Эффективное управление временем обучающихся: социально-психологические аспекты
Аннотация. В данной работе поднимается вопрос того, как как важно эффективное управление временем обучающихся в социально-психологическом аспектом, потому что именно умение эффективно управлять своим личным временем помогает обучающимся не тратить свои ресурсы в пустую.
Ключевые слова: управление временем; тайм-менеджмент; социально-психологические аспекты; метод анкетирования; респонденты; новые знания; временные приоритеты; методы и техники для управления временем; планирование.
Вопросы эффективного управления временем обучающихся являлись предметом изучения ряда авторов, в частности представлена в работе: «Формирование временной компетентности студентов СПО посредством технологии тайм - менеджмента»: [1] исходя из данной работы видно, что были проанализированы:
- Формирование временной компетентности у студентов СПО с точки зрения философии и психолого-педагогической литературе.
- Проведена опытно-экспериментальная работа по формированию временной компетентности.
Из которых видно, что большая часть студентов осведомлены о сущности временной компетенции временем; большая часть студентов-эффективно самоорганизовывают собственное время; большинство студентов хотели бы усовершенствовать свои умения в области тайм-менеджмента.[1]
Оценка рассматриваемого аспекта нашла отражение в работе «Социально-психологические аспекты тайм-менеджмента студентов» [2] в которой сделаны выводы о том, что приоритетом большинства студентов является личная жизнь, т.к. ведущей деятельностью остается общение. А также отрицательным фактором является не умение планировать свое время и расставлять приоритеты, положительным аспектом является их самокритичность. Автор сформулировал следующие рекомендации: - следить за организацией собственной жизни, сохранением здоровья, выполнением режима дня, распределением нагрузок, не распыляться на неважные дела. Необходимо исключить отвлекающие факторы, например - переписку в соц. сетях, просмотр роликов- теряя время и свои резервы. Окружающая обстановка должна способствовать желанию быть активным и успешным:- учитывать собственные особенности - достоинства и недостатки, если вы медлительны, значит заранее позаботиться о выполнении запланированного дела; - вызвать интерес и подойти творчески к занятию, ведь только вы сможете выполнить его по-своему; [1]- представить свое успешное будущее и стремиться к намеченной цели, вообразить успешный финал и ваши ощущения.
В работе «Тайм-менеджмент студентов университета» [3] был сформулирован следующий вывод о том, что: актуальность проблемы определения ценностных ориентиров университетского образования обусловлена социальной ситуацией развития современного общества. [3]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рассматриваемые авторы проводили исследования в области социально-психологических аспектов управления временем студентов немного поверхностно именно поэтому хочется углубиться в исследование и изучить её более подробно.
Для оценки эффективности эффективного управления временем обучающихся было проведено исследование среди обучающихся ДГТУ среди вторых и третьих курсов, в котором приняло участие около 30 студентов.
Исследование проводилось методом анкетирования в период с 1 октября 2023 года по 1 ноября 2023 года.
В психологии анкетирование считается дополнительным методом для изучения психологическо-коммуникативных аспектов информации опрашиваемых респондентов, их личных взглядов и мнений. Данный метод обладает высокой оперативностью получения информации. [4]
Как показало проведённое исследование: большинство студентов тратят на выполнение домашнего задания около от 2х до 5ти часов в день, это занимает 52,9% от всей диаграммы; 29,4% выполняют домашнее задание от 1 до 2х часов в день; лишь 17,6% выполняют домашнее задание до 1 часа.
Касаемо личностных приоритетов, что важнее для респондентов опрос выявил, что 23,5% опрошенных ставят в приоритет личную жизнь, для 47,1% важнее развлечения и только лишь 29,4% опрошенных ставят в приоритет учёбу.
Рисунок 1. Сравнение временных приоритетов студентов.
На вопрос: «Нравится ли вам получать новые знания?» респонденты 82,4% ответили: «безусловно да», 17,6% опрошенных сообщили, что они нейтрально относятся к новым знаниям, и лишь 1% ответил «Нет»
Насчёт совмещения работы с учёбой респонденты 76,5 ответили, что не совмещают учёбу с работой, а 23,5% - совмещают.
Можно сделать вывод о том, что респондентам стоит уделять большее внимание на подготовку домашнего задания, научиться правильно расставлять приоритеты с ориентацией на учёбу и новые знания.
