Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ
The use of a risk-based approach in the implementation of currency control by the customs authorities of the Russian Federation
Авдеева А.А.
Студент 5 курса,
Ф-т Торгового дела,
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Россия, г. Ростов-на-Дону
e-mail:
Avdeeva A.А.
5th year student,
Faculty of Trade,
Rostov State University of Economics (RINH)
Russia, Rostov-on-Don
Аннотация: Ведение валютного контроля позволяет защитить экономику страны от возможных серьезных последствий, таких как значительный приток или отток капитала, криминализация экономики и утрата национальной промышленности. Одним из ключевых субъектов, занимающихся валютным контролем, являются таможенные органы. В их компетенцию входит контроль за перемещением валюты через границу, а также за легальностью операций с валютой в рамках внешнеэкономической деятельности. Для эффективного осуществления валютного контроля таможенные органы Российской Федерации используют риск-ориентированный подход. Он предполагает выявление и выделение наиболее вероятных и опасных случаев нарушения валютного законодательства на основе анализа данных о пересечении границы и проведенных операциях с валютой.
В статье рассматривается принцип работы риск-ориентированного подхода, его преимущества и возможности оптимизации работы таможенных органов.
Annotation: Currency control helps to protect the country's economy from possible serious consequences, such as significant capital inflows or outflows, criminalization of the economy and loss of national industry. One of the key actors involved in currency control is the customs authorities. Their competence includes monitoring the movement of currency across the border, as well as the legality of currency transactions within the framework of foreign economic activity. In order to effectively implement currency control, the customs authorities of the Russian Federation use a risk-based approach. It involves identifying and highlighting the most likely and dangerous cases of violations of currency legislation based on the analysis of data on border crossings and currency transactions.
The article discusses the principle of the risk-based approach, its advantages and the possibilities of optimizing the work of customs authorities.
Ключевые слова: таможенные органы, валютный контроль, валютное регулирование, валютные операции, риск-ориентированный поход.
Keywords: customs authorities, currency control, currency regulation, currency transactions, risk-oriented campaign.
В современном мире важнейшим инструментом для контроля за денежными потоками является валютный контроль. Особенно важно его осуществление для стран, таких как Россия, где существует риск незаконного вывоза или ввоза валюты. [4]
Начиная с апреля 2016 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) и другие таможенные органы Российской Федерации выполняют функции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
Необходимо отметить, что валютный контроль является одной из важнейших сфер контрольной и административной деятельности таможенных органов РФ, помимо осуществления непосредственно таможенного контроля.
Основными нормативно-правовыми актами в сфере валютного контроля и валютного регулирования в РФ выступает Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1]. Также, противодействие нарушениям в сфере валютного законодательства отражено в документах стратегического планирования ФТС РФ. основным ориентиром ФТС России, согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [2], является принятие комплекса мер, направленных на минимизацию рисков использования недобросовестными участниками ВЭД различных схем осуществления сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств из РФ, в том числе в сфере цифровых финансовых активов.
Основные векторы деятельности Федеральной таможенной службы России в сфере валютного контроля представлены на рисунке 1.
Система управления рисками является основным инструментом определения объектов и форм таможенного контроля в сфере валютного регулирования. В основу процессов управления рисками в Федеральной таможенной службе России положена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками, основанная на оценке вероятности нарушения участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства.Целью развития риск-ориентированного подхода при проведении валютного контроля таможенными органами РФ является создание «умной», гибкой, информационно-насыщенной, самонастраивающейся системы управления рисками.
Суть риск-ориентированного подхода заключается в том, что таможенные органы фокусируют свое внимание на тех субъектах, у которых наибольший риск нарушения валютного законодательства. Это позволяет сосредоточить ресурсы на проверке подозрительных операций и предотвратить возможные нарушения.
Основные цели применения риск-ориентированного подхода рассмотрены на рисунке 2.
При осуществлении валютного контроля применяется риск-ориентированный подход, связанный с категорированием таможенными органами участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по категориям уровня риска – низкий, средний и высокий, с соответствующим дифференцированным применением к ним мер валютного контроля.В настоящее время субъектно-ориентированный подход представлен отраслевым и автоматизированным категорированием участников ВЭД с использованием информационных ресурсов центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации. [8] Распределение участников ВЭД по категориям уровня риска осуществляется ежеквартально.
