Авиационные катастрофы и их нормативно-правовое регулирование

Авиационные катастрофы и их нормативно-правовое регулирование

Павлова Алина Витальевна — студент 1 курса факультета Экономики и бизнеса, кафедры «Туризм» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
(Россия, г. Москва)

Мелешко Олеся Сергеевна — студент 1 курса факультета Экономики и бизнеса, кафедры «Туризм» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
(Россия, г. Москва)

Благодаренко София Максимовна — студент 1 курса факультета Экономики и бизнеса, кафедры «Туризм» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
(Россия, г. Москва)

Прусакова Евгения Романовна — студент 1 курса факультета Экономики и бизнеса, кафедры «Туризм» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
(Россия, г. Москва)

Терновсков Владимир Борисович — к.т.н., доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
(Россия, г. Москва)

В данной статье описываются правовые аспекты авиационных катастроф, рассматриваются основные причины аварий на воздушном транспорте. В качестве меры по уменьшению рисков авиаперевозок предлагается внедрение системы автоматизации и беспилотного пилотирования, а также разработка соответствующего законодательства для нормативного урегулирования данного вопроса.

Ключевые слова: авиакатастрофа, аварийная ситуация, юридическая ответственность, авиаперевозки, авиационный транспорт, беспилотное управление, нормативно-правовое регулирование.


AIRCRAFT DISASTERS AND THEIR REGULATORY AND LEGAL REGULATION

Pavlova Alina Vitalievna — 1st year student of the Faculty of Economics and Business, Department of Tourism, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Russia, Moscow)

Meleshko Olesya Sergeevna — 1st year student of the Faculty of Economics and Business, Department of Tourism, Financial University under the Government of the Russian Federation.
(Russia, Moscow)

Blagodarenko Sofia Maksimovna — 1st year student of the Faculty of Economics and Business, Department of Tourism, Financial University under the Government of the Russian Federation. (Russia, Moscow)

Prusakova Evgenia Romanovna 1st year student of the Faculty of Economics and Business, Department of Tourism, Financial University under the Government of the Russian Federation.
(Russia, Moscow)

Ternovskov Vladimir Borisovich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Department of Life Safety, Financial University under the Government of the Russian Federation. (Russia, Moscow)

This article describes the legal aspects of aviation accidents, the main causes of accidents in air transport are considered. Inas a measure to reduce the risks of air transportation, it is proposed to introduce automation systems and unmanned piloting, as well as development relevant legislation to regulate this issue.

Key words: plane crash, emergency, legal responsibility, air transportation, air transport, unmanned management, legal regulation.


В современном мире наука и техника не стоят на месте, разрабатывая новые и всё более совершенные способы передвижения, однако, несмотря на это, воздушный транспорт остается на данный момент наиболее востребованным из них. Лидирующие позиции в перечне потребительских предпочтений он достигает за счёт своего главного преимущества – наибольшей скорости передвижения, обеспечивающей преодоление многих тысяч километров всего за несколько часов и значительно превосходящей показатели таких видов транспорта, как поезд или автомобиль.

Обратим также внимание на такую его преференцию, как независимость от территориальных факторов: воздушный транспорт дает человеку возможность достижения практически любой точки мира, будь-то удалённый остров посреди океана или заснеженная вершина горного хребта. Тем не менее, авиационный транспорт представляет значительную угрозу для человеческих жизней. Хоть авиакатастрофы и являются менее распространёнными, нежели, к примеру, автокатастрофы или катастрофы с участием железнодорожного транспорта, угроза летального исхода при крушении воздушного транспортного средства наиболее велика, а вероятность получить травмы, совместимые с жизнью, равняется практически нулю.

Кроме того, крушение самолёта или вертолёта приводит не только к человеческим жертвам, но и к колоссальному материальному ущербу, вследствие чего возникают абсолютно новые правоотношения, связанные с нанесением материального и морального ущерба и выплатой определённой компенсации пострадавшим в ходе происшествия лицам.

Таблица 1
Дата аварии Модель самолета/ вертолета Место крушения Страна владельца Причина аварии Число жертв
11 февраля 2018 Ан-148-100В Подмосковье, Россия Россия Ошибка пилота 71
11 февраля 2018 Eurocopter EC130 Гранд-каньон,США США Неизвестна 3
18 февраля 2018 ATR 72-500 Семиром, Иран Иран Сбой навигационной системы 66
6 марта 2018 Ан-26 Латакия, Сирия Россия Крушение при посадке 39
12 марта 2018 Bombardier Dash 8 Катманду, Непал Бангладеш Ошибка пилота 52
11 апреля 2018 Ил-76ТД Буфарика, Алжир Алжир Возгорание крыла при взлете 257
18 мая 2018 Boeing 737-201 Advanced Гавана, Куба Мексика Возгорание двигателя 112
29 октября 2018 Boeing 737 MAX Яванское море,Джакарта Индонезия Сбой в автоматике 189
14 января 2019 Boeing 707-3J9C Кередж, Иран Иран Плохие погодные условия 15
10 марта 2019 Boeing 737 MAX Аддис-Абеба, Эфиопия Эфиопия Сбой в автоматике 157
5 мая 2019 Sukhoi Superjet 100-95B Москва, Россия Россия Возгорание при посадке 41
2 октября 2019 Boeing B-17 Flying Fortress Коннектикут, США США Возгорание 7

Рассмотрим само понятие юридической ответственности - юридического средства, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере.

Существует несколько основных условий наступления юридической ответственности, а именно:

  1. Существование самого правонарушения (виновного противоправного
    деяния дееспособного лица, которое наносит вред обществу)
  2. Наличие отрицательных последствий
  3. Взаимосвязанность действия и его последствий
  4. Виновность

Отдельное внимание следует уделить последнему пункту данного перечня. В случае если объект, причинивший вред, является потенциальным проводником высокого уровня опасности, подтверждения правонарушению не требуется. Однако при увеличении источников опасности применения эта норма не подходит и остро встает вопрос поиска виновного субъекта. Так, вспомним аварию, произошедшую 10 сентября 1976 года в небе над Хорватским аэропортом поблизости от Загреба. В результате столкновения самолётов весь экипаж и пассажиры обоих бортов погибли. Поскольку причиной аварии стало стечение множества неблагоприятных факторов абсолютно виновного найти не удалось.

Юридическую ответственность в подобных случаях распределяют в соответствии с учётом степени вины каждой из сторон (включая команду диспетчеров). Если установить степень вины участников происшествия не представляется возможным, ответственность поровну возлагают на каждого из авиаперевозчиков.

Из данных, приведённых в таблице, мы можем увидеть, что одной из самых распространённых причин авиационных катастроф является ошибка экипажа или диспетчеров. Следовательно, одним из главных рисков при эксплуатации воздушных транспортных средств по праву становится неблагоприятное влияние человеческого фактора. Режим автоматического пилотирования, применяемый на современном авиационном транспорте, минимизирует, но не исключает вероятность возникновения аварийной ситуации, а его несвоевременное использование зачастую ускоряет наступление катастрофы.

Тем не менее, следует полагать, что совершенствование компьютерных технологий снизит количество сбоев в системе и превзойдёт по уровню безопасности человеческое пилотирование. К примеру, исследование учёных из Университета Джорджа Мейсона показало, что угроза авиационных дронов по сравнению с обыкновенными самолётами значительно ниже: по их оценкам, лишь один случай за 187 млн лет должен закончиться масштабной катастрофой, тогда как в истории гражданской авиации уже насчитывается перечень из 100наиболее разрушительных столкновений. Отсюда следует, что машина обеспечивает не только большую эффективность, но и гораздо более устойчивую безопасность функционирования системы авиаперевозок.

Схожую тенденцию мы можем проследить на примере наземного транспорта, где уже началось внедрение беспилотных технологий: это и недавно спроектированные беспилотные автомобили, и беспилотные поезда в Японии.

В России прогресс также не стоит на месте, и крупнейшая железнодорожная компания РЖД продемонстрировала свой прототип беспилотной «Ласточки». «Уважаемые коллеги, мы только что совершили первый проезд по нашему технологическому полигону на поезде "Ласточка" в абсолютно беспилотном режиме. Отработав не только технологии общения подвижного состава с дорогой, все технологии, в которых задействовано техническое зрение, управляя движением состава абсолютно без участия человека, но и технологии дистанционного управления. Мы оттестировали внештатную ситуацию, связанную с нахождением человека на пути, и в этом случае техника тоже безошибочно отработала, подавая сигналы и вовремя остановившись», - сообщил вице-премьер РФ Максим Акимов после тестовой поездки.

Уже в 2021 году ОАО "Российские железные дороги" планирует запустить первые беспилотные электропоезда "Ласточка" по Московскому центральному кольцу (МЦК).

В связи с этим возникает затруднение юридического характера, а именно: необходимость создания особой нормативно-правовой базой, связанной с использованием технологий беспилотного управления в сфере транспортных перевозок. В этом случае уже существующей законодательной базы, состоящей из Воздушного Кодекса РФ, прилагающихся к нему федеральных законов и подзаконных актов, а также международных нормативно-правовых актов, регулирующих международные авиаперевозки (Варшавская конвенция «Для унификации некоторых правил международных грузовых перевозок» (1929г.); Монреальский протокол (1975 г.); Гвадалахарская конвенция (1961 г.))становится недостаточно. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности государства в обеспечении безопасности граждан в данной сфере становится создание необходимых поправок и дополнений в настоящее законодательство, способных установить регламент несения юридической ответственности лицами, разработавшими беспилотные системы и отвечающими за его эксплуатацию.

Уже сейчас в процессе разработки находится законодательное регулирование беспилотных автомобилей и поездов, а это значит, что в скором времени сходные нормативные акты потребуются и для летательных аппаратов. Одними из важных аспектов подобных законодательных актов становятся правоотношения между пассажиром и перевозчиком, значительно отличающиеся от стандартных, принятых в ВЗК РФ, и юридическая ответственность субъекта, ответственного за возникновение аварии.

Создание нового закона, регулирующего все вышеозначенные вопросы, станет новым шагом на пути к достижению высокой степени гражданской и национальной безопасности и выведет современные авиаперевозки на новый, более прогрессивный уровень.

Литература

  1. Котина И. Д. Вопросы разграничения гражданско-правовой ответственности в случае авиакатастрофы // Молодой ученый. — 2018. — №48. — С. 157-160. — URL https://moluch.ru/archive/234/54359/ (дата обращения: 26.10.2019).
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации [Принят Гос. Думой 19.03.1997 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.08.2018] // Собрание законодательства РФ. — 1997.
  3. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1329 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 50. Ст. 6218.
  4. Василий Сычёв. Дрон навылет. Насколько опасны беспилотники для пассажирских самолетов.//N+1. – 2017. – URL https://nplus1.ru/material/2017/09/20/collision (дата обращения: 26.10.2019) Павлова А.В., Мелешко О.С., Благодаренко С.М., Прусакова Е.Р., Терновсков В.Б., 2020
Ещё