Никто не рождается со знанием всех норм и правил поведения в обществе, более того, каждая семья воспитывает своего ребенка исходя из собственных представлений об этих самых правилах.
Но, планируя отправить ребенка в детский сад, родители должны четко понимать какие изменения в социальной среде это влечет: изменения окружающей обстановки, новые люди, другая пища, другой температурный режим. Все это может сказаться как на психическом, так и на физическом здоровье детей.


Социализация является важным условием адаптации ребенка к жизни в обществе.


Естественно, процесс социальной адаптации проходит не у всех детей одинаково. У кого-то в период адаптации к новым условиям пребывания нарушается аппетит и сон, но при этом вполне стабильно эмоциональное состояние. У кого-то наоборот, нет проблем с режимными моментами детского сада, но эмоциональное состояние вызывает тревогу (повышенная возбудимость или замкнутость, плаксивость, агрессивность). Одни дети быстро привыкают к новым социальным условиям, достаточно 3-4 дней, другие адаптируются 1-2 месяца, а иногда и более полугода.


Что же влияет на адаптацию?


Есть определенные факторы, влияющие на адаптационный период детей дошкольного возраста:
1. Здоровье и развитие ребенка. Соматически здоровый и развитый в соответствии с возрастом ребенок способен лучше справляется с трудностями адаптационного периода.


2. Соблюдение режима дня. Отсутствие системности в организации приемов пищи, сна и активности дошкольника может привести к истощению нервной системы, к частым соматическим заболеваниям.

3. Возраст, в котором ребенок поступает в детский сад. В процессе взросления у ребенка изменяется степень привязанности к родителям (ближайшему окружению).


3. Степень развития коммуникативных навыков ребенка: владение монологической и диалогической речью (соответственно возрастным особенностям).


4. Тип высшей нервной деятельности и темперамент ребенка.
Как же помочь маленькому человеку войти в социальную группу без длительной и болезненной адаптации?


1. Прежде всего нужно понимать, что ребёнок не обладает тем багажом знаний, который есть у взрослых, и поэтому он не может анализировать свои поступки с точки зрения правильно/неправильно. Если ребенок делает что-то неправильно в 2-3 года, ему нужно сразу объяснять в чем его ошибка, не ссылаясь на то, что ребенок подрастет и поймет. Не поймет! В возрасте 4-5 и даже 7-ми лет ребенок будет вести себя также, как было позволено ранее, не понимая, почему раньше было можно, а теперь нельзя.


2. Для ребенка дошкольного (хорошо бы и школьного) возраста просто жизненно необходимо соблюдать режим дня, это не только снизит риск соматических заболеваний, но и в последствии поможет ребенку быстрее приспособиться к режиму дня детского сада.


3. Не забывать, что только собственным примером можно развить у ребенка устойчивые представления о социальных нормах.
Казалось бы, что всё вышесказанное давно уже стало непреложной истинной, однако, в реальности мало кто из родителей соблюдает эти советы. Кто-то не считает важным развивать у ребенка привычку вставать и ложиться в одно и тоже время, кто-то не слишком переживает о том, что ребенок видит и слышит ссоры родителей, кому-то кажется, что ребенок подрастет и сам всему научиться.

Конечно же на эту тему можно говорить и писать очень много и долго, к тому же многие авторы современной дошкольной педагогики и психологии подтверждают своими научными работами актуальность данных советов, но главное не забывать – только от родителей зависит, какое место в социуме займут их дети.

Другие статьи:

Тайм-менеджмент. Как эффективно управлять временем?

Редуктор: виды и особенности

Что такое ликвидность и почему она так важна?

Франчайзинг и дилерские сети

Виды и история развития банковских карт