Эффективное управление временем обучающихся: социально-психологические аспекты

Эффективное управление временем обучающихся: социально-психологические аспекты

Аннотация. В данной работе поднимается вопрос того, как как важно эффективное управление временем обучающихся в социально-психологическом аспектом, потому что именно умение эффективно управлять своим личным временем помогает обучающимся не тратить свои ресурсы в пустую.

Ключевые слова: управление временем; тайм-менеджмент; социально-психологические аспекты; метод анкетирования; респонденты; новые знания; временные приоритеты; методы и техники для управления временем; планирование.

Вопросы эффективного управления временем обучающихся являлись предметом изучения ряда авторов, в частности представлена в работе: «Формирование временной компетентности студентов СПО посредством технологии тайм - менеджмента»: [1] исходя из данной работы видно, что были проанализированы:

  • Формирование временной компетентности у студентов СПО с точки зрения философии и психолого-педагогической литературе.
  • Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию временной компетентности.

Из которых видно, что большая часть студентов осведомлены о сущности временной компетенции временем; большая часть студентов-эффективно самоорганизовывают собственное время; большинство студентов хотели бы усовершенствовать свои умения в области тайм-менеджмента.[1]

Оценка рассматриваемого аспекта нашла отражение в работе «Социально-психологические аспекты тайм-менеджмента студентов» [2] в которой сделаны выводы о том, что приоритетом большинства студентов является личная жизнь, т.к. ведущей деятельностью остается общение. А также отрицательным фактором является не умение планировать свое время и расставлять приоритеты, положительным аспектом является их самокритичность. Автор сформулировал следующие рекомендации: - следить за организацией собственной жизни, сохранением здоровья, выполнением режима дня, распределением нагрузок, не распыляться на неважные дела. Необходимо исключить отвлекающие факторы, например - переписку в соц. сетях, просмотр роликов- теряя время и свои резервы. Окружающая обстановка должна способствовать желанию быть активным и успешным:- учитывать собственные особенности - достоинства и недостатки, если вы медлительны, значит заранее позаботиться о выполнении запланированного дела; - вызвать интерес и подойти творчески к занятию, ведь только вы сможете выполнить его по-своему; [1]- представить свое успешное будущее и стремиться к намеченной цели, вообразить успешный финал и ваши ощущения.

В работе «Тайм-менеджмент студентов университета» [3] был сформулирован следующий вывод о том, что: актуальность проблемы определения ценностных ориентиров университетского образования обусловлена социальной ситуацией развития современного общества. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые авторы проводили исследования в области социально-психологических аспектов управления временем студентов немного поверхностно именно поэтому хочется углубиться в исследование и изучить её более подробно.

Для оценки эффективности эффективного управления временем обучающихся было проведено исследование среди обучающихся ДГТУ среди вторых и третьих курсов, в котором приняло участие около 30 студентов.

Исследование проводилось методом анкетирования в период с 1 октября 2023 года по 1 ноября 2023 года.

В психологии анкетирование считается дополнительным методом для изучения психологическо-коммуникативных аспектов информации опрашиваемых респондентов, их личных взглядов и мнений. Данный метод обладает высокой оперативностью получения информации. [4]

Как показало проведённое исследование:  большинство студентов тратят на выполнение домашнего задания около от 2х до 5ти часов в день, это занимает 52,9% от всей диаграммы; 29,4% выполняют домашнее задание от 1 до 2х часов в день; лишь 17,6% выполняют домашнее задание до 1 часа.
Касаемо личностных приоритетов, что важнее для респондентов опрос выявил, что 23,5% опрошенных ставят в приоритет личную жизнь, для 47,1% важнее развлечения и только лишь 29,4% опрошенных ставят в приоритет  учёбу.

Рисунок 1. Сравнение временных приоритетов студентов.

На вопрос: «Нравится ли вам получать новые знания?» респонденты 82,4% ответили: «безусловно да», 17,6% опрошенных сообщили, что они нейтрально относятся к новым знаниям, и лишь 1% ответил «Нет»
Насчёт совмещения работы с учёбой респонденты 76,5 ответили, что не совмещают учёбу с работой, а 23,5% - совмещают.

Можно сделать вывод о том, что респондентам стоит уделять большее внимание на подготовку домашнего задания, научиться правильно расставлять приоритеты с ориентацией на учёбу и новые знания.

