АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ
Васляев Э.С., Голубева Е.В.
ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет
им. Б.Б. Городовикова», г. Элиста
Аннотация. В статье анализируются особенности системы управления промышленной безопасностью, проводится обзор нормативных документов и объектов, представляющих повышенную опасность в техносфере. В результате изучения специфик системы управления делается вывод о том, что важность мер по обеспечению безопасности людей при чрезвычайных ситуациях и защита окружающей среды обусловлена подготовительными мероприятиями и строгому следованию разработанных требований на предприятиях.
Ключевые слова: техносферная безопасность, система управления, промышленные предприятия, промышленная безопасность
Проводимые на различных предприятиях мероприятия, направленные на минимизацию опасностей на производственных объектах, формируют систему управления промышленной безопасностью (далее СУПБ). Нейтрализация возникающих рисков аварий, происшествий и опасных инцидентов в организациях становятся задачами по обеспечению промышленной безопасности. Главными целями промбезопасности выступают профилактические меры, направленные на пресечение возникновения и бесконтрольного развития нештатных ситуаций разных классов опасности; в случае возникновения таких ситуаций принятие мер по квалифицированному и оперативному развертыванию сил спасения и возможного снижения опасных последствий на окружающую среду и городскую инфраструктуру; принятие мер по скорейшему восстановлению налаженного производственного процесса в самые короткие сроки.
Нельзя отрицать, что промышленное производство является основой жизни современного общества, но люди с развитием науки и техники порой не уделяют должного внимания мерам защиты окружающего мира от негативного влияния в процессе своей жизнедеятельности. В настоящее время развитие предполагает постоянные поиск новых эффективных способов производства, разработку более мощных химических соединений, что расширяет список воздействующих факторов в производственной среде. Однако такое положение не может не подталкивать специалистов к соответствующему изучению мер по анализу и поиску возможных путей по недопущению или нейтрализации негативного влияния опасных производственных объектов на повседневную жизнь граждан и состояние окружающей природной среды. Одним из таких способов, на наш взгляд, является внедрение системы управления промышленной безопасностью, в рамках мероприятий которой на каждом опасном производстве должен быть разработан комплекс всевозможных мер по предотвращению внештатных ситуаций.
В настоящей статье анализируется специфика системы управления промышленной безопасностью с точки зрения оправданности организационных и технических мероприятий, указаны органы, несущие ответственность в области промышленной безопасности, перечислены нормативные документы.
Актуальность темы изучения обусловлена важностью мероприятий по функционированию данной системы в пределах каждого предприятия в отдельности и страны в целом.
В работе используются следующие термины, характеризующие специфику обеспечения безопасности на опасных объектах.
Техносфера – это организации, занимающиеся системами и проектами безопасности. Тогда под «техносферной безопасностью» можно понимать свойство техносферы не причинять вреда при всех условиях ее эксплуатации. Под предприятием в работе подразумеваются фабрики и заводы, связанные общей инфраструктурой и объединенные общим технологическим процессом, которые производят определенную продукцию или добычу. Следует различать добывающие и обрабатывающие предприятия. Состояние защищенности населения и окружающей среды от аварий и катастроф на производстве и от их последствий называется промышленной безопасностью. Строго структурированный набор средств для управления подконтрольным объектом – это система управления. Структуру элементов СУПБ можно представить в виде следующей схемы:
Рис. Структура СУПБ [2, С. 37].
Также с точки зрения обеспечения контролирующими и надзорными органами в сфере промышленной безопасности являются: Ростехнадор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору), представляющий собой одно из звеньев исполнительной власти, в обязанности которого входит контроль деятельности промышленных организаций; МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – именно оно отвечает за ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, которые могут возникать на фоне стихии или по вине человека, на них лежит ответственность по защите гражданского населения в случае аварий, пожаров, бедствий; Роспотребнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – организация защищает права людей в сфере продаж, услуг и отдельных видов работ.
