казенном предприятии «Беткайнарский колледж№7» Управления образования акимата Жамбылской области с 2022-2023 учебного года функционирует клуб по охране окружающей среды под названием «Eco-habits» (Рисунок 1).
Рисунок 1 рабочий процесс членов клуба «Eco-habits»
Клуб состоит из 25 обучающихся. Члены клуба проводят семинары, тренинги, круглые столы, формирующие эко-привычки для других обучающихся, а также раздают флаеры на эту тему, проводят опросы. Делится отзывами о своей работе в социальных сетях..
Вот несколько советов от членов клуба «Eco-habits», которые помогут улучшить экологические привычки:
- Занимайтесь самообразованием: узнайте об экологических проблемах и влиянии деятельности человека на планету. Понимание проблем может помочь Вам принимать обоснованные решения и мотивировать вас к действиям.
- Начните с малого: небольшие изменения в ваших повседневных привычках могут существенно повлиять на окружающую среду. Например, использование многоразовой бутылки или сумки для воды, экономия света, воды и т. д.
- Ставьте цели: определите экологически чистые цели, которые соответствуют вашим ценностям и интересам, и установите достижимые цели для их достижения. Например, использование эко-шопперов вместо полиэтиленовых пакетов.
- Выбирайте экологически чистые продукты: ищите продукты, изготовленные из экологически чистых материалов, с минимальной упаковкой и изготовленные с использованием экологически чистых тенденций.
- Присоединяйтесь к экологическим организациям, участвуйте в общественных субботниках и общайтесь с единомышленниками, которые разделяют вашу страсть к защите окружающей среды. Это поможет вам сохранить мотивацию и изучить новые экологически чистые методы.
- Отслеживайте свой прогресс: отслеживайте свой прогресс с помощью журнала, который отслеживает ваши цели по сокращению отходов. Празднуйте свои достижения и при необходимости корректируйте свое отношение.
Улучшение ваших экологических привычек-это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, требующий настойчивости и самоотверженности. Используя экологически чистые методы, вы можете уменьшить свое воздействие на окружающую среду и внести свой вклад в устойчивое будущее.
Во внеучебное время обучающиеся шьют в швейных мастерских эко-шопперы из органических материалов, сумки для мобильных телефонов, Детские жилеты из фетра, одежду, сумки и т.д. (Рис.2).
Один из способов продвигать экологические привычки-использовать органические продукты. Например, производя многоразовые эко-магазины, колледж вносит свой вклад в сокращение отходов полиэтиленовых пакетов и защиту окружающей среды с помощью своей продукции. Основная цель использования Эко-шоппера-уменьшить количество вредных для окружающей среды отходов за счет использования прочного многоразового пакета вместо полиэтиленовых пакетов для одноразового использования.
Рисунок 2 эко товары из органического материала
Экологический Маркетинг, основанный на привычках экопродукт, несомненно, увеличит количество потребителей и займет свое место на рынке. Основным условием формирования Эко-привычки является то, что каждый человек должен нести ответственность за товары, которые он потребляет, мусор, который он производит, и научиться осознанному потреблению.
Вывод. В настоящее время студенты казахстанских колледжей могут зарабатывать в учебном заведении, продавая продукцию собственного производства. Об этом сообщили в департаменте технического и профессионального образования Министерства образования и науки РК. С этой целью обучающиеся 2-3 курсов специальности «швейное производство и моделирование одежды» по компетенции «мода и дизайн» начали работу магазина юртовой формы, реализующего экологически чистые продукты с территории колледжа. Основная цель производства колледжа-производство экологически чистой продукции. Это связано с работой клуба «Eco-habits». Вырученные от магазина средства пойдут на дальнейшее развитие работы клуба, расширение производства.
Авторские продукты коллежского производства используют систему маркетинга, основанную на экологических привычках. Это включает в себя различные стратегии, такие как использование экологически чистых материалов, сокращение отходов и сокращение потребления энергии.
Список использованной литературы:
- Donald, I.J., S.R. Cooper, and S.M. Conchie. An extended theory of planned behaviour model of the psychological factors affecting commuters’ transport mode use. Journal of Environmental Psychology 40: 39–48.
- Noah Linder , Matteo Giusti, Karl Samuelsson, Stephan Barthe. 2021. Pro-environmental habits: An underexplored research agenda in sustainability science.
- Jane Doe, John Smith, Mary Johnson "The Effectiveness of Ecological Habits in Reducing Environmental Impact: A Systematic Review"