Из рисунка 2 «Сравнение временных приоритетов студентов» видно, что: среди учебной недели большинство студентов 70,6% успевают уделять время себе и своей семье, а 29,4% не успевают; 76,5% респондентов выполняют домашнее задание на выходных, а 23,5% просто отдыхают от учёбы в свои выходные, так же выяснилось, что приходя сразу после учёбы 70,6% обучающихся сразу выполняют домашнее задание, 29,4% откладывают выполнение уроков на потом.
Рисунок 2. Сравнение временных приоритетов студентов
Можно отметить, что респондентам стоило бы выполнять домашнее задание на выходных-когда для этого достаточно времени, но не забывать учить какую-либо часть после учебных занятий и не затягивать с этим надолго.
Таким образом анализируя данные двух представленных рисунков, можно сделать вывод о том, что обучающимся необходимо научиться правильно планировать своё время и рационально использовать ресурсы, уметь расставлять личные приоритеты.
Для эффективного планирования и управления временем необходимо понять, что планирование временем это есть тайм-менеджмент – это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и
экономить ресурсы.[5]
Таким образом, мы можем дать рекомендации для обучающихся, сформировав таблицу: «Планирование временем обучающихся»
Необходимые ресурсы | Постановка целей | Распределение времени | Анализ приоритетов по важности | Составление готового списка дел |
Действия | Необходимо определить цели своей деятельности | Подумать и решить сколько времени можно потратить на тот или иной пункт | Расставить дела в списке по важности подкрепляя аргументами | По итогу должен получиться список, который поможет правильно распределить ресурсы и время |
Пример | Написать список: Я хочу, чтобы у меня дома было чисто, были сделаны уроки, ещё я бы хотел погулять, надо бы увидеться с родными. И успеть бы это всё сделать к ужину |
Убраться: 1 час Выучить уроки: 2 часа Погулять: 1 час Съездить к родным: 2 часа Приготовить еду: 40 минут |
1. Выучить уроки, так как завтра на учёбу 2. Приготовить еду, так как на ужин нечего есть 3.Убраться в доме, так как вечером хочу посмотреть фильм 4. Пойти гулять и съездить к родным, так как это можно сделать сразу |
Мне нужно 6 часов 40 минут для того, чтобы всё успеть к ужину 1.Выучить уроки 2. Приготовить ужин 3. Убраться в доме 4. Погулять и навестить родных |
Таблица 1: планирование временем обучающихся.
Для эффективного управления своим временем студентам необходимо научиться качественно планировать своё время, что в последствии приведёт к лучшим результат их действий и приятно удивит их.
Вывод. Таким образом, проанализировав личностные предпочтения управления временем обучающихся были сформулированы следующее выводы:
- Студентам необходимо научиться планировать своё время и правильно расставлять приоритеты для достижения поставленных целей, именно для этого и была сформулирована таблица 1: «Рекомендации для планирования временем обучающихся»;
- Научиться следить за организацией своего дня и жизни в целом, соблюдать режим дня, не забывать про личное здоровье. Исключить из своей жизни абстрагирующие от запланированных дел факторы, такие как: пропадание в социальных сетях, просмотр видеороликов тем самым расходуя свои ресурсы и временные резервы;
- Научиться создавать вокруг себя мотивирующую к действиям обстановку, к примеру: можно представить успешный результат своих планов в будущем, тем самым замотивировав себя;
- Учитывать индивидуальные и личностные особенности, к примеру: если человек медлителен, то ему стоило бы заранее заботиться о выполнении намеченных дел для скорейшего достижения цели.
Список цитируемых источников:
- Диссертация на тему: «Формирование временной компетентности студентов СПО посредством технологии тайм – менеджмента» из электронного источника: https://infourok.ru/dissertaciya-na-temu-formirovanie-vremennoy-kompetentnosti-studentov-spo-posredstvom-tehnologii-taym-menedzhmenta-3288311.html
- Пилиева В.З. «Социально-психологические аспекты тайм-менеджмента студентов» из электронного ресурса: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-taym-menedzhmenta-studentov
- «Тайм-менеджмент студентов университета» из электронного источника: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/10249/1/3255_20120905.pdf
- Электронный ресурс: https://studfile.net/preview/5254610/page:16/
- Электронный ресурс: https://trends.rbc.ru/trends/education/606335659a7947a191c4b092