ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Абдулмаксут Айнур, Исмагамбетова Нургуль Женесовна
Магистр естественных наук,
Методист, заместитель директора по информатизации,
Беткайнарский колледж № 7 Управления образования акимата
Жамбылской области, Кордайский район
Аннотация. В статье рассмотрена состояние и основные направления цифровой трансформации в сфере образования Республики Казахстан, и работы в этой сфере.
Annotation. The article considers the state and main directions of digital transformation in the field of education of the Republic of Kazakhstan, and work in this area.
Ключевые слова: цифровая трансформация, образовательные технологии, образования Республики Казахстан
Keywords: digital transformation, EdTech , education of the Republic of Kazakhstan
Цель научной статьи: определить основные направления цифровой трансформации в сфере образования Республики Казахстан.
Методическая основа исследования состоит из общефилософских методов: анализа, сравнения, обобщения, абстракции, диалектического подхода, принципа историзма, ценностно-семантических, аналитических методов, системного анализа и теоретического анализа монографических и методических работ, посвященных проблемам цифровизации образования, с целью рассмотрения процессов оцифровки образования как социокультурного явления.
Результаты исследования: Состояние рынка EDTECH в Казахстане, результаты цифровой трансформации в системе образования Казахстана и крупные платформы в этой сфере.
Введение. Социально-экономические условия, в которых Казахстан находится на современном этапе развития, обусловили возникновение необходимости в совершенствовании национальной образовательной системы. В 2017 году была утверждена государственная программа «Цифровой Казахстан», направленная на развитие эффективной цифровой экосистемы в Казахстане. В данной программе большое внимание уделено обновлению государственной системы образования, повышению на всех его уровнях цифровой грамотности [1]. Перед нашим профессиональным образованием встала задача достижения стандартов высокого качества, позволяющих конкурировать с другими государствами.
В эпоху развития технологий информатизации цель нашего государства - дать подрастающему поколению современное образование и способствовать всестороннему развитию. Процесс обучения, осуществляемый с помощью компьютеров и информационных технологий, формирует у обучающихся новое мышление, подталкивает их к поиску системных связей и закономерностей, в результате – к формированию собственного профессионального потенциала.
Основными целями цифровизации являются повышение конкурентоспособности, улучшение качества жизни населения, ускорение, упрощение и оптимизация образовательного процесса. Снижение нагрузки на учащихся,преподавателей и родителей. Повышение качества образования. Этим вопросам следует уделить особое внимание, поскольку качество образовательного процесса неизбежно влияет надостаточность будущих специалистов в государстве. В процессе совершенствования отечественного образования с каждым годом все большее значение приобретает внедрение современных технологий, способствующих модернизации и развитию образования и повышению качества подготовки будущих специалистов. В то же время такие технологии во многом требуют переосмысления существующих подходов к образовательной деятельности. В связи с этим исследование технологизации образовательного процесса представляется весьма актуальным направлением научных исследований.
К цифровым технологиям относятся: электронные устройства, системы и программы обработки данных (компьютеры и смартфоны, социальные сети, искусственный интеллект, различные программы). Цифровая грамотность означает умение владеть и применять эти технологии. В настоящее время в организациях технического и профессионального образования основное внимание уделяется повышению цифровой грамотности. Это связано с тем, что цифровые технологии также изменили рынок труда, ликвидировав ряд профессий и способствовав появление новых видов деятельности. Поэтому в числе наиболее востребованных качеств считается восприимчивость к новым условиям и знание необходимых для этого навыков. Можно сделать вывод, что цифровизация системы образования очень актуальна для подготовки конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда. В эпоху бурного развития науки и технологий на многие рабочие места приглашаются люди, способные в совершенстве применять новые технологии во всех областях. Также, по оценкам экспертов, через несколько лет цифровое образование превратится в рынок с оборотом в 1 трлн (~10% мирового рынка образования). По этой причине все страны уделяют большое внимание совершенствованию образовательных технологий (EdTech). [2]
Образовательные технологии (обычно сокращенно EduTech, или же EdTech) - это совместное использование компьютерных технологий, программного обеспечения, теории и практики образования для облегчения процесса обучения. Образовательные технологии создают технологические процессы, управляют ресурсами и процессами образования, которые помогают улучшить успеваемость пользователя. [3]
Рынок EDTECH в Казахстане находится на старте развития и есть возможности для инноваций. BTS Education - это компания, которая разрабатывает образовательные продукты с проектами на этом рынке. Сейчас он ведет такие проекты, как Атлас новых профессий, EduNavigator (профессиональная ориентация для учащихся) и JumysBar (образовательная IT-платформа). Автоматизированная образовательная информационная система "Күнделік", объединяющая возможности электронного документооборота для организаций образования и инструменты социального взаимодействия педагогов, родителей и учащихся, охватывает 3,2 млн учащихся и 2,5 млн родителей и входит в число 5 популярных казахстанских сайтов. BILIMLand.kz (основана в 2014 году) - Единый электронный образовательный портал для казахстанских школьников. Эта система может быть использована не только школьниками и студентами, но также и детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день обучающиеся могут изучать три языка: казахский, русский и английский. На платформе около 40 тысяч уроков в день и более миллиона просмотров. Многие школьные предметы содержат больше мультимедиа материалов. В ближайшее время планируется расширить интерактивный контент платформы "Bilimland", в том числе ведущими мировыми провайдерами учебного цифрового контента – Microsoft, Intel, Global University Systems и Discovery Education [4]. В целях обеспечения стабильной работы организаций образования с использованием дистанционных образовательных технологий ТОО «Bilim Media Group " (Оnline mektep.kz платформы), Daryn.online.kz, Edupage и другие.