Из рисунка 2 «Сравнение временных приоритетов студентов» видно, что: среди учебной недели большинство студентов 70,6% успевают уделять время себе и своей семье, а 29,4% не успевают; 76,5% респондентов выполняют домашнее задание на выходных, а 23,5% просто отдыхают от учёбы в свои выходные, так же выяснилось, что приходя сразу после учёбы 70,6% обучающихся сразу выполняют домашнее задание, 29,4% откладывают выполнение уроков на потом.

Рисунок 2. Сравнение временных приоритетов студентов
Рисунок 2. Сравнение временных приоритетов студентов

Рисунок 2. Сравнение временных приоритетов студентов

Можно отметить, что респондентам стоило бы выполнять домашнее задание на выходных-когда для этого достаточно времени, но не забывать учить какую-либо часть после учебных занятий и не затягивать с этим надолго.

Таким образом анализируя данные двух представленных рисунков, можно сделать вывод о том, что обучающимся необходимо научиться правильно планировать своё время и рационально использовать ресурсы, уметь расставлять личные приоритеты.

Для эффективного планирования и управления временем необходимо понять, что планирование временем это есть тайм-менеджмент – это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и
экономить ресурсы.[5]

Таким образом, мы можем дать рекомендации для обучающихся, сформировав таблицу: «Планирование временем обучающихся»

 

 

Необходимые ресурсы Постановка целей Распределение времени Анализ приоритетов по важности Составление готового списка дел
Действия Необходимо определить цели своей деятельности Подумать и решить сколько времени можно потратить на тот или иной пункт Расставить дела в списке по важности подкрепляя аргументами По итогу должен получиться список, который поможет правильно распределить ресурсы и время
Пример Написать список:
Я хочу, чтобы у меня дома было чисто, были сделаны уроки, ещё я бы хотел погулять, надо бы увидеться с родными. И успеть бы это всё сделать к ужину
Убраться: 1 час
Выучить уроки: 2 часа
Погулять: 1 час
Съездить к родным: 2 часа
Приготовить еду: 40 минут
1. Выучить уроки, так как завтра на учёбу
2. Приготовить еду, так как на ужин нечего есть
3.Убраться в доме, так как вечером хочу посмотреть фильм
4. Пойти гулять и съездить к родным, так как это можно сделать сразу
Мне нужно 6 часов 40 минут для того, чтобы всё успеть к ужину
1.Выучить уроки
2. Приготовить ужин
3. Убраться в доме
4. Погулять и навестить родных

Таблица 1: планирование временем обучающихся.

Для эффективного управления своим временем студентам необходимо научиться качественно планировать своё время, что в последствии приведёт к лучшим результат их действий и приятно удивит их.

Вывод. Таким образом, проанализировав личностные предпочтения управления временем обучающихся были сформулированы следующее выводы:

  • Студентам необходимо научиться планировать своё время и правильно расставлять приоритеты для достижения поставленных целей, именно для этого и была сформулирована таблица 1: «Рекомендации для планирования временем обучающихся»;
  • Научиться следить за организацией своего дня и жизни в целом, соблюдать режим дня, не забывать про личное здоровье. Исключить из своей жизни абстрагирующие от запланированных дел факторы, такие как: пропадание в социальных сетях, просмотр видеороликов тем самым расходуя свои ресурсы и временные резервы;
  • Научиться создавать вокруг себя мотивирующую к действиям обстановку, к примеру: можно представить успешный результат своих планов в будущем, тем самым замотивировав себя;
  • Учитывать индивидуальные и личностные особенности, к примеру: если человек медлителен, то ему стоило бы заранее заботиться о выполнении намеченных дел для скорейшего достижения цели.

 

 

Список цитируемых источников:

  1. Диссертация на тему: «Формирование временной компетентности студентов СПО посредством технологии тайм – менеджмента» из электронного источника: https://infourok.ru/dissertaciya-na-temu-formirovanie-vremennoy-kompetentnosti-studentov-spo-posredstvom-tehnologii-taym-menedzhmenta-3288311.html
  2. Пилиева В.З. «Социально-психологические аспекты тайм-менеджмента студентов» из электронного ресурса: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-taym-menedzhmenta-studentov
  3. «Тайм-менеджмент студентов университета» из электронного источника: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10249/1/3255_20120905.pdf
  4. Электронный ресурс: https://studfile.net/preview/5254610/page:16/
  5. Электронный ресурс: https://trends.rbc.ru/trends/education/606335659a7947a191c4b092

 

Ещё