Автор:
Титовец Мария Александровна
Аннотация: определена актуальность и роль проектных задач в формировании межличностных отношений младших школьников.
XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое направлено на развитие возможностей и способностей личности. Задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенку максимально самореализоваться, развить свои способности и творческий потенциал.
Время диктует новые задачи – развитие интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная и исследовательская деятельность, которую необходимо рассматривать как самостоятельную структурную единицу воспитательного и образовательного процесса.
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственной деятельности обучающихся.
Проектная задача в начальных классах является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу, так как проектные задачи реализуются в групповой работе. Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Однако следует отметить, что формирование межличностных отношений младших школьников в проектной деятельности – это одна из перспективных задач.
Основные требования к организации проектной задачи - достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО всеми обучающимися, участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации. Обучающиеся должны быть включены в разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга. Работа над проектной задачей позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество на регулярной основе, что благополучно сказывается на межличностном взаимодействии младших школьников. Главное в работе над проектной задачей – научить школьников общаться, договариваться, развивать самостоятельность, создавать и реализовывать свои замыслы.
Таким образом, навыки осуществления проектной деятельности посредством решения проектных задач дадут младшему школьнику возможность научиться анализировать явления и процессы, устанавливать связь между ними, сопоставлять ранее изученное с новыми знаниями и использовать их для решения практических задач, а также будут способствовать повышению уровня общительности школьников, так как решение проектных задач предполагает групповое или командное взаимодействие.
Список литературы
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. Дата обращения: 06.09.2023г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2018. – 53 с.
3.Федеральная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons. Дата обращения: 06.09.2023г.
4.Асмалов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начально школе: от действия к мысли: пособие для учителей/ Асмалов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А./ Под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2017. – 151с.
7.Берестнева Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа. 2018. № 6 – 15 с.