В Петропавловске в гимназии им. С. Шаймерденова внедрили проект «Smart-школа». Проект позволит родителям знать, когда их дети посещают школу и сколько они потратили на питание. Раньше родители могли не знать о том, что их ребенок пропускает занятия, но еще хуже было бы, если бы ребенок не прогуливал, а просто не ходил в школу. Система контроля доступа (СКД) специально разработана для образовательных учреждений, чтобы предотвратить несанкционированный доступ и информировать родителей о времени прихода и ухода ребенка с помощью SMS-сообщений; также запущен модуль "Электронная столовая", позволяющий ученикам оплачивать школьное питание в электронном виде с помощью специальной карты. Карты содержат информацию о предпочтениях учеников и могут использоваться для контроля их пищевых привычек.
В Петропавловске в детском саду «Алтын бесiк» стартовал проект "умный детский сад". Проект позволит вести электронный учет посещаемости, следить за развитием детей и автоматизировать внутренние процессы. Тем не менее, в детских садах Несмотря на то что родители приводят своих детей в детский сад, система не допускает в него посторонних лиц. Поскольку входной билет может быть использован только родителями, это препятствует проникновению в детский сад посторонних лиц. Кроме того, можно легко отслеживать рост ребенка, обновляя данные о его развитии, питании и состоянии здоровья.
«Күнделік» - автоматизированная информационная система образования, объединяющая в себе возможности электронного документооборота и инструментов социальных сетей для образовательных организаций. Инструменты взаимодействия образовательных организаций с социальными сетями взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, включая учителей, родителей и учеников.
Ключевые направления:
- Модернизация школьного образования.
- Интеграция современных ИКТ в образовательный процесс.
- Развитие интерактивной коммуникации «педагог-учащийся-родитель».
- Внедрение единой среды обмена информацией.
- Создание и и поддержка школьных экосистем.
- Обеспечение возможностей для дистанционного образования.
Проекты в сфере базы данных: НОБД (Национальная образовательная база данных). В НОБД зарегистрированы более 20 тыс.организаций образования (управления образования; дошкольные организаций; школы и колледжи) содержится сведения 4,5 млн. пользователей, сведения о материально-технической базе, используемых в образовательном процессе (книги, компьютеры и т.д.). В целом, информация формируется по 2800 показателям.
Всю информацию заполняют на местах сотрудники. Данные заверяются ЭЦП и регионы несут ответственность за достоверность информации.
Система сбора, обработки и анализа больших данных (Big Data)
- Рассмотрена разработка систем сбора, обработки и анализа больших данных (Big Data) с использованием облачных технологий для повышения эффективности труда и принятия решений.
- Создан акустический корпус, содержащий спонтанную казахскую речь не менее 40 часов, корпус параллельных (казахского и русского) текстов в размере не менее 100 тыс. слов (в совокупности для обоих языков).
- Сделан литературный обзор существующих методов создания банка древ зависимостей, существующих методов и технологий разметки деятельности человека на видео данных и изображениях, методов сбора и разметка тональности данных по многозначной шкале, а также разработка программы для разметки тональности текстов.
- Создана акустическая модель казахского языка на базе нейронных сетей.
- Сделаны литературный обзор методов и алгоритмов машинного перевода на базе статистического подхода и изучение методов оценки качества машинного перевода, типов мыслительных процессов человека, и применимых к ним методов семантического анализа.
Использование технологий "больших данных" приводит нас к принципиально новому подходу в выявлении и анализе потребностей населения в получении качественного образования, и, как следствие, повышению качества системы образования в целом.
На портале «System for education data analysis» представлена:
- информация по школам (местонахождение, вид, язык обучения);
- информация о количестве учащихся, наличие дефицита или профицита ученических мест в государственных общеобразовательных школах;
- комплексная оценка государственных общеобразовательных школ по критериям (1) результатов обучения учащихся, (2) доступности и участия учащихся в получении дополнительного образования, (3) качества педагогических работников и (4) материально-технического оснащения школ;
- возможность сравнить интересующие школы между собой по базовым показателям качества.
Также преимуществом портала является возможность проверки дипломов, выданных организациями высшего, технического и профессионального образования Республики Казахстан онлайн. (http://seda.iac.kz/diploma-verify/) [4].
Выше приводится обзор мероприятий, проведенных в рамках цифровизации образования. Обзор мероприятий, проводимых в рамках цифровизации системы образования, направлен на применение новых передовых технологий. Цель – применение передовых технологий,влияние на их содержание, облегчение и ускорение организационных процессов. Речь идет о том, чтобы облегчить организационные процессы. Кроме того, эти процессы должны быть не только проактивными, но и способствовать цифровизации системы образования.
Важная роль инновационных технологий в формировании эффективной образовательной среды очевидна. Они способствуют повышению уровня усвоения знаний, развитию творческих способностей учащихся, формированию готовности к обучению. Творческая компетентность учащихся, формирование готовности к применению теоретических знаний на практике, самостоятельное обучение. Кроме того использование инновационных технологий в образовательной деятельности является необходимым условием обучения и в то же время в процессе образовательной деятельности не следует забывать, что в процессе использования инновационных технологий возникают новые риски для общества. Разумеется, необходимо учитывать их особенности в ходе практической деятельности.
Список литературы:
1 Государственная программа "Цифровой Казахстан" утверждена постановлением Правительства РК от 12.12.2017 года № 827.
2 Робинсон, Ронда; Моленда, Майкл; Резабек, Ландра. "Упрощение обучения" (PDF). Ассоциация образовательных коммуникаций и технологий.3 https://www.ewdn.com/files/russian_edtech_part1.pdf
3 Национальный доклад о состоянии и развития системы образования республики Казахстан. Астана 2019 г.
4 https://egov.kz/cms/kk/education/projects