При распределении участников ВЭД по категориям производится последовательный расчет значений каждого из 31-го критерия, характеризующий участников ВЭД на основе различных аспектов его деятельности, после чего на основе окончательных значений определяется итоговый уровень риска деятельности участника ВЭД - низкий, средний или высокий. [3]
На рисунке 3 представлены шесть главных критериев при выявлении хотя бы одного из них участник ВЭД не может быть отнесен к категории низкого уровня риска.
По мимо, критериев, при которых участник ВЭД не может быть отнесён к низкому уровню риска при риск-ориентированном подходе, оцениваются также критерии, положительно характеризующие участника ВЭД при осуществлении валютного контроля. Данные критерии представлены на рисунке 4.
На рисунке 5 представлены также критерии, отрицательно характеризующие деятельность участника ВЭД.
Рисунок 5 - Критерии, отрицательно характеризующие участника ВЭД, при риск-ориентированном подходе [3].
Преимущества риск-ориентированного подхода в осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ очевидны. Во-первых, это позволяет улучшить эффективность контроля за финансовыми потоками и предотвратить потери для страны от необоснованных операций с валютой. Во-вторых, это позволяет оптимизировать работу таможенных органов и использовать ресурсы более рационально.
Однако, в риск-ориентированном подходе можно выделить следующие проблемы, требующие разрешения в целях реализации контрольно-надзорной деятельности таможенных органов, при осуществлении валютного контроля:
- Изменение технологии проведения контроля при применении риск-ориентированного подхода.
- Расширение перечня лиц в сфере таможенного дела, деятельность которых можно отнести к категории высокого, среднего и низкого уровня риска.
- Снятие грифов «ДСП» или «для служебного пользования» с правовых актов по направлению применения риск-ориентированного подхода.
- Установление единообразных подходов к определению критериев отнесения к тому или иному уроню риска.
- Изменение методики отнесения деятельности лиц (категорирование) к высокому, среднему, низкому уровням риска.
- Трансформация информационных ресурсов, ориентированная на работу в режиме онлайн.
- Разработка регламента по предоставлению государственной услуги по определению уровня риска при применении предметно-ориентированного и субъектно-ориентированного направлений в риск-ориентированном подходе.
Для решения данных проблем и совершенствования риск-ориентированного подхода, конечно, потребует провести формализацию, систематизацию и классификацию возможных нарушений таможенного законодательства и мер реагирования. Однако без этого невозможна выработка достаточно объективных критериев оптимизации выбора индикаторов риска, мер реагирования и профилей риска в целом. [8]
Таким образом, риск-ориентированный подход при осуществлении валютного контроля таможенными органами РФ является эффективным инструментом борьбы с незаконными финансовыми операциями и способствует улучшению контроля за валютными потоками через границу. Его использование позволяет снизить риски для экономики страны и обеспечить соблюдение валютного законодательства. Категоризация участников ВЭД при реализации риск-ориентированного подхода при валютном контроле позволяет эффективно выявлять и снижать риски незаконного оборота валюты и финансовых средств. Анализируя каждую из категорий участников и сосредотачиваясь на наиболее значимых рисках, таможенные органы РФ могут улучшить контроль за валютными операциями и обеспечить соблюдение законодательства в данной области.
Список используемой литературы:
- Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (последняя редакция)
- Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
- Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. № 29н «Об утверждении порядка проведения категорирования лиц, совершающих таможенные операции, периодичности и формы его проведения, перечня критериев, характеризующих деятельность лиц, совершающих таможенные операции, условий отнесения лиц, совершающих таможенные операции, к категории низкого, среднего или высокого уровня риска, условий дифференцированного применения к ним мер по минимизации рисков, а также порядка проведения контроля за соблюдением критериев лицами, совершающими таможенные операции, отнесенными к категории низкого уровня риска» (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2020 г., рег. № 58381, далее – приказ Минфина России)
- Агапова А.В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации / А.В. Агапова, Р.Х. Кочкаров, Р.М. Аширов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №10-1 (104). – С. 6-8.
- Ахмедзянов Р.Р. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля / Р.Р. Ахмедзянов, В.В. Зверева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 39 (1). – С. 24-28
- Беспалова В.В. Направления совершенствования валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, как составной части экономической безопасности страны // Инновационная наука. – 2022. - №9-2. – С. 16-20.
- Сергеев А.В. Анализ результатов деятельности ФТС РФ как органа валютного контроля / А.В. Сергеев, Е.В. Алексеева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. - №9 (103). – С. 179-182.
- Категорирование участников ВЭД при реализации риск-ориентированного подхода. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.alta.ru/expert_opinion/64766/