Нормативным документом, который является основой для регулирования функционирования системы управления промышленной безопасностью, является ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Необходимо подчеркнуть, что СУПБ представляет собой элемент управления, обеспечивающий нормальное функционирование определенных единиц промышленной безопасности, формируя цели и задачи организаций, которые проводят эксплуатацию опасного производственного объекта, регулируя особенности в области информирования населения о существующих потенциальных опасностях, реализуя анализ и прогнозирования рисков аварийных угроз, планируя меры по снижению данных рисков и предупреждая инциденты на указанных объектах путем осуществления производственного контроля.
В качестве структурного элемента СУПБ можно выделить важную документацию, обязательную на опасных производственных объектах, которые полностью соответствуют предъявляемым «Требованиям к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью», они утверждены постановлением Правительства РФ от 26.06.2013 г. № 536). К перечню таких документов относятся заявление о политике в области промышленной безопасности (далее ПБ); положения о системе управления инструментами ПБ; положение о контроле за соблюдением требований ПБ на объекте; документы о планировании соответствующих мероприятий по снижению рисков аварий на объекте и некоторые другие документы.
Производственная среда представляет наибольшую опасность для людей, так как для функционирования любого предприятия как правило используются мощные энергетические источники, технологический процесс часто основан на химических веществах, что заключает в себе потенциально опасные негативные последствия в случае возникновения чрезвычайно ситуации.
В современных положениях СУБП разработан перечень объектов, которые причисляются к организациям, представляющим объекты повышенной опасности. Существует 4 класса опасности опасных производственных объектов:
I класс опасности – объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности – объекты высокой опасности; III класс опасности – объекты средней опасности; IV класс опасности – объекты низкой опасности. Предприятия по уничтожению химического оружия, спецхимии относятся к объектам I класса, они включают участки производства, на которых реализуется разбор, транспортировка и последующая ликвидация ракетного топлива, пороха, взрывчатки и других элементов вооружения. Ко II классу с точки зрения опасности относятся объекты – потенциальные источники выбросов сульфидов, с концентрацией более 6%, дигидросульфида водорода. Как правило, к ним относятся нефтегазовые комплексы с бурильными установками, занимающиеся разработкой месторождений и добычей нефти. Данные объекты перед началом работы обязаны устанавливать специальные пункты геолого-технического контроля, если есть опасность обнаружения пластов с сероводородом. Газопроводы, целью которых является подведение газа к парогазовым и турбинным установкам и бесперебойная работа тепловых электростанций, также относятся к объектам II класса опасности, если природный газ транспортируется под определенным давлением (1,2 мегапаскаля), а сжиженный углеводородный газ под давлением более 1,6 мегапаскаля.
Нужно сказать, что наличие тщательно разработанной СУБП, однако, не гарантирует возможного риска чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах, но работа будет эффективной в случае включения взаимообусловленных мероприятий по предотвращению аварий из-за неподготовленности персонала или технической неисправности оборудования. Исходя из этого, сотрудники опасных производственных объектов должны быть подготовлены к работе в нештатных производственных ситуациях, чтобы снизить вероятность их возникновения и контролировать управление машинами и оборудованием.
Таким образом, охрана труда и эффективное управление производственными процессами могут привести к уменьшению количества внештатных ситуаций, несчастных случае, травмирования персонала на производстве, аварий и катастроф. Однако увеличение требований к производственной безопасности приводит к зависимости от экономических показателей. Добросовестный менеджмент на каждом отдельно взятом предприятии должен способствовать снижению уровня некачественного использования природных ресурсов, финансовых потоков, а также минимизировать отходы и загрязнения. Именно поэтому каждый сотрудник предприятия должен владеть знаниями в области техносферной безопасности, быть профессионалом, а также обладать специальными знаниями и умениями в своей области. Успешно бороться с угрозами и противостоять опасностям на производственных предприятиях специалисты смогут только в случае грамотного предупреждения внештатных ситуаций, а не борьбы с ними или с их последствиями для человека или природы.
Библиографический список
- Добротворская С.Г., Зефиров Т.Л. Техносферная безопасность в современных условиях / С.Г. Добротворская, Т.Л. Зефиров. Монография. Казань: КФУ, 2016. 99 с.
- Илиев А.Г. Управление техносферной безопасностью: учебн. пособие. / А.Г. Илиев, М.Д. Молев. Шахты, 2019. 81 с.
- Федеральный закон «О промышленное безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (последняя редакция).