УДК: 004.853
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СМЕШАННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Галяутдинова А.Ф.
Уфимский университет науки и технологий, г.Уфа, Россия
Аннотация: Данная статья посвящена к изучению цифровых инструментов для эффективной организации смешанного и электронного обучения в условиях предметной цифровой среды. Смешанное обучение определяется как опытно-ориентированная образовательная модель, которая базируется на интеграции традиционной очной и электронной систем образования и обеспечивает персонализацию обучения путем предоставления учащимся права выбора условий и контроля над процессом овладения необходимыми компетентностями.
Ключевые слова: Google Класс, Kahoot, Mentimeter
DIGITAL TOOLS FOR EFFECTIVE ORGANIZATION OF MIXED AND E-LEARNING
Galyautdinova A.F.
Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia
Abstract: This article is devoted to the study of digital tools for the effective organization of mixed and e-learning in a subject digital environment. Blended learning is defined as an experience-oriented educational model that is based on the integration of traditional full-time and electronic education systems and ensures the personalization of learning by giving students the right to choose conditions and control over the process of mastering the necessary competencies.
Keywords: Google Class, Kahoot, Mentimeter
Современный мир стремительно эволюционирует в направлении информатизации и цифровизации всех сфер общества. Образ жизни современного человека отличается от предшествующих поколений в силу необходимости обрабатывать, передавать и получать большие объемы информации, доступные через разнообразные источники, включая социальные сети и другие интернет-ресурсы[1]. Цифровые технологии стали незаменимым инструментом для современного поколения. В XXI веке образовательные учреждения по всему миру активно внедряют цифровые инструменты, разработанные педагогами, методистами, художниками и программистами с использованием значительных ресурсов. Эти инструменты направлены на улучшение образовательного процесса, проведение тестов, опросов и видео коммуникации [2].
Педагоги все чаще используют учебные платформы и популярные мессенджеры, такие как Viber, WhatsApp, Facebook и Telegram, для организации коммуникации и обратной связи. Однако, для эффективного проведения урока педагогам зачастую требуются другие цифровые инструменты, учитывающие специфику предмета и способствующие активности учащихся.
Сегодня существует большое количество образовательных инструментов, многие из которых успешно используются в России. Некоторые из них бесплатны или имеют частичную оплату. Однако, их использование зависит от инициативы и желания педагогов.
Одним из самых популярных сервисов, используемых педагогами в смешанном обучении, является YouTube. В условиях дистанционного обучения, которое стало реальностью в российских школах, учителя активно используют возможности Интернета и телевидения для обучения и передачи необходимых знаний [3]. На YouTube можно найти объяснение сложных тем от известных педагогов, ученых и актеров, включая научно-популярные видео и анимации. Это помогает педагогам донести нужную информацию до учащихся. Кроме того, учителя могут создавать свои собственные каналы, которые предоставляют материалы для пропущенных уроков или дистанционного обучения, а также помогают улучшить подачу материала и развивать свои методики преподавания.
Для создания качественных видеозаписей в настоящее время не требуется специального оборудования, достаточно иметь современный смартфон или планшет. Готовые видео можно загружать на YouTube.
Еще один широко используемый сервис среди педагогов - Google Класс. Это бесплатный сервис для учебных заведений, некоммерческих организаций и пользователей личных аккаунтов Google. Google Класс позволяет создавать и оценивать задания, делиться учебными материалами, организовывать общение со студентами и упрощать учебный процесс [4].
Еще одним полезным инструментом является Kahoot - образовательная платформа, позволяющая проводить интерактивные занятия и тестирование студентов. Кahoot интегрирует игровой элемент в образовательный процесс, что делает его ярким, интересным и простым для использования [5].
Итак, с помощью цифровых инструментов педагоги могут улучшить эффективность образовательного процесса и сделать его более интересным для учащихся.
Цифровая платформа Kahoot была создана в 2013 году для быстрого и интерактивного создания викторин, опросов и обсуждений. Контент, созданный на этой платформе, называется «кахуты», и может включать тематические видео и изображения. Создание нового упражнения занимает всего несколько минут, что значительно сокращает время подготовки к занятиям.
Kahoot может быть использован для проведения контрольных и самостоятельных работ, быстрых опросов, дискуссий и коллективных обсуждений. Он может быть полезен как для традиционного, так и для формирующего оценивания и рефлексии. При использовании Kahoot в образовательной деятельности важно учитывать цели педагога и составлять учебные вопросы на основе этих целей.
Mentimeter - электронный образовательный ресурс, который предлагает широкие образовательные возможности. Он позволяет быстро опрашивать класс, получать мгновенную обратную связь и демонстрировать результаты аудитории в режиме реального времени. Mentimeter отличается от Kahoot тем, что он предназначен для опроса аудитории и получения обратной связи спикера на основе онлайн-голосования через мобильные устройства или компьютеры. Он представляет собой современный и интерактивный способ взаимодействия с аудиторией на занятиях, конференциях, собраниях и других мероприятиях.
Mentimeter является анонимным приложением и не требует ввода имени и фамилии участника опроса. Это позволяет участникам чувствовать себя более комфортно и свободно выражать свое мнение. Учителя должны владеть методиками использования цифровых инструментов, учитывая особенности предмета. Различный уровень цифровой компетентности учителей требует индивидуализации их обучения в формальном и неформальном образовании.
Для предотвращения рисков и уменьшения негативного влияния в условиях дистанционного обучения необходимо внедрение новых форм и методов, а также тщательное планирование работы учебного заведения в целом и деятельности каждого учителя в частности.
Список литературы
- Гурьянов П.А. Интеллектуальный капитал как основа инновационного развития экономического потенциала России. В сборнике: Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века. сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции. 2021. С. 633-637.
- Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // СРРМ. - 2021. - №3 (108). - С. 88-107.
- Короткевич Э.Р. Проблемы информатизации образования в контексте концепции «Нового осевого времени» // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования): материалы Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - С. 23-26.
- Логинова А.В. Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» // Молодой ученый. 2020. №9. С. 1114-1119.
- Нечитайлова Е.В. Технология смешанного обучения: инклюзивное образование на основе модели «Автономная группа» // Химия в школе. 2020. №2. С. 10-15.
- Трофимова Н.Н. Перспективы профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов на основе дистанционного обучения в цифровом формате. Инновации в образовании. 2021. № 6. С. 136-146.
- Толстопятых Л.Е., Юдкина Л.И., Акинина Н.А., Дровникова Н.А. Смешанное обучение при работе с одаренными детьми как инновационная педагогическая технология // Молодой ученый. 2021. №47. С. 234-23.