УДК 338.984
Гадыева Д.Р.
Научный руководитель: Шацких З.В., старший преподаватель.
Казанский государственный энергетический университет, г.Казань, Россия
ПУТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Аннотация: В статье рассмотрены основные способы развития транспортной инфраструктуры в России, определена роль транспорта в развитии экономики страны. Проанализированы перспективы планируемой модернизации транспортной инфраструктуры.
Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, транспортная система, экономическое развитие, модернизация.
Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. Он обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения. Отсюда и его специфическая роль в обеспечении роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию.
Основными задачами транспортной системы являются:
- устойчивых связей между отдельными отраслями промышленности и регионами страны;
- своевременное и полное удовлетворение транспортных потребностей экономики и населения;
- повышение экономической эффективности.
Транспортная инфраструктура – это транспортная система, включающая в себя как техническую, так и административную части. Существуют множество видов транспорта, которые в зависимости от своей функциональности облегчают работу людей.
Транспортная инфраструктура включает в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные и железные дороги, тоннели, эстакады, мосты, железнодорожные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Роль транспортной инфраструктуры в социально-экономическом развитии Российской Федерации – это концепция, которая объединяет все регионы страны и создает единство и целостность в экономическом пространстве. Это основа для обеспечения внутренних национальных и международных экономических отношений.
В Российской Федерации был произведен анализ развития российской транспортной системы. За последние четверть века на территории страны грузооборот как трубопроводного, так и железнодорожного транспорта существенно возрос — более чем на 20 %. Вместе они обеспечивают более 93 % грузооборота транспортной системы страны, и эта доля существенно повысилась. Было отмечено, что главную роль в заполнении автодорожной инфраструктуры играют пассажирские перевозки, в частности личный автотранспорт, количество которого в условиях рыночной экономики существенно возросло. Был отмечен значительный рост пробок, который является экономической проблемой, а значит требует рассмотрения и нуждается в улучшении.
Также серьезной проблемой является перегруз использования железных дорог и недостаточное использование водных путей. Стоит сбалансировать развитие транспортной инфраструктуры, чтобы не было ситуаций низкой интенсивности и перегруза использования инфраструктуры.
По ряду показателей развитие транспортной инфраструктуры отстает от намеченного Транспортной стратегией. Так, ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего пользования составил 56,8 % от запланированного, автодорог федерального значения — 59,8 %. Очевидно, что их строительство нужно существенно ускорить
Также был отмечен рост скоростной эффективности железнодорожного транспорта, что служит важнейшим резервом повышения конкурентоспособности не только железнодорожной, но и всей транспортной отрасли.
На основе этих данных были выявлен огромный потенциал для ускорения экономического роста при активизации инфраструктурного строительства в долгосрочной перспективе.
Специалисты пришли к выводу, что необходима реализации закона развития транспортной инфраструктуры опережающими темпами. В прогнозе социально-экономического развития определены следующие приоритеты совершенствования транспортной инфраструктуры: расширение дорожной сети, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, в частности скоростных автомагистралей, на условиях государственно-частного партнерства; развитие транспортных коридоров, железнодорожных линий, Северного морского пути; увеличение мощности российских портов; развитие аэропортов и внутренних перевозок воздушным транспортом, а также железнодорожных перевозок; модернизация инфраструктуры внутреннего водного транспорта.
Для реализации указанных задач предусматривается расширить применение механизмов государственно-частного партнерства: концессионных соглашений, долгосрочных инвестиционных соглашений и контрактов жизненного цикла, механизмов проектного финансирования. Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. предусматривается, что с применением механизмов государственно-частного партнерства будут реализованы комплексные инвестиционные проекты по следующим направлениям:
- модернизация, электрификация и расширение магистральной инфраструктуры транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог транспортного маршрута «Европа - Западный Китай»;
- увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в несколько раз;
- увеличение мощностей морских портов РФ, развитие Северного морского пути и увеличение грузопотока по нему до 80 млн т;
- увеличение провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн т ежегодно;
- поэтапное развитие транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов РФ и другими городами — центрами экономического роста с их автодорожными обходами, путепроводами через железные дороги и мостовыми переходами и ликвидация иных, прежде всего энергетических, инфраструктурных ограничений на перспективных территориях, прилегающих к таким транспортным коммуникациям;
- реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и увеличение числа межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минующих г. Москву, до 50 % от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
Развитие магистральной инфраструктуры сухопутных международных транспортных коридоров, проходящих через территорию РФ, и Северного морского пути в качестве трансконтинентального транспортного коридора будет способствовать повышению конкурентоспособности российской транспортной системы, реализации географических преимуществ нашей страны для создания «моста» между Западом и Востоком, т. е. интеграции российской экономики в мировую.
Осуществление проектов в рамках указанных направлений может дать мощный импульс социально-экономическому развитию страны.
Вывод: Сбалансированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта необходимо для выхода российской экономики на более высокий уровень. Реализация Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры позволит повысить конкурентоспособность российской транспортной системы и усилит влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Мачерет Д. А. Влияние транспорта на социально-экономическое развитие // Экон. железн. дорог. 2003. № 10. С. 16-19.
- Лапидус Б. М., Мачерет Д. А. Макроэкономический аспект эволюции железнодорожного транспорта // Вопр. экон. 2011. № 3. С. 124-137.
- Мачерет Д. А. Создание железных дорог и экономический рост // Мир трансп. 2011. Т. 9. № 1 (34). С. 164-169.
- Мачерет Д. А., Валеев Н. А., Кудрявцева А. В. Формирование железнодорожной сети: диффузия эпохальной инновации и экономический рост // Экон. полит. 2018. Т. 13. № 1. С. 252-279.
- Мачерет Д. А. Экономические записки об отечественных железных дорогах // Отеч. записки. 2013. № 3. С. 162-178.
- Мачерет Д. А., Епишкин И. А. Взаимное влияние институциональных и транспортных факторов экономического развития: ретроспективный анализ // J. Institut. Stud. 2017. Т. 9. № 4. С. 80-100.
- Мачерет Д. А. О законе опережающего развития транспортной инфраструктуры // Экон. железн. дорог. 2018. № 7. С. 14-19.