УДК 629.13
Анализ аварийности легковых автомобилей с учётом структуры автотранспортных средств
Усманов Р.Р.
магистрант, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, Оренбург
Хасанов Р. Х.
кандидат технических наук, доцент, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, Оренбург
Analysis of the accident rate of passenger cars taking into account the structure of motor vehicles
Usmanov R.R.
Master's student, Orenburg State University, Orenburg, Russia
Khasanov R. H.
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Orenburg State University, Russia, Orenburg
Аннотация. Анализ данных федерального казенного учреждения «Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» показал, что из всех дорожно-транспортных происшествий наибольшее количество произошло по причине нарушения правил дорожного движения водителями и составило 87,7 %, где 76,6 % приходится на водителей легковых автомобилей. Обозначены факторы, зафиксированные легковых автомобилей, участвовавших в дорожно-транспортных происшествиях.
Annotation. Analysis of data from the federal state institution "Scientific Center for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation" showed that of all road accidents, the largest number occurred due to violations of traffic rules by drivers and amounted to 87.7%, where 76.6% accounted for drivers of passenger cars. The factors recorded by passenger cars involved in road accidents are indicated.
Ключевые слова: легковые автомобили, дорожно-транспортные происшествия, аварийность, безопасность дорожного движения.
Keywords: passenger cars, traffic accidents, accidents, road safety.
Если принять во внимание описание терминов и определений в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), то можно отметить, что безопасность легкового автомобиля должна обеспечивать исключение или минимально возможное значение риска возникновения обстоятельств, при которых может произойти причинение угрозы жизни или здоровью граждан, нанесение вреда имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде. По данным федерального казенного учреждения «Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» из всех дорожно-транспортных происшествий, произошедших в нашей стране, выделяются: по причине нарушения правил дорожного движения водителями (87,7 %); по причине несоответствующего требованиям нормативно-правовой документации состояния автомобильных дорог (30,5 %); по причине нарушения правил дорожного движения пешеходами (10,2 %); по причине неисправностей и отказов элементов автомобилей (4,6 %).
Рассматривая данные по аварийности в РФ в 2022 году, можно выделить следующие факты. При участии легковых транспортных средств произошло 87,4 % ДТП. При этом, в дорожно-транспортных происшествиях с участием легковых автомобилей погибло 84 % от общего числа погибших в ДТП за 2022 год. А если проанализировать долю зарегистрированных легковых автомобилей, участвовавших в ДТП, из всей структуры парка автомототранспорта, зарегистрированного в ГИБДД-ГАИ РФ, то доля составит 83,7 %. При этом, у грузового транспорта следующие показатели. При участии грузовых транспортных средств произошло 13,9 % ДТП. По сравнению со всей структурой парка автомототранспорта на долю зарегистрированных грузовых автомобилей пришлось 11 %. А вот доля погибших в дорожно-транспортных происшествиях с участием грузовых автомобилей составила 28,6%. В данном случае, относительный показатель числа погибших к доле автомобилей, участвовавших в ДТП, у грузовых автомобилей самый высокий. Это справедливо объясняется увеличением скоростного режима движения по дорогам вне населенных пунктов и большой полной массой автомобиля с грузом. Так как при столкновении такого грузового автомобиля с другими видами автомототранспорта вероятность получения значительных увечий у участников дорожного движения очень высока.
Высокая доля участия легковых автомобилей в дорожно-транспортных происшествиях в первую очередь объясняется наибольшим количеством этих автомобилей по сравнению с другими видами автомототранспортных средств. Так, по данным экспертов агентства «АВТОСТАТ» на 1 января 2023 года было зарегистрировано 55,87 млн. единиц автомобилей, среди которых более 81 % приходится на легковые автомобили. При этом, средний возраст легковых автомобилей в России превышает 14 лет. Научный центр БДД МВД России свидетельствует о том, что 25,6 % легковых автомобилей находятся в эксплуатации более 15 лет. Проведенные расчёты показателя транспортного риска за 2022 год показали следующие результаты. Наименьший показатель транспортного риска был установлен на значении 1,4 у легковых автомобилей со сроком эксплуатации год и менее, а наибольший показатель транспортного риска был установлен на значении 5,0 у легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 11 до 15 лет (несмотря на то, что имелась ещё одна группа легковых автомобилей со сроком эксплуатации более 16 лет). Изменение тяжести последствий для участников дорожного движения, находившихся в момент дорожно-транспортного происшествия в легковом автомобиле, увеличивается с увеличением срока эксплуатации. Минимальное значение показателя тяжести последствий равное 5,0 было определено у легковых автомобилей со сроком эксплуатации год и менее, а наибольший показатель тяжести последствий равный 11,2 был у легковых автомобилей со сроком эксплуатации более 16 лет.
С участием легковых автомобилей с правым расположением рулевого колеса в 2022 году было совершено 14196 ДТП, что составляет 11,2% от общего числа аварий на автомобильном транспорте. При этом, транспортный риск таких легковых автомобилей составил 4,6, что в два раза больше, чем аналогичный показатель у легковых автомобилей с левым расположением рулевого колеса.
Если рассматривать структуру автомототранспорта в аспектах транспортного риска и тяжести последствий, то можно отметить следующее. По уровню транспортного риска наивысший неудовлетворительный показатель у автобусного парка и равен 7,2, а минимальное значение принадлежит легковым автомобилям и составляет 2,4. По тяжести последствий на первом месте со значением 15,4 расположен грузовой автопарк, последнее место принадлежит автобусам со значением 5,2.
Интересным показателем является коэффициент виновности по видам транспорта. Так, наибольшее значение принадлежит водителям легковых ТС (82,3); затем водителям мототранспорта (59,9); далее водители грузовых автомобилей (51,8) и замыкают водители автобусов (48,5).
С выше представленного материала данной статьи можно сделать следующие основные выводы. Среди всех ДТП по причине нарушения правил дорожного движения водителями в 2022 году 76,6 % случаев пришлось на водителей легковых автомобилей. При этом, наибольший показатель транспортного риска был установлен на значении 5,0 у легковых автомобилей со сроком эксплуатации от 11 до 15 лет, а наибольший показатель тяжести последствий равный 11,2 был у легковых автомобилей со сроком эксплуатации более 16 лет. В этой связи, исследование условий и обстоятельств безопасной эксплуатации легковых автомобилей является задаче й своевременной и актуальной.
Список литературы
- Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. ТР ТС 018/2011. Утверждён постановлением правительства РФ от 09.12.2011, № 811. – 511с.
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. - 150 с.
- В российском автопарке - почти 56 млн транспортных средств (23.11.2023г.- дата обращения), [электронный ресурс] – URL: https://www.autostat.ru/news/53953/?ysclid=lp9dmkslrm808773882.