Конкурентоспособность что это

Конкуренция на рынке основной фактор, определяющий спрос и предложение. В результате соревнования продавцов и покупателей устанавливается цена товара. Таким образом, конкуренция выступает в роли механизма ценообразования. В этих условиях разворачивается нешуточная борьба производителей продукции за рынки сбыта. Каждое предприятие стремится увеличить количество реализуемых товаров. Здесь на первое место выходит уровень конкурентоспособности продукции.

Определение термина

На рынке представлено немыслимое количество разнообразных товаров. Чтобы хорошо продаваться, продукт должен обладать конкурентоспособностью. Что же это такое? Конкурентоспособность товара – это относительная или обобщенное свойство товара, которое отличает его от конкурента по способности удовлетворить потребности покупателя.

Эта категория зависит от ряда факторов:

  • Цена;
  • Качество;
  • Издержки производства;
  • Потребительная стоимость;
  • Предпочтения потребителей;
  • Платежеспособный спрос;
  • Товары-заместители.

Эта категория относится к продуктам, которые удовлетворяют сходные потребности населения. У каждого покупателя может быть критерий оценки. Поэтому экономическая литература дает несколько определений конкурентоспособности продукции, исходя из характеристик, способствующих повышению продаж:

  • Возможность реализации на конкретном рынке;
  • Уровень соответствия товара требованиям и предпочтеньям покупателя;
  • Способность продукта быть востребованным на рынке в данный момент;
  • Отличия от продукции конкурента;
  • Экономическая выгода и уровень потребительских свойств, дающие возможности выдержать соперничество с однородными товарами;
  • Превосходство по цене и качеству;
  • Востребованность на рынке и способность приносить пользу;
  • Сравнительная характеристика продукта, включающая в себя комплексную оценку нескольких параметров в соответствии с требованиями рынка.

Конкурентные преимущества

Принято выделять 2 вида конкурентных преимуществ:

  1. Невысокие производственные издержки, позволяющие продавать по низким ценам.
  2. Удовлетворение особых потребностей за премиальную цену.

Эксперт М. Портер называет 5 новаций, обеспечивающих конкурентное преимущество:

  1. Современные технологии.
  2. Изменившиеся запросы потребителей.
  3. Появления сегмента рынка нового направления.
  4. Изменения стоимости составляющих производства.
  5. Изменения государственного регулирования.

Можно сформулировать принципы, дающие конкурентные преимущества:

  • Нацеленность коллектива на решение общих задач;
  • Большие объемы ассортимента;
  • Близость организации к клиенту;
  • Рост производительности, разумно используя людские ресурсы;
  • Умение отстаивать свою точку зрения;
  • Простота в обслуживании.

Конкурентоспособность является основной чертой успешного предприятия.

Место конкурентоспособности товара в управлении предприятием

Этот параметр имеет решающее значение в коммерческом успехе предприятия. За продукцией всегда стоит производитель. Когда речь идет о конкурентоспособности, упоминают страну, регион, где расположено предприятие. С полной уверенностью можно утверждать, что идет жесткая конкуренция среди предприятий на международном уровне.

Продукция доказывает свою состоятельность только в сопоставлении с аналогичными образцами на рынке. Каждый потребитель покупает товар, который способен в полной мере удовлетворять его потребности. Чтобы находиться на плаву, производителю все время приходится принимать меры повышения конкурентных преимуществ.

Управление конкурентоспособностью товара

Контроль конкурентоспособности должен осуществляться постоянно. Это обусловлено тем, что продукция, находящаяся на рынке, неизбежно начинает постепенно терять позиции. Такой процесс невозможно остановить, но можно на время притормозить. Новый товар необходимо произвести с учетом снижения конкурентных свойств предшественника.

Маркетинговые стратегии предприятий рассчитаны на получение конкурентных преимуществ перед конкурирующими организациями. Идея стратегии состоит в достижении определенного уровня конкурентоспособности продукции на рынке.
Пути обеспечения конкурентного преимущества продукции (на рынке, повысить)

Определяют три основных пути удержания конкурентного преимущества на продукцию предприятий:

  1. Продуктовое лидерство. Этот принцип основан на разграничении продуктов. Предприятие уделяет большое внимание совершенствованию качества товаров, расширению ассортимента марочной продукции, улучшению обслуживания и дизайна, созданию привлекательного имиджа. На этих основаниях предприятие может повысить цены.
  2. Ценовое лидерство. Здесь основной упор делается на регулировании производственного цикла. Снижение затрат обеспечивается через решение ряда задач:
    • Постоянство инвестиций;
    • Стандартизация продукции;
    • Контроль издержек;
    • Рационализация технологий;
  3. Лидерство в нише. Основано на ценовом или продуктовом преимуществе в конкретном сегменте рынка. В основном это свойственно малому бизнесу.

Оценка конкурентоспособности товара

Подобная оценка продукции включает в себя выбор критериев, определение их действительных значений для конкурирующих товаров и сравнение параметров рассматриваемых образцов с теми, что приняты в качестве базовых.

При оценке определяют два вида конкурентоспособности продукта:

  1. Прогнозируемая. Ожидаемая способность продукции удовлетворить потребности населения. Для определения этого параметра применяются показатели по изделиям, занимающим доминирующие позиции на рынке.
  2. Реальная. Фактическая возможность определенного товара удовлетворить потребности. В этом случае оценка осуществляется определением действительных значений критериев посредством эмпирических методов, измерений, оценок опытных экспертов.

Оценка конкурентоспособности предполагает:

  • Изучение специализации, географии, емкости рынка, наличия товарно-производственных структур, уровня конкуренции;
  • Анализ рекламы, торговых марок, особенностей продукции, форм и методов работы с клиентами, способов создания спроса у конкурирующей стороны;
  • Исследование потребностей населения (способы и направления применения продуктов, мотивы к покупке, предпочтенья потребителей, причины неудовлетворенности товаром);
  • Прослеживание параметров оценки продукта. «Жесткие» параметры имеют конкретную величину, выраженную в определенных единицах. Сюда входят технические, эргономические показатели. К «мягким» относятся параметры, связанные с дизайном и цветом;

Для правильной оценки необходимо выявить соответствие характеристик продукции потребностям населения. Важно руководствоваться критериями выбора, которыми пользуется покупатель на рынке.

Методы и параметры оценки конкурентоспособности продукции

Чтобы продукция пользовалась спросом у потребителя, необходимо наличие определенных параметров, от которых зависит конкурентоспособность товара. Они делятся на несколько видов.

Технические параметры охватывают несколько характеристик продукта:

  • Назначение (свойства, функции, предназначение, применение);
  • Эргономика (соответствие продукта свойствам человеческого организма);
  • Конструктивные элементы (надежность, срок службы, возможности ремонта);
  • Эстетика (дизайн, цветовые гаммы, мода).

Действуют и другие параметры:

  • Нормативные. Товар должен соответствовать принятым стандартам. В противном случае он не может удовлетворить потребности.
  • Экономические. Сюда входят затраты покупателя на приобретение продукта: цена, расходы на транспортировку, хранение, монтаж, а также текущие затраты;
  • Коммерческие (скидки, условия платежа и поставок, послепродажное техническое обслуживание, гарантийные обязательства).

Определены несколько методов оценки конкурентоспособности:

  1. Дифференциальный – указывает на необходимость внесения изменений в параметры продукта, позволяющие повысить уровень конкурентоспособности.
  2. Комплексный – использование обобщенных и интегральных показателей.
  3. Смешанный – выражает свойство продукта конкурировать, применяя комплексный количественный параметр (коэффициент конкурентоспособности).

Другие статьи:

Ещё