Проблемы, возникающие при перевозке через  таможенную границу драгоценных камней и драгоценных металлов

Проблемы, возникающие при перевозке через  таможенную границу драгоценных камней и драгоценных металлов

Киргизова Диана Геннадиевна

Студентка Ульяновского государственного университета Россия, г.Ульяновск

Контрабанда занимает одно из лидирующих мест в теневой экономике стран и носит общественную опасность, так как она наносит существенный ущерб экономической безопасности государства. По международному обычаю государств контрабанда рассматривается как преступление международного характера.
По результатам прокурорских проверок, которые свидетельствуют о лидирующих нарушениях законодательства на таможне, выделяются многочисленные факты незаконного перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них через государственную границу Российской Федерации.
Недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности, стремятся занизить или исключить уплату таможенных пошлин, налогов и сборов связаны с нелегальным оборотом, не декларированием и недостоверным декларированием.
Существует множество способов незаконного перемещения драгоценных камней и металлов, которые часто применяются злоумышленниками. Один из таких способов - сокрытие от таможенного контроля, например, внутри различных видов транспорта, в специальных потайных местах ручной клади, а также в продуктах питания. Злоумышленники, чтобы скрыть перемещение драгоценных камней, используют разнообразные тайники, такие как обувь с полыми каблуками, портфели с двойным дном и многие другие.
Еще один распространенный способ - это не декларирование товаров или представление недостоверной информации о них. Также злоумышленники могут использовать недействительные документы, чтобы обмануть таможенные органы и успешно переместить драгоценные материалы.
Также существует возможность перемещения драгоценных металлов и камней через границу Российской Федерации, обойдя зоны таможенного контроля. Весьма популярно действовать таким образом.
Одним из основных способов, с помощью которых злоумышленники пытаются продать изделия из недрагоценных сплавов за драгоценные, является подбор металла, похожего на драгоценный по внешнему виду. Кроме того, часто используется покрытие недрагоценного сплава тонким слоем драгоценного металла, подделка государственных пробирных клейм или попытка продать изделие с меньшим содержанием драгоценных металлов за изделие с большей пробой.
Относительно фальсификации ювелирных камней, основными методами являются фальсификация веса, цвета и чистоты камней, подмена природного камня искусственным или синтетическим, а также замена камня с более низкими характеристиками цветности и чистоты. Часто злоумышленники также подделывают сертификаты на ювелирные вставки.
Что касается контрабанды камней, в Российскую Федерацию чаще всего незаконно ввозят рубины и сапфиры из Таиланда, Бирмы, Индии, Камбоджи, Лаоса и Вьетнама, а также изумруды из Колумбии и алмазы из африканских стран.
Вопрос контроля незаконного перемещения драгоценных камней и металлов остается актуальным, поскольку злоумышленники постоянно находят новые способы обойти закон и обмануть таможенные органы. Раскрытие и пресечение таких преступных действий требует пристального внимания со стороны соответствующих служб и внедрения новых мер борьбы с контрабандой.
Контрабанда драгоценных металлов и камней часто осуществляется преступными группировками. На территории России существует множество криминальных организаций, занимающихся контрабандой в данной сфере, включая мафиозные группировки "Уралмаш" и "Центральная" в Екатеринбурге.
"Уралмаш", считается, оперирует на Кипре, в США, Польше, Германии, Китае и занимается контрабандой металлов, оружия и наркотиков. Тогда как "Центральная" группировка осуществляет свои международные операции в Венгрии и Бельгии. По данным американских исследователей, на территории России также активно действуют другие преступные группировки, такие как китайская триада "Big Circle", "14K", "Red Sun" и "Sun Yee On". Они являются самыми могущественными организациями в Гонконге и материковом Китае, специализирующимися на сложных и масштабных преступных операциях, включая контрабанду драгоценных камней и металлов, организацию нелегальной миграции и мошенничество в финансовой сфере.
На законодательном уровне проблема контрабанды драгоценных камней и металлов решается путем ужесточения мер ответственности за совершение данного преступления. Однако данная тактика не позволяет снизить количество преступлений, так как контрабандисты всегда находят новые способы незаконного перемещения драгоценностей через таможенную границу.
В период с 2020 по 2021 годы были проведены мероприятия с целью повышения эффективности контроля за перемещением драгоценных металлов и камней через таможенную границу Евразийского экономического союза. В рамках председательства России в Кимберлийском процессе ФТС России определила ответственный орган по реализации цифровизации сертификатов вывоза необработанных природных алмазов Кимберлийского процесса.
В рамках международного правоохранительного сотрудничества в 2020 году ФТС России организовала проведение и обеспечила участие подразделений таможенных органов Российской Федерации в 13 специальных международных таможенных операциях и проектах. Эти меры были направлены на противодействие таможенным правонарушениям, связанным с осуществлением пассажирских авиационных перевозок, международных почтовых отправлений, незаконным перемещением ювелирных изделий, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для создания единообразной практики таможенного оформления во всех подразделениях Федеральной таможенной службы РФ, с целью уменьшения среднего индекса таможенной стоимости товаров по России, было решено ввести профиль риска в качестве общероссийского. Подобное применение профиля риска в качестве зонального приведет к снижению среднего индекса таможенной стоимости и значительным неуплатам таможенных платежей в бюджет Российской Федерации.
Несоответствие единой практики декларирования товаров данной категории приводит к нарушению конституционного принципа всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо, без исключений, должно участвовать в финансировании общегосударственных расходов и законно уплачивать налоги и сборы.
Надзорная деятельность транспортных прокуроров на данном направлении связана с определенными трудностями из-за отсутствия единообразной правоприменительной практики у таможенных органов. Для успешной работы требуется привлечение специалистов к проверочным мероприятиям, использование специализированного программного обеспечения и оперативное взаимодействие с другими правоохранительными органами. Это необходимо для своевременного выявления и пресечения фактов нелегального ввоза драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них на территорию ЕАЭС под видом бижутерии с заниженными индексами таможенной стоимости, что наносит существенный ущерб интересам Российской Федерации в виде неуплаты таможенных платежей.
Для эффективной борьбы с контрабандой драгоценных металлов и камней, необходимо улучшать работу таможенных органов, реализуя следующие меры:
1. Развивать двустороннее сотрудничество всех структур, вовлеченных в обеспечение безопасности внешней торговли.
2. Совершенствовать законодательство, чтобы установить уголовную ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней.
3. Активизировать работу органов местного самоуправления и силовых структур для предотвращения контрабанды.
4. Обеспечить сотрудников таможенных органов надежными техническими средствами контроля перемещения товаров.
5. Создать механизм обмена оперативной информацией о планируемых преступлениях.
6. Повысить квалификацию сотрудников таможенных органов.

Наиболее эффективным решением проблемы незаконного перемещения драгоценных металлов и камней является внедрение государственной интегрированной информационной системы для контроля оборота драгоценных металлов и камней (ГИИС ДМДК). Она представляет собой единую информационную платформу для взаимодействия между участниками рынка драгоценных металлов и камней, органами государственного контроля и надзора, а также другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 26.03.1998 № 41-ФЗ (ред. от 23.06.2020) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» //Официальный сайт -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102052228
  2. Федеральный закон от 23 июня 2020 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» //Официальный сайт -http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102052228
Ещё