УДК 316
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Соколова Анна Валерьевна,
Студент
ННГУ им Н.И Лобачевского
Научный руководитель: Захарова Юлия Владимировна
к.э.н., доцент
ННГУ им Н.И Лобачевского
Аннотация: в научной статье рассмотрена эффективность молодежной политики Правительства России и Нижегородской области. Проанализированы актуальные проблемы реализации молодежной политики в современной практике. Определена роль и значение стимулирования трудоустройства молодежи при совершенствовании молодежной политики региона и решения актуальных проблем. Предложены рекомендации и направления совершенствования государственных программ по решению проблемы трудоустройства молодежи в российской практике.
Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, трудоустройство молодежи, совершенствование молодежной политики, молодежная безработица.
IMPROVING YOUTH POLICY IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Sokolova Anna Valeryevna
Scientific adviser: Zakharova Yulia Vladimirovna
Abstract: the scientific article examines the effectiveness of the youth policy of the Government of Russia and the Nizhny Novgorod region. The current problems of implementing youth policy in modern practice are analyzed. The role and importance of stimulating youth employment in improving the youth policy of the region and solving current problems is determined. Recommendations and directions for improving government programs to solve the problem of youth employment in Russian practice are proposed.
Key words: youth policy, youth, youth employment, improvement of youth policy, youth unemployment.
Под молодежной политикой понимают совокупность целей, задач и мер по их реализации, принимаемых органами власти, для создания и обеспечения условий и гарантий для самореализации молодежи и развития молодежных объединений и инициатив.Молодежь является группой людей, которая будет выступать главным стимулом экономического развития государства и региона, в первую очередь, при формировании рынка трудовых ресурсов и предпринимательской активности [3].
В рамках реализации молодежной политики Нижегородской области и России наблюдается следующий ряд актуальных проблем, которые препятствуют успешной процедуре социальной адаптации молодежи, как [4; 5]:
- высокий уровень социальной изолированности молодежи;
- низкий уровень развития инфраструктуры молодежной политики;
- несоответствие между жизненными принципами и целями молодежи с задачами и стратегией развития государства и региона;
- наличие культурных и социальных различий, отсутствие толерантности;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения.
Важнейшим направлением совершенствования молодежной политики является стимулирование трудовой занятости молодежи. Статистическим подтверждением актуальности данного решения является диаграмма структуры безработицы в экономике регионов России по возрастной категории (см. рис. 1).
Рисунок 1 – Численность безработных по возрастным группам России, в тыс. чел. [1].
Как результат, наибольшее число безработных на российском рынке труда зафиксировано среди людей возрастом 20-24 лет (611 тыс. безработных). Далее идут возрастные категории 25-29 лет и 30-34 лет. После 35 лет ситуация кардинальным образом меняется и уровень безработицы становится меньше. Среди причин такого высокого уровня безработных среди студенческой молодежи и выпускников называют дискриминацию на рынке труда, поскольку на сегодняшний день так и не существуют действенные на практике мероприятия, которые бы простимулировали увеличение спроса со стороны работодателей на молодых специалистов.
При стимулировании занятости молодежи и выпускников в России применяются следующие механизмы государственной поддержки молодого поколения по созданию его конкурентоспособности на рынке труда (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Механизмы государственной политики по стимулированию занятости молодежи.
Основным же механизмом государственной политики по стимулированию трудоустройства молодежи является реализация «Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года». Не так давно 22 января 2024 г. Кабмин обновил ее, где были включены дополнительные мероприятия [2]:
- запуск уроков профессиональной ориентации для школьников средних и старших классов;
- оптимизация процедуры трудоустройства для школьной молодежи несовершеннолетнего возраста (от 14 до 18 лет) при временном найме на работу;
- на государственной платформе будут размещаться заявки на проведение целевого обучения для работодателей, которые сотрудничают в вопросах трудоустройства молодежи и выпускников.
По нашему мнению, существующих механизмов государственной политики по решению проблемы трудоустройства молодежи в России и совершенствования молодежной политики недостаточно, чтобы обеспечить максимальную эффективность по стимулированию занятости. Мы рекомендуем принять ко вниманию следующие направления совершенствования государственных программ по решению проблемы трудоустройства молодежи в российской практике, которые позволят улучшить эффективность молодежной политики Нижегородской области:
- Формирование государством системы квотирования рабочих мест для занятости молодежи в организациях, которые имеют в структуре собственности государственный капитал.
- Восстановление практики трудоустройства выпускников учебных заведений после полученного профессионального образования с целью их развития по выбранной специальности.
- Стимулирование работодателей трудоустраивать молодежь путем предоставления налоговых преференций, к примеру, через налоговые вычеты из фонда оплаты труда, где расходы на заработную плату идут для трудоустроенной молодежи.
Таким образом, основной акцент на совершенствовании молодежной политики региона и России должен выстраиваться при стимулировании трудовой занятости молодежи и решения проблемы молодежной безработицы. Это основная проблема, которая приводит к неэффективному использованию человеческого потенциала молодежи, что влечет за собою появление других угроз молодежной политики региона и государства. К тому же в современное время развития цифровой модели экономики стимулирование молодежной занятости становится более легко решаемой задачей, поскольку для молодежи открываются новые горизонты возможности поиска своего места в профессиональной сфере, реализовывая свою креативность и творческое мышление.
Список источников
- Трудовые ресурсы, занятость и безработица // Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 18.03.2024).
- Кабмин РФ обновил программу содействия занятости молодежи. URL: http://vybor-naroda.org/lentanovostey/255273-kabmin-rf-obnovil-programmu-sodejstvija-zanjatosti-molodezhi.html (дата обращения: 18.03.2024).
- Мержо М.Ш. Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики региона // EndlessLightinScience. № 2-2. С. 94-98.
- Карпова М.В., Рознина Н.В., Никулина С.Н., Винькова Е.А. Приоритетное развитие государственной молодежной политики в регионе // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 11. С. 916-922.
- Винькова Е.А., Карпова М.В., Рознина Н.В., Дуничева С.Г. Анализ и проблемы реализации государственной молодежной политики на территории региона // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 11. С. 516-529.
© А.В. Соколова